Программа курса "Все о части С"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель программы: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на экзамене по русскому языку.

Задачи программы:

  • способствовать совершенствованию коммуникативных умений учащихся;
  • научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
  • оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;
  • способствовать интеллектуальному развитию ученика;
  • способствовать воспитанию деловых качеств у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь;
  • способствовать воспитанию человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой, и знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в V-IX классах.

Программа рассчитана на 30 занятий, продолжительность одного занятия 40 минут. Целесообразно занятия, посвященные самостоятельному написанию сочинения-рассуждения, проводить как сдвоенные, в течение 80 минут.

В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик должен иметь представление:

  • о коммуникативной функции языка;
  • о литературном языке как основе художественной литературы;
  • о языковых нормах и их признаках;

Знать:

  • смысл понятий: речь устная и письменная, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
  • стили речи и их признаки;
  • особенности жанра рассуждения;
  • признаки текста и его функционально смысловые типы;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка;
  • основные нормы речевого этикета;

Уметь:

  • различать стили речи;
  • проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
  • вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
  • определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлением окружающей действительности;
  • подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
  • свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
  • создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
  • осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;
  • применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

Тематическое планирование

№ темы Тема Материал для занятия Кол-во часов
  Содержание курса. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Секреты части С. Презентация (слайды 1-9). Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом. 1
  Тексты для написания творческой работы в вариантах ЕГЭ. Стили и типы речи текстов ЕГЭ, их особенности. Примеры текстов. Таблицы “Стили речи”, “Типы речи”. 1
  Тексты для написания творческой работы в вариантах ЕГЭ. Стили и типы речи текстов ЕГЭ, их особенности. Самостоятельная работа. Анализ текстов, определение типа и стиля речи (Сенина Н.А. “Готовимся к ЕГЭ”). 1
  Тексты для написания творческой работы в вариантах ЕГЭ и их авторы. Краткие биографические справки об авторах текстов (Д.С. Лихачев “Письма о добром и прекрасном”, В.А. Солоухин “Камешки на ладони” и т.п.). 1
  Основные аспекты анализа текста. Презентация (слайды 10-11). План анализа текста. Примеры текстов с частичным анализом (Сенина Н.А. “Готовимся к ЕГЭ”. Модель части С. Анализ текста). 1
  Проблематика текстов для написания творческой работы в вариантах ЕГЭ. Презентация (слайды 12-22). Примеры текстов. Таблица “Типы проблем”. Речевые клише. 1
  Выявление проблематики текста и авторской позиции по поднятой проблеме. Тексты вариантов ЕГЭ с заданиями (проблематика и авторская позиция). 1
  Выявление проблематики текста и авторской позиции по поднятой проблеме. Тексты вариантов ЕГЭ с заданиями (Сенина Н.А. “Готовимся к ЕГЭ” Анализ текста). 1
  Композиция сочинения-рассуждения. Презентация (слайды 23-28). Памятка “Строение сочинения-рассуждения. Часть С”. Схемы “Строение сочинения-рассуждения”, “Строение комментария к сформулированной проблеме”, “Строение доказательства собственной позиции”. 1
  Основные виды вступления и заключения в сочинении-рассуждении. Презентация (слайды 29-31). Памятка “Основные виды вступления и заключения в сочинении-рассуждении”. Пример текста с заданиями. 1
  Основные виды вступления и заключения в сочинении-рассуждении. Коллективная творческая работа. Тексты вариантов ЕГЭ. 1
  Комментарий сформулированной проблемы. Презентация (слайды 32-36). Примеры текстов с комментариями (Сенина Н.А. “Готовимся к ЕГЭ” Анализ текста). Таблица “Средства художественной выразительности”. 1
  Комментарий сформулированной проблемы. Самостоятельная работа. Тексты вариантов ЕГЭ (Сенина Н.А. “Готовимся к ЕГЭ” Анализ текста). Речевые клише. 1
  Позиция автора. Собственная позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Презентация (слайды 37-41). Примеры текстов ученических сочинений для исправления ошибок учащихся. Речевые клише. 1
  Аргументы, подтверждающие собственную позицию. Презентация (слайды 42-47). Памятка “Виды аргументов, подтверждающих собственную позицию”. 1
  Аргументы с опорой на жизненный опыт. Банк аргументов (пословицы, поговорки, научные факты, цитаты и т.п.). 1
  Аргументы с опорой на читательский опыт. Банк аргументов. Презентация (фрагмент “Типичные ошибки в сочинениях учащихся”). 1
  Анализ текста публицистического стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам. Текст публицистического стиля. 1
  Анализ текста научно-популярного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам. Текст научно-популярного стиля. 1
  Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам. Текст художественного стиля. 1
  Самостоятельная работа. Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту (начало). Текст варианта ЕГЭ. Папки учащихся, собранные в ходе консультаций. 1
  Самостоятельная работа. Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту (продолжение). Текст варианта ЕГЭ. Папки учащихся, собранные в ходе консультаций. 1
  Рецензирование и редактирование собственных творческих работ. Собственные работы учащихся, проверенные учителем. 1
  Самостоятельная работа. Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту (начало). Тексты вариантов ЕГЭ. Папки учащихся, собранные в ходе консультаций. 1
  Самостоятельная работа. Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту (продолжение). Тексты вариантов ЕГЭ. Папки учащихся, собранные в ходе консультаций. 1
  Анализ типичных ошибок учащихся. Собственные работы учащихся, проверенные учителем. 1
  Контрольная работа. Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту (начало). Тексты вариантов ЕГЭ. 1
  Контрольная работа. Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту (продолжение). Тексты вариантов ЕГЭ. 1
  Анализ типичных ошибок учащихся. Собственные работы учащихся, проверенные учителем. 1
  Итоговое занятие. Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на экзамене. Секреты части С. Папки учащихся, собранные в ходе консультаций. 1

Литература:

  1. Демонстрационные варианты тестов ЕГЭ.
  2. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. – М.: Издательство “Экзамен”, 2010. (Серия “ЕГЭ. Выполнение заданий части 3 (С)”).
  3. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство “Экзамен”, 2008. (Серия “ЕГЭ. Практикум”).
  4. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса / Т.Ю. Угроватова. – М.: АСТ;СПб.: Астрель-СПб, 2009.
  5. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит. 1989.
  6. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение: Книга для учащихся 10 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1987.
  7. Нарушевич А.Г. Материалы курса “Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений”: лекции 5 – 8. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2007.
  8. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии / Д.И. Архарова, Т.А. Долинина, А.П. Чудинов. – Изд. 2-е. М.: Айрис-пресс, 2006. (Домашний репетитор: Подготовка к ЕГЭ).
  9. Русский язык. 9 класс: Элективный курс “Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика” / авт.- сост. Л.А. Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008.
  10. Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10 – 11 классов – Ростов-на-Дону: Легион, 2010 (“Готовимся к ЕГЭ”).

Презентация.