Интегрированный урок "русский язык + изобразительное искусство" по теме "Психологический портрет"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Развивать способность находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и уметь передавать это описание словами;
  • Продолжить обучение такому виду высказывания, как описание внешности человека с учетом его психологического состояния.

Оборудование:

Фотографии – портреты родственников.

Репродукции картин:

  • Репин Е. И. “Портрет Мусорского”.
  • Репин Е. И. “Автопортрет”.
  • Боровиковский В.Л. “Лопухина”.
  • Серов “Портрет М. Н. Ермоловой”.
  • Левицкий Д.Г.“Старик”.
  • Левицкий Д.Г. “Новиков”.
  • Левицкий Д.Г. “Портрет “Алымовой”.
  • Пикассо “Девочка на шаре”.
  • Леонардо Да Винчи “Джоконда”.

Художественные произведения:

  • Гоголь Н.В. “Шинель”, “Портрет” , “Мертвые души”.
  • Твардовский А.Т. “Василий Теркин”.
  • Русская речь. Развитие речи. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.
  • Е. И. Никитина. – М.: Дрофа, 2010.

Ход урока

Сегодняшний урок развитие речи посвящен развитию умения создавать описание психологического портрета человека. Точно так, как художник рисует красками, вы попробуете словами так “нарисовать”, передать внешность человека, чтобы чувствовалось его психологическое состояние в этот момент.

Описание внешности – важное коммуникативное умение, которым должен владеть каждый человек, поскольку в жизни нам нередко приходится в той или иной мере описывать внешность человека, его характер, манеры, поведение; с портретом

мы встречаемся и в беллетристике, и в публицистике.

- Вспомните, что такое “портрет”?

Читаем правило.

Портрет в литературном произведении – изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться.

- Назовите примеры жизненных ситуаций, в которых нам необходимо умение описывать внешность человека?

Упражнение 230 (2)

- Как вы думаете, это будет портрет или психологический портрет? (портрет, мы изобразили лицо героя, фигуру, одежду, манеру держаться.)

Тогда! - Что же помогает нам увидеть именно психологический потрет человека?

(Выражение лица, положение рук, поза и т.д.)

Через внешность героя автор раскрывает его внутренний мир, характер.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно. –

писал Н. Заболоцкий в своем стихотворении “Портрет”. Так ли это? Ответ на этот вопрос нам поможет найти учитель изобразительного искусства.

Учитель ИЗО: Портрет – один из распространенных и популярных жанров живописи.

“Все, что я сделал до 70 лет, не стоит принимать в расчет. Только в возрасте 73 лет я приблизительно стал понимать истинное лицо. К 80 годам я достигну еще больших успехов. В 90 лет я проникну в тайну души, к 100 годам я сделаю чудо, а когда мне будет 110 лет, каждая моя линия, каждая черточка – все будет совершенным. Я прошу тех, кто увидит меня в этом возрасте, посмотреть, сдержу ли я свое слово.”

(Хокусая умер в возрасте 89 лет. Видимо, человеку не под силу постичь совершенство бытия).

Портрет (франц. – живописное, скульптурное, фотографическое или к – л др. изображение определенного человека).

Этот жанр возник раньше других (известны еще египетские скульптурные портреты, которым более 3 тысяч лет)

- Каждый портрет, написанный вдохновенной рукой большого мастера, одухотворен. Посмотрите на “Портрет С.К. Сухановой” художника “В.А. Тропинина”

(Здесь можно найти отражение раздумий, горечи, радости, весь путь сложной и подчас нелегкой жизни).

“Дед”

На все руки –
И швец, и жнец,
Первый каменщик и кузнец,
Садовник и пахарь,
Плотник и знахарь-
Все на свете умел мой дед.
Умел разговаривать дед с землей,
С камнем, деревом и травой,
С каждой птахой и зверем всяким,
Так с ручьями,
С облаком плакал.
И вдруг на пахоте занемог,
Откуда немочь – понять не мог.
Плуг опустил. Покраснел от стыда,
Такого с ним не было никогда.
И лег дед в свою борозду.
Семенем лег и смешался с землей,
С лесом, облаком и травой.

Первое и необходимое качество портрета – сходство с оригиналом. Но это, как говорят математики, условие необходимое, но недостаточное. За внешними чертами человека должны угадывать, чувствовать мысли, переживания, внутреннюю жизнь изображенного. Мы должны чувствовать и отношения художника к нему. Только все это сделает изобретения портретом, только это заставит нас вглядываться, вдумываться и волноваться. Даже тогда, когда изображенные люди совершенно нам незнакомы.

Портреты довольно разнообразны по тематике, композиции, цветовому решению.

Большой интерес, обычно, вызывают детские портреты, портреты людей, умудренных опытом, женские портреты, портреты известных людей.

  • Репин “Автопортрет”.
  • Репин “Н.С. Мусоргский”.
  • Серов “Портрет Ермоловой”.
  • Левицкий “Портрет Новикова”.
  • Левицкий “Портрет Алымовой”.
  • Пикассо “Девочка на жаре”.
  • Леонардо Да Винчи “Джоконда”.

Портреты по своему характеру бывают разные. Одни пишутся, чтобы возвеличить человека, показать его во всем великолепии и блеске. Это – народные портреты, получившие в русском искусстве наибольшее распространение в18 в. Другие портреты показывают человека в обычном, будничном облике. Это, так называемые, интимные, психологические портреты. Особую разновидность портретного жанра представляет групповой портрет.

Сейчас мы проведем экскурсию, пройдем по “музею”, посмотрим на портреты известных художников.

Первый экскурсовод: “Информация о портрете, Информация о возникновении портрета”.
Второй экскурсовод: “И.Е. Репин “Автопортрет”.
Третий экскурсовод: “И.В Репин “М.П. Мусоргский .Автопортрет”.
Четвертый экскурсовод: “Серов “Портрет Ермоловой”.
Пятый экскурсовод: “Левицкий Д.Г. “Портрет старика”.
Шестой экскурсовод: “ Левицкий Д.Г. “Портрет Алымовой”.
Седьмой экскурсовод: “ Левицкий Д.Г .“ Портрет Новикова”.
Восьмой экскурсовод: “ Пикассо “Девочка на жаре”.
Девятый экскурсовод: “ Леонардо Да Винчи “Джоконда”.

Наверное, лучше, чем философ А.Ф. Лосев о психологическом портрете не скажешь. Прочитайте это высказывание и передайте его смысл от 3 лица прошедшего времени.

Задание: страница 154 , упражнение 233.

“…Тело – живой лик души. По манере говорить, по взгляду глаз, по складкам на лбу, по держанию рук и ног, по цвету кожи, по голосу, по форме ушей, не говоря уже о цельных поступках, я всегда могу узнать, что за личность передо мной. По одному рукопожатию я догадываюсь обычно об очень многом”.

Задание классу:

По аналогии с краткими портретными зарисовками опишите в форме простого предложения внешний вид кого-либо из одноклассников, не называя его имени.

Проверьте, удачна ли ваша зарисовка; почитайте её товарищам. Узнают ли они, кого вы изобразили?

Давайте обратимся к портретной лексике.

Страница: 159,160,163.

Задание:

“Отметьте среди приведенных эпитетов такие, которые вы могли бы употребить в описании психологического портрета известных вам людей, героев фильмов, произведений литературы и живописи”.

Ребята, у каждого из вас на парте 2 фотографии ваших родных.

Задание:

  1. Используя эпитеты, составьте описание портрета;
  2. Отметьте эпитеты, которые вы могли бы употребить в описании психологического портрета.

- Хорошо ребята, вспомните, что такое психологический портрет?

Образцом для нас, конечно же, будет слово мастера.

Давайте обратимся к художественному тексту.

Упражнение: 224

На что обращает внимание писатель, изображая особое душевное состояние героя?

Пишем!

(На его позу, жесты, движения, цвет лица – бледнеет, краснеет, на выражения глаз, на интонацию, силу голоса).

- Какие примеры психологического портрета подобрали вы из художественных произведений?

  • Гоголь Н.В. “Шинель”.
  • Гоголь Н.В. “Мертвые души”.
  • Гоголь Н.В. “Портрет”.
  • Некрасов Н..А. “Есть женщины в русских селеньях”.
  • Лисянский М. “Улыбка Джоконды”.
  • Твардовский А.Т. “Василий Теркин”.
  • Смеляков Я. “Хорошая девочка Лида”.
  • Алигер М. “Живая любовь”.

Всегда ли внешность человека передает его внутренний мир?

(Иногда она бывает обманчива и надо быть очень наблюдательным, чтобы не ошибиться в людях, суметь разглядеть истинные душевные качества).

“…что есть красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?” (Н.Заболоцкий)

- Ребята, описание человека не будет полным без упоминания о его голосе. Мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно, тускло.

“Девушка без голоса, что пшеница без колоса”, – гласила народная мудрость.

Давайте послушаем две песни “Футболистка”, “Влюбленный дождь” в исполнении вашей одноклассницы.

Прослушивание песен.

- Какая из песен подходит ученице больше?

(Красивый голос гармонически сочетается с озорными глазами, смешной веселой улыбкой).

Итак, мы прочитали, прослушали несколько описаний портретов, теперь вы попробуете сами написать сочинение, в котором вам необходимо использовать психологический портрет.

Вы можете выбрать портрет дорогого для вас человека или интересного.

Но помните для портрета необходимо найти “рамку”.

Упражнение: 243

- Объяснить, почему вы решили описать его.
- Чем он привлек ваше внимание?
- Чем он вам дорог, интересен?
- Не забывайте использовать портретную лексику.

Подведение итогов урока.

- Удалось ли выполнить цель, поставленную вначале урока?
- Что значит термин “психологический портрет?”.

Домашнее задание: развитие речи, упражнение: 251.