Цели урока:
- Образовательная: ввести новую физическую величину, формулу для вычисления, единицы измерения.
- Развивающая: развить исследовательские способности, желание узнавать новое, делать выводы из увиденного.
- Воспитательная: воспитать чувство патриотизма и гордости за односельчан, в труде которых находит применение данная физическая величина.
Структура урока:
1) Организационный момент
2) Введение в тему
3) Объяснение нового материала
4) Решение задач
5) Домашнее задание
Ход урока
1) Здравствуйте, ребята. Сегодня мы приступаем к изучению новой темы. Скажите, что в жизни бывает атмосферным, артериальным, психологическим, техническим? (Слайд № 2)
2) Вы верно ответили, что атмосферным, артериальным, психологическим, техническим может быть только давление.
Тема урока: "Давление. Единицы давления". Запишите в тетрадях тему урока: "Давление. Единицы давления".
Мы с вами выслушаем учеников, которые побывали на предприятиях, где находит применение эта физическая величина.
1-й ученик. (Слайд № 3) В нашем селе работает с 1938 года метеостанция - филиал Свердловского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями. Эта станция не прекращала работу даже в годы Великой отечественной войны. С помощью специальных приборов на станции замеряют атмосферное давление. Каждые три часа сведения передаются в областной центр. Самое высокое давление было зафиксировано в 2010году - 788 миллиметров ртутного столба. Мы увидели самописцы, которые фиксируют атмосферное давление, и АКМ - автоматизированный метеорологический комплекс для передачи сведений.
2-й ученик. (Слайд № 4) С 1951 года работает маслозавод. Под давлением 20 МПа работает гомогенизатор для механической обработки молока и жидких молочных продуктов с целью дробления и равномерного распределения в продукте жировых шариков, компрессорные винтовые установки - 1 МПа, охладительная установка - 25 бар, в котле для сжигания газа и мазута давление 13 кгс/см2.
3-й ученик. (Слайд № 5) Все знакомы с понятием артериальное давление. В больнице имеются приборы для измерения данной характеристики - тонометры. Нормальное давление для человека - 120/80 миллиметров ртутного столба. Значения больше и меньше этого числа отрицательно сказываются на здоровье человека. Для облегчения дыхания больным под давлением подаётся кислород. В медицине используется стерилизатор паровой, который предназначен для стерилизации паром под давлением перевязочных материалов, операционного белья, хирургического инструмента. На человека может оказываться психологическое давление: родители заставляют хорошо учиться, а Машу и медведя из мультфильма дед Мороз отправил разносить подарки. (Слайд № 6)
Итак, мы выслушали примеры разных видов давления, разные единицы измерения.
3) Новый материал.
Проведём эксперимент. Возьмём две дощечки, в которых забиты гвозди шляпками широкими (шиферные гвозди), обычными и остриями вверх. Если мы поставим их на песок, то увидим глубину погружения (опыт выполняет 4-й ученик). Сделайте первый вывод: как зависит давление от площади поверхности?
Запишем первый вывод: давление обратно пропорционально зависит от площади поверхности.
Проведём второй опыт (5-й ученик): замерим глубину погружения дощечки, если на ней стоит одна, две и три гирьки данной массы. Сделайте второй вывод зависимости давления от силы.
Запишем в тетради второй вывод: давление прямо пропорционально силе. Исходя из выводов, можем записать формулу для вычисления давления. (Слайд № 7)
р -давление твёрдого тела,
F - сила, действующая перпендикулярно поверхности,
S - площадь поверхности. Запишите формулу в тетради.
Для лучшего запоминания запишите слова: чтобы давление нам получить, силу надо на площадь делить.
Давайте вспомним единицы измерение силы и площади. (Слайд № 8)
эту величины в честь французского учёного Блеза Паскаля назвали паскаль и обозначили Па.
Эта единица измерения считается международной. Есть внесистемные единицы: миллиметры ртутного столба, бары, атмосферы, кгс/см2. С ними мы будем знакомиться позднее.
Запишите три буквы для этой формулы в виде треугольника. В таком виде хорошо запоминать формулу для нахождения давления, силы и площади. (Слайд № 9)
(Слайд № 10)
Часто используются кратные и дольные единицы (Слайд № 11):
- 1 гПа = 100 Па
- 1 кПа = 1000 Па
- 1 МПа = 1000000 Па = 106 Па
- 1 мПа = 0,001 Па
- 1 мкПа = 0,000001 Па = 10-6 Па
Скажите, что мы узнали на уроке?
1. Давление бывает атмосферное, артериальное, техническое.
2. Узнали формулу для вычисления давления.
3. Познакомились с единицами измерения давления.
3) Сейчас мы закрепим наши знания. Для этого будем решать задачи. (задачу решает 6-й ученик). (Слайд № 12)
1. Выразите давление:
а) в миллипаскалях 0,452 Па; 30 Па; 235 Па
б) в микропаскалях 0,000 007 Па; 638 Па
в) в гектопаскалях 3200 Па; 61 Па
Эти задания выполняет 7-й ученик (Слайд № 12)
2. Выразите давление:
а) в паскалях 6 гПа; 0,04 Н/см2; 0,5 кПа
б) в гектопаскалях 30 000 Па; 6400 Па
в) в килопаскалях 500 Па; 80 000 Па
3. Сейчас будем решать вычислительную задачу с элементами практики (Слайд № 13) (8-й ученик).
Вычислить какое давление оказывает ученик на снег на уроках физической культуры.
Какие нам необходимы данные для решения этой задачи?
Школьники предлагают пути решения. Первое: надо узнать силу, с которой ученик давит на снег. Для этого надо узнать массу ученика и вычислить силу тяжести. С помощью весов узнаем массу ученика. Запишем эту величину в данных. Второе: измерим длину и ширину лыж. Вычислим площадь, на которую опирается ученик. Эти данные тоже запишем в условии задачи. По формуле вычислим давление. У ученика, которого взвешивали, вычислим площадь обуви. Вычислим второе давление. Сейчас посмотрим на фотографии этого ученика в обуви на снегу и на лыжах. Какой можно сделать вывод? Давление ученик оказывает разное, так как разная площадь обуви и лыж.
Выставим оценки учащимся, которые готовили дополнительный материал, участвовали в экспериментах и решали задачи.
Итог урока.
Что мы узнали нового на этом уроке? (дети отвечают)
1) на этом уроке мы познакомились с новой физической величиной
2) узнали единицы измерения
3) формулы для вычисления давления
4) научились решать задачи по данной теме
Домашнее задание: п.33, упражнение 12 (письменно), выучить определение. (Слайд № 15)
Спасибо всем за урок! (Слайд № 16)