Цель программы: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на экзамене по русскому языку.
Задачи программы:
- способствовать совершенствованию коммуникативных умений учащихся;
- научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
- оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;
- способствовать интеллектуальному развитию ученика;
- способствовать воспитанию деловых качеств у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь;
- способствовать воспитанию человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой, и знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в V-IX классах.
Программа рассчитана на 30 занятий, продолжительность одного занятия 40 минут. Целесообразно занятия, посвященные самостоятельному написанию сочинения-рассуждения, проводить как сдвоенные, в течение 80 минут.
В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик должен иметь представление:
- о коммуникативной функции языка;
- о литературном языке как основе художественной литературы;
- о языковых нормах и их признаках;
Знать:
- смысл понятий: речь устная и письменная, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
- стили речи и их признаки;
- особенности жанра рассуждения;
- признаки текста и его функционально смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка;
- основные нормы речевого этикета;
Уметь:
- различать стили речи;
- проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
- вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
- определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлением окружающей действительности;
- подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
- свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
- создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
- осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
- извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;
- применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
Тематическое планирование
№ темы | Тема | Материал для занятия | Кол-во часов |
Содержание курса. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Секреты части С. | Презентация (слайды 1-9). Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом. | 1 | |
Тексты для написания творческой работы в вариантах ЕГЭ. Стили и типы речи текстов ЕГЭ, их особенности. | Примеры текстов. Таблицы “Стили речи”, “Типы речи”. | 1 | |
Тексты для написания творческой работы в вариантах ЕГЭ. Стили и типы речи текстов ЕГЭ, их особенности. Самостоятельная работа. | Анализ текстов, определение типа и стиля речи (Сенина Н.А. “Готовимся к ЕГЭ”). | 1 | |
Тексты для написания творческой работы в вариантах ЕГЭ и их авторы. | Краткие биографические справки об авторах текстов (Д.С. Лихачев “Письма о добром и прекрасном”, В.А. Солоухин “Камешки на ладони” и т.п.). | 1 | |
Основные аспекты анализа текста. | Презентация (слайды 10-11). План анализа текста. Примеры текстов с частичным анализом (Сенина Н.А. “Готовимся к ЕГЭ”. Модель части С. Анализ текста). | 1 | |
Проблематика текстов для написания творческой работы в вариантах ЕГЭ. | Презентация (слайды 12-22). Примеры текстов. Таблица “Типы проблем”. Речевые клише. | 1 | |
Выявление проблематики текста и авторской позиции по поднятой проблеме. | Тексты вариантов ЕГЭ с заданиями (проблематика и авторская позиция). | 1 | |
Выявление проблематики текста и авторской позиции по поднятой проблеме. | Тексты вариантов ЕГЭ с заданиями (Сенина Н.А. “Готовимся к ЕГЭ” Анализ текста). | 1 | |
Композиция сочинения-рассуждения. | Презентация (слайды 23-28). Памятка “Строение сочинения-рассуждения. Часть С”. Схемы “Строение сочинения-рассуждения”, “Строение комментария к сформулированной проблеме”, “Строение доказательства собственной позиции”. | 1 | |
Основные виды вступления и заключения в сочинении-рассуждении. | Презентация (слайды 29-31). Памятка “Основные виды вступления и заключения в сочинении-рассуждении”. Пример текста с заданиями. | 1 | |
Основные виды вступления и заключения в сочинении-рассуждении. Коллективная творческая работа. | Тексты вариантов ЕГЭ. | 1 | |
Комментарий сформулированной проблемы. | Презентация (слайды 32-36). Примеры текстов с комментариями (Сенина Н.А. “Готовимся к ЕГЭ” Анализ текста). Таблица “Средства художественной выразительности”. | 1 | |
Комментарий сформулированной проблемы. Самостоятельная работа. | Тексты вариантов ЕГЭ (Сенина Н.А. “Готовимся к ЕГЭ” Анализ текста). Речевые клише. | 1 | |
Позиция автора. Собственная позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. | Презентация (слайды 37-41). Примеры текстов ученических сочинений для исправления ошибок учащихся. Речевые клише. | 1 | |
Аргументы, подтверждающие собственную позицию. | Презентация (слайды 42-47). Памятка “Виды аргументов, подтверждающих собственную позицию”. | 1 | |
Аргументы с опорой на жизненный опыт. | Банк аргументов (пословицы, поговорки, научные факты, цитаты и т.п.). | 1 | |
Аргументы с опорой на читательский опыт. | Банк аргументов. Презентация (фрагмент “Типичные ошибки в сочинениях учащихся”). | 1 | |
Анализ текста публицистического стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам. | Текст публицистического стиля. | 1 | |
Анализ текста научно-популярного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам. | Текст научно-популярного стиля. | 1 | |
Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам. | Текст художественного стиля. | 1 | |
Самостоятельная работа. Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту (начало). | Текст варианта ЕГЭ. Папки учащихся, собранные в ходе консультаций. | 1 | |
Самостоятельная работа. Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту (продолжение). | Текст варианта ЕГЭ. Папки учащихся, собранные в ходе консультаций. | 1 | |
Рецензирование и редактирование собственных творческих работ. | Собственные работы учащихся, проверенные учителем. | 1 | |
Самостоятельная работа. Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту (начало). | Тексты вариантов ЕГЭ. Папки учащихся, собранные в ходе консультаций. | 1 | |
Самостоятельная работа. Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту (продолжение). | Тексты вариантов ЕГЭ. Папки учащихся, собранные в ходе консультаций. | 1 | |
Анализ типичных ошибок учащихся. | Собственные работы учащихся, проверенные учителем. | 1 | |
Контрольная работа. Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту (начало). | Тексты вариантов ЕГЭ. | 1 | |
Контрольная работа. Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту (продолжение). | Тексты вариантов ЕГЭ. | 1 | |
Анализ типичных ошибок учащихся. | Собственные работы учащихся, проверенные учителем. | 1 | |
Итоговое занятие. Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на экзамене. Секреты части С. | Папки учащихся, собранные в ходе консультаций. | 1 |
Литература:
- Демонстрационные варианты тестов ЕГЭ.
- Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. – М.: Издательство “Экзамен”, 2010. (Серия “ЕГЭ. Выполнение заданий части 3 (С)”).
- Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство “Экзамен”, 2008. (Серия “ЕГЭ. Практикум”).
- ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса / Т.Ю. Угроватова. – М.: АСТ;СПб.: Астрель-СПб, 2009.
- Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит. 1989.
- Морозова Н.П. Учимся писать сочинение: Книга для учащихся 10 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1987.
- Нарушевич А.Г. Материалы курса “Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений”: лекции 5 – 8. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2007.
- Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии / Д.И. Архарова, Т.А. Долинина, А.П. Чудинов. – Изд. 2-е. М.: Айрис-пресс, 2006. (Домашний репетитор: Подготовка к ЕГЭ).
- Русский язык. 9 класс: Элективный курс “Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика” / авт.- сост. Л.А. Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10 – 11 классов – Ростов-на-Дону: Легион, 2010 (“Готовимся к ЕГЭ”).