Развитие познавательной и информационно-коммуникативной компетентностей учащихся на уроках английского языка интерактивными средствами обучения

Разделы: Иностранные языки


Исходя, из концепции модернизации российского образования к системе школьного образования предъявлены следующие требования: Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Достижение данных требований в преподавание иностранных языков связано с инновационными процессами в организации обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Сегодня в центре внимания – ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Основная задача – создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество; активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Достичь поставленных задач, на мой взгляд, помогают современные интерактивные технологии. Обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий (например, триггеры, веб-квесты), Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Развитие познавательной и информационно - коммуникативной компетентностей учащихся на моих уроках происходит через использование интерактивных средств обучения. На разных этапах урока, в зависимости от конкретных целей и задач использую разнообразные интерактивные ресурсы. Например: – аудиоматериалы, которые позволяют развивать навыки аудирования, отработать фонетику; – видеофильмы, приобщающие учащихся к культуре страны изучаемого языка, позволяющие создать ситуации общения; – мультимедийные обучающие программы, помогающие развивать лексические и грамматические навыки; развивать навыки говорения, чтения, аудирования и письма. Основное их преимущество – наглядность и интерактивность. Оказывается одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия - слух и зрение, что позволяет достичь гораздо большего эффекта. А использование богатых иллюстративных, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося. Дети не только получают важную и нужную информацию, но и испытывают очень сильные положительные эмоции, Резкое появление паука на паутине, аплодисменты, лопание воздушных шаров вызывают удивление, восторг, радость, азарт. Ученики с увлечением работают, выполняя интерактивные задания, и не боятся ответить неправильно. Благодаря наглядности и интерактивности изучаемого материала, все дети вовлекаются в активную работу.

Таким образом, использование подобных программ оказывает положительное эмоциональное воздействие на учащихся, способствует развитию речевой активности, внимания, воображения, творчества, и самое главное, росту положительной мотивации к изучению предмета.

При проведении уроков с применением компьютера я использую разные задания (особенно интересно работать с приложениями к учебнику "Enjoy English"): распределить слова в три колонки, подписать картинки, заполнить пропуски, составить предложение и т. д. Хочется сказать, что уроки, на которых есть такие задания, становятся для обучающихся намного интереснее. Детям легко и интересно передвигать предметы и слова на мониторе, пользоваться клавиатурой и чувствовать то, что они владеют современными инновационными технологиями.

Изучение иностранных языков с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у обучающихся.

Например, при обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый может произносить фразы. При изучении грамматических структур – дети выполняют грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов, неоднократно возвращаясь к проделанным тестам, находя правильный ответ.

Новый материал излагается очень живо и увлекательно; используя разные виды наглядности и мультимедийных ресурсов, можно выполнять такие задания как:

  • Соединение;
  • Классификация;
  • Группировка;
  • Сортировка;
  • Заполнение пропусков;
  • Упорядочивание;
  • Установления соответствия.

Использование данного типа заданий позволяет ученикам лучше подготовиться к тестовым заданиям, созданным с учётом индивидуальных особенностей учеников.

Достаточно сложно, а иногда и совсем невозможно подобрать необходимую наглядность к уроку. Презентации, создаваемые мной самой или моими учениками, как раз и позволяют быстро и эффективно решать эту проблему. Создание таблиц, включение текста, аудио и видеоинформации - это лишь малый перечень того, что может быть включено в презентацию. Более динамичной и легко управляемой презентацию делает применение триггеров, позволяющих проигрывать анимацию повторно, а также произвольно менять порядок включения анимации во время демонстрации. Анимация объектов визуально выделяет наиболее значимые компоненты и дополнительно акцентирует на них внимание учащихся.

Использование презентаций возможно на любом этапе урока. При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод представления лексики. При изучении грамматики возможно анимационно выделить наиболее сложную или важную информацию (например, при изучении вопросов организовать взаимное перемещение подлежащего и сказуемого). Для закрепления изученного материала возможно представление заранее созданных упражнений (например, с пропусками). При наличии в классе электронной доски можно вызывать к ней учащихся, которые будут самостоятельно выполнять различные задания. При этом экономится большое количество времени, которое в ходе обычного урока тратится на излишнее переписывание заданий.

Интернет предоставляет широкие возможности для проектной деятельности учащихся, что способствует повышению заинтересованности в предмете и внутренней мотивации учащегося, активизирует его познавательную деятельность в процессе обучения иностранным языкам.

В ходе работы над учебными проектами учащиеся обращаются к различным информационным ресурсам: электронные энциклопедии, мультимедиа программы, поисковые системы сети Интернет. Для редактирования, обработки и представления полученных результатов учащиеся работают с текстовыми и графическими редакторами, нередко выполняют отчеты о проделанной работе с помощью презентаций, (Приложение 1) фото слайдов или видеороликов.

Участие в таких проектах очень важно для учащихся, поскольку они приобретают необходимые навыки организации самостоятельной работы и исследовательской деятельности.

Для развития у обучаемых навыков аналитического и творческого мышления использую более сложные проблемные задания c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета веб-квесты. (Приложение 2) Часть информации или вся находится на самом деле на различных веб-сайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам учащиеся работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются мною, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста ученики представляют собственные работы в электронной, печатной или устной форме, выставляют в сети.

Следующим направлением использования ресурсов всемирной сети

является осуществление учащимися переписки по электронной почте . Переписка с носителями языка в рамках международных коммуникационных проектов является прекрасным средством формирования межкультурной компетенции, что особенно важно в рамках профильного обучения иностранному языку. Она позволяет установить межкультурные связи, разрушить стереотипы и общепринятые взгляды.

Интернет открывает учащимся прекрасную возможность принять участие в общероссийких и международных дистанционных олимпиадах по английскому языку, которые проводятся различными организациями. В таких олимпиадах количество учащихся, как правило, не ограничено, поэтому свои силы могут попробовать все без исключения учащиеся, интересующие иностранными языками. Одной из таких организаций, проводящей интернет олимпиады, является Центр дополнительного образования "Дистантное обучение” (www.desc.ru). В прошлом году команда шестиклассников “United best friends” за успешное участие в интернет-карусели по английскому языку получила сертификаты. В этом году добавилась ещё одна команда “Scool 2” , состоящая из учащихся 9-ых классов.

Таким образом, интерактивные методы обучения очень эффективны, так как они:

  • Развивают самооценку и уверенность в себе;
  • Делают уроки интересными;
  • Развивают чувство ответственности;
  • Дают возможность осваивать жизненно важные навыки;
  • Способствуют инициативе учащихся;
  • Учеба происходит в действии при сотрудничестве учащихся с учителем;
  • Учеба начинается с того уровня, на котором учащиеся находятся;
  • Помогают создавать положительные эмоции.

Поэтому, используя интерактивные методы обучения, учитель воспитывает и обучает английскому языку учащихся с тем, чтобы они были способны не только к дальнейшему самообразованию в изучении иностранных языков, но и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем.

  1. Положительная динамика учебных достижений – повышение качества обученности: слабые учащиеся испытывают учебный успех, имеют стабильные оценки и избавляются от комплекса неполноценности; сильные – быстрее и глубже продвигаются в образовании, развивают свои творческие способности;
  2. Активизация участия школьников в конкурсах различного уровня;
  3. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в образовательной области “Иностранные языки”.
  4. Повышение мотивации обучения. Эффективно используется учебное время на уроке, повышается их интерес к предмету, к творческой и исследовательской работе. У учащихся развиваются личные и социальные навыки, творческие способности и уверенность в себе.