Цель: знакомство со звуком и буквой [щ].
Задачи:
- учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, различать на слух звук [щ];
- закрепить произношение звука [щ];
- учить определять место звука [щ] в слове;
- совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности;
- познакомить со зрительным образом буквы щ;
- развивать дикцию, связную речь;
- развивать грамматический строй речи;
- совершенствовать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательность, коллективизм.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карандаши, вырезанные из бумаги кости, круги желтого цвета, прищепки, зеркала.
Ход занятия
1.Оргмомент.
Ребята, сегодня мы отправимся на поезде в далекое путешествие. Закройте глазки и в путь. (слайд 2)
Поезд прибыл, откройте глазки. Мы очутились в Королевстве звуков и букв.(слайд 3)
Жил-был в Королевстве маленький щенок. Он все время грустил, потому что его имя заколдовала Королева звуков. Как ни старался щенок узнать и разгадать эту тайну, ничего не получалось. Ведь он был еще совсем маленький и задания Королевы ему не под силу. Вот он перед нами.
Давайте послушаем, что он говорит.
2. Сообщение темы занятия.
Ребята щенок просит нас о помощи. Вы согласны?
3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука Щ.
Первое задание Королевы.
Перед вами картинки. Нужно определить, какой первый звук чаще встречается. (Звук [Щ].) (слайд 4)
Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий. При произношении звука [Щ] губки округлены. Произнесите этот звук и посмотрите в зеркало как округлились ваши губки.
Этот звук является первым в имени щенка.
Щенок хочет познакомить нас с буквой, обозначающей этот звук. (слайд 5)
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну, что же?
Е.Тарлапан
Давайте возьмем карандаши и напишем букву Щ в воздухе.
4. Развитие фонематических процессов.
Мы узнали первый звук, давайте поиграем с ним. Игра “Хлопушка”. Хлопните в ладоши, если услышите звук [Щ]:
- к-щ-л-н-щ-п-щ-с-т-щ-щ-м-л-щ;
-ща-сы-па-щу-ащ-ан-оп-чу-щи.
5. Развитие дикции.
Следующее задание королевы: повторите чистоговорки.
Ща—ща-ща - мы несем леща..
Щу-щу-щу - я грибы ищу.
Ещи-ещи-ещи - складываю вещи.
Ащ-ащ-ащ - купили новый плащ.
Орщ-орщ-орщ – мама варит борщ.
Щи-щи-щи – собирали овощи. (слайд 6)
Ребята, вы справились, и щенок говорит нам следующий звук в имени: это звук [Э]. (слайд 7)
6. Физминутка.
Вы, наверное, устали, давайте отдохнем.
Закройте глаза, представьте, что вы вышли на улицу и видите высоко в небе солнце. Поднимите руки, мысленно поздоровайтесь с солнцем. Вы чувствуете тепло его лучей, оно пронизывает все ваше тело. Вам так хорошо! Тепло! Радостно! Вы наполняетесь силой знаний, светом солнца! Обменяйтесь энергией с солнцем… Потянитесь… Улыбнитесь… Откройте глаза. Мы в комнате. Но солнечное тепло, свет и знания остались с каждым из вас. Улыбнитесь! (слайд 8)
7. Развитие связной речи.
А вот и новое задание Королевы: “Доскажи словечко”. Королева очень любит ясную погоду, наши солнышки сегодня должны засиять. Перед вами желтые круги и прищепки. Назвав правильное слово, вы цепляете прищепку на круг.
- Письмо опускают в почтовый … (ящик).
- На огороде выросли сочные … (овощи).
- У собаки сынок - … (щенок).
- Емелины желания исполняла … (щука).
- Зубы чистят зубной … (щеткой).
- В Древние времена люди жили в … (пещере).
Нужное слово – картинка появится на экране – слайд 9.
Верно и следующий звук для щенка… Звук [П]. (слайд 10)
8. Звуковой анализ, определение места звука в слове.
К нам прилетела “Звуковая сорока”. Покажите место звука [Щ] в словах и узнаете следующий звук.
Овощ, площадь, щит, плащ, клещи, щипцы. (слайд 11)
Молодцы, следующий звук…[К]. (слайд 12)
9. Образование существительных с помощью суффикса “ищ”.
А теперь последнее и самое сложное задание: У большого чудища не глаза, а … (глазищи), не усы, а … (усищи), не нос, а … (носище), не руки, а …(ручищи), не ноги, а …(ножищи). (слайд 13)
Чудище-юдище щенку сказало последний звук. Это звук [А]. (слайд 14)
10. Развитие языкового синтеза.
Давайте вспомним, какие звуки мы разгадали: [Щ], [Э], [П], [К], [А]. Составьте имя щенка. (Щепка). Правильно.
А теперь приготовим подарок нашему товарищу, чтобы он не забывал свое имя. (Дети раскрашивают букву Щ на косточке.)
Щенок благодарит вас за помощь и подарки. (слайд 15) Давайте скажем ему до свидания. Закроем глазки и отправимся на поезде домой. (слайд 16)
Итог занятия.
Мы приехали обратно. Какой звук и буква были первыми в имени щенка. (Звук и буква Щ). Вам понравилось наше путешествие? Почему? (Ответы детей).
Литература.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. М., 2010
- Агранович З.Е. В помощь логопеда и родителям. СПб., 2004
- Мартыненко Л.А., Постоева Л.Д. Коррекция речевых нарушений у детей 5-6 лет. СПб., 2010
- Светлова И.Е. Домашний логопед. М., 2008