Цель: изучить свойства воды как растворитель.
Задачи:
- Расширить и углубить представление учеников о воде и ее свойствах.
- Раскрыть основные факторы загрязнения воды.
- Развить навыки практической и самостоятельной деятельности.
- Развивать коммуникативные навыки, умение работать в сотрудничестве.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
1. Орг. Момент:
Психологический настрой. Посмотрите, какай сегодня прекрасный солнечный денек. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям.
2. Аактулизация знаний: (загадка)
Меня пьют
Меня льют
Всем нужна я
Кто я такая?
Кто может назвать тему нашего урока?
Ребята, посмотрите, на доске рассыпались слова. Как нам их собрать? На сколько групп вы предложите разделить эти слова?
Жидкое | Твердое | Газообразное |
Вода Туман |
Лед Снег Айсберг |
Пар |
3. Изучение нового материала.
1) Беседа. Вода растворитель.
Сегодня мы как настоящие исследователи будем проводить опыты, но чтобы начать работу нам нужно ответить на три важных вопроса:
- Объяснить значение слова “растворитель”?
- А может веществом – растворителем быть вода?
- Все ли вещества растворяются в воде?
А сейчас мы свами опытным путем проверим, кто из вас был прав.
2) Практическая работа.
Сейчас вам предстоит выполнить исследовательскую работу. Каждая группу будет работать за своим столом.
Для начала давайте вспомним правила безопасности при проведении опытов.
- Работа под руководством взрослого.
- Вставать с рабочего места и ходить по классу запрещается.
- Наблюдение, осуждения, выводы делаются совместно, уважая мнение каждого и участников других групп.
Работа в группах.
Опыт № 1.
Возьмите пробирку с водой. Насыпьте соль и размешайте ее. Что происходит с кристаллами соли?
Но исчезла ли соль?
Возьмите пустой стакан, бумагу или фильтрования. Вложите фильтр в воронку, а воронку поставьте в пустой стакан. Вылейте содержимое пробирки в воронку. Что при этом произойдет?
Что происходит с солью в воде?
Опыт №2.
возьмите пробирку с водой и добавьте в нее несколько капель вишневого сока. Что произошло с водой?
Пропустим окрашенную воду через фильтр. Что произошло?
Опыт №3.
Возьмите пробирку с водой и добавьте в нее речной песок. Что произошло с водой?
Пропустите воду через фильтр. Что произошло?
Что можете сказать о речном песке?
Опыт №4.
Возьмите пробирку с водой и добавьте в нее глину. Что произошло с водой?
Давайте немного подождём. Что происходит?
Пропустим воду через фильтр. Что произошло?
Какой можно сделать вывод?
Общение:
Вода – хороший растворитель, но не все вещества растворимы в воде.
Работа с учебником стр._____
Какое значение в живой и не живой природе имеет свойства воды растворять вещества?
Физминутка.
Дополнительные материалы к уроку.
Ученик №1:
Вода – растворитель. Она растворяет даже металлы (серебро…). Многие старые люди пили чай с серебряной ложкой. Это старое народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Это серебряная вода. Ее можно получить в домашних условиях. Опустите в стакан с водой серебро. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворяться. Желаю всем долгих лет жизни!
Ученик №2:
Цифры о воде: 22 марта – всемирный день о воде.
Решение задач по группам:
- О душе: за прием душа в течение 5 минут расходуется 100 л воды. Сколько тратит за время принятия душа семья из четырех человек?
- Про зубы: маша, чистит зубы регулярно утром и вечером. Сколько воды тратит, маша за день, если на каждую чистку уходит 1 л.
- Про стирку:
- За день мама стирала 3 раза. Сколько воды израсходовала мама, если известно, что на одну стирку тратиться 100л.
- Про утечку: Петя забыл закрыть кран и уехал на дачу. Сколько воды вытекло из крана за время его отсутствия, если на даче он был 5 дней, а за сутки из крана вытекает в среднем 100л
Фильм о воде.
Беседа по вопросам:
- Что вы узнали из этого ролика о воде?
- Нужно ли людям беречь воду?
- А как сберечь воду я предлагаю вам поразмыслить самостоятельно, поработать творчески.
“Творческая работа” – составить памятку о воде.
Задание:
Придумайте памятку “ берегите воду” используя ватман. Карандаши, маркеры и знания, добытые сегодня на уроке. Через 5 ми нут представитель каждой группы расскажет нам, что у вас получилось.
4. Итог урока.
- Какое открытие для себя вы сделали на
сегодняшнем уроке?
- Чему научились?
Вывод: Беречь воду это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.
Домашнее задание: в научно-познавательной литературе найти материал по разделу “вода – растворитель”