На уроке используется групповая форма работы. Учащиеся в группах должны определить: какое оборудование они будут использовать, какие измерения будут выполнять, как будут представлять результаты своих измерений. В работе используется новое оборудование комплекса LabQuest: датчик силы и устройство измерения и обработки данных (УИОД).
Тип урока: Лабораторная работа.
Цели урока:
Образовательные: систематизировать знания учащихся о силе трения.
Развивающие: развивать познавательную активность учащихся.
Воспитательные: содействовать формированию идеи познаваемости мира. Воспитывать трудолюбие, взаимопонимание между учениками и учителем.
Задачи урока:
Образовательная: повторить определение, природу, расчетную формулу силы трения, повторить понятие коэффициента трения скольжения, вспомнить от чего зависит коэффициент трения и от чего не зависит.
Развивающая: продолжить работу над формированием навыков проведения самостоятельного эксперимента по физике, анализа результатов, полученных в ходе эксперимента, повышать информационную, коммуникативную культуры.
Воспитательная: воспитание коллективизма, взаимного уважения, нравственных качеств, воспитывать аккуратность и бережное отношение к школьному имуществу.
Оборудование: УИОД, датчик силы, трибометр (линейка и брусок), набор грузов, исследуемые образцы поверхностей (на деревянные линейки наклеены с одной стороны резиновый бинт, с другой стороны – скотч), металлические стержни с круглым сечением (из набора “Кристаллическая решетка” или карандаши с круглым сечением). Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация (Приложение 1)
Ход урока
- Организационный этап.
Этап актуализации знаний и действий.
- Повторение понятия “сила трения”.
- Повторение причины возникновения силы трения, ее природы.
- Повторения видов трения.
- Повторение расчетной формулы силы трения, ее анализ.
- Повторение понятия “коэффициент трения скольжения”.
- Выполнение самостоятельного эксперимента. Работа в группах.
- Группа № 1 изучает зависимость силы трения и коэффициента трения от силы, прижимающей тело к поверхности (силы нормального давления).
- Группа № 2 изучает зависимость коэффициента трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
- Группа № 3 производит сравнение силы трения скольжения и силы трения качения.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися:
- Учащиеся закрепят смысл физических понятий: “сила трения скольжения”, “коэффициент трения скольжения”.
- Учащиеся смогут решать практические задачи:
- на измерение сил – веса тела, силы трения;
- на определение коэффициента трения скольжения и качения
1. Этап актуализации знаний и действий.
Слайд 1. Приветствие.
Слайд 2. Запись темы урока.
Слайд 3. Цели урока:
Образовательные: систематизировать знания учащихся о силе трения.
Развивающие: развивать познавательную активность учащихся.
Воспитательные: содействовать формированию идеи познаваемости мира. Воспитывать трудолюбие, взаимопонимание между учениками и учителем.
Слайд 4. Задачи урока:
Образовательная: повторить определение, природу, расчетную формулу силы трения, повторить понятие коэффициента трения скольжения, вспомнить от чего зависит коэффициент трения и от чего не зависит.
Развивающая: продолжить работу над формированием навыков проведения самостоятельного эксперимента по физике, анализа результатов, полученных в ходе эксперимента, повышать информационную, коммуникативную культуры.
Воспитательная: воспитание коллективизма, взаимного уважения, нравственных качеств, воспитывать аккуратность и бережное отношение к школьному имуществу.
Слайд 5. План урока.
Слайд 6.
Учитель: Давайте вспомним, какую силу называют силой трения скольжения. Учащиеся должны дать ответ: Сила трения скольжения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения.
Слайд 7.
У: Какова природа сил трения? Ответ: Сопротивление сдвигу (сила упругости) в местах неровностей является причиной трения. Если поверхности очень гладкие действуют силы межмолекулярного притяжения. Сила трения имеет электромагнитную природу.
Слайд 8.
У: Какова классификация основных видов трения? Ответ: Скольжения, качения, покоя, сухое, вязкое (жидкостное).
Слайд 9.
У: По какой формуле определяют силу трения скольжения? Ответ: Fтр = N.
У: Что такое ? Ответ: Коэффициент пропорциональности, называемый коэффициентом трения скольжения
Слайд 10.
У: Как на опыте определить силу трения скольжения? Ответ: Равномерно перемещать брусок при помощи динамометра по поверхности. При равномерном движении силы, действующие на тело, компенсируют друг друга, поэтому сила трения равна по модулю силе тяги.
Слайд 11.
У: Как определить коэффициент трения скольжения? Ответ: = F/N
У: Зависит ли коэффициент трения от силы трения? От силы нормального давления? Ответ: Коэффициент трения не зависит ни от силы трения, ни от силы нормального давления. Коэффициент трения зависит от рода трущихся поверхностей и качества обработки поверхности.
2. Мотивация нового учебного материала.
Выполнение самостоятельного эксперимента. Работа в группах. Учащиеся самостоятельно вырабатывают план проведения эксперимента, выбирают необходимое оборудование, разрабатывают форму отчета по проделанной работе.
- Группа № 1 изучает зависимость силы трения и коэффициента трения от силы, прижимающей тело к поверхности (силы нормального давления).
- Группа № 2 изучает зависимость коэффициента трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
- Группа № 3 производит сравнение силы трения скольжения и силы трения качения.
Порядок выполнения работы:
- Ознакомьтесь с общими правилами техники безопасности проведения практических работ в кабинете физики.
- Выберите на датчике силы диапазон 10 Н.
- Подключите датчик к УИОД. Выберите в меню Файл пункт Новый. Если все сделано правильно, датчик определится автоматически, и на экране устройства вы увидите показания датчика.
- Измените частоту замеров датчика на 5 Гц и Время эксперимента на 10 с.
- Обнулите показания датчика, выбрав в меню Датчики пункт Ноль.
- Измерьте вес деревянного бруска с двумя грузами с помощью датчика силы. Занесите значение веса в таблицу отчета.
- Привяжите один конец нити к крючку датчика силы, а другой конец к крючку бруска. Поместите брусок с прикрепленным к нему датчиком на доску трибометра и положите два груза.
- Возьмитесь за датчик силы. Запустите процесс измерения. Сбор данных прекратится автоматически через 10 с. Медленно и с небольшим усилием потяните за датчик силы так, чтобы брусок с грузами равномерно перемещался по доске. Следите за тем, чтобы датчик не касался поверхности стола.
- Проанализируйте полученные данные. Определите среднее значение силы трения скольжения деревянного бруска с грузами по дереву. Для этого выполните следующее:
- выделите стилусом участок графика, соответствующий скольжению тела;
- выберите в меню Анализ пункт Статистика, затем пункт Сила;
- статистические данные эксперимента отобразятся в поле, расположенном справа от графика. Занесите среднее значение силы в таблицу отчета.
- Повторите работу по пп. 8-9 еще два раза и вычислите среднее значение силы трения. Занесите результаты измерений и вычислений в таблицу отчета.
- Сделайте вывод и заполните бланк отчета.
Для группы № 1 таблица может иметь следующий вид
N, Н |
|||||
Fтр1, Н |
|||||
Fтр2, Н |
|||||
Fтр3, Н |
|||||
Fтр ср, Н |
|||||
Учащимся можно предложить построить график зависимости силы трения от силы нормального давления, доказать, что сила трения пропорциональна силе нормального давления и рассчитать коэффициент трения по графику.
Для группы № 2 таблица может иметь следующий вид
N, Н |
Fтр1, Н |
Fтр2, Н |
Fтр3, Н |
Fтр ср, Н |
||
Дерево по дереву | ||||||
Дерево по резине | ||||||
Дерево по пластику |
Для группы № 3 таблица может иметь следующий вид
N, Н |
|||||
Fтр ск, Н |
|||||
Fтр кач, Н |
|||||
3. Анализ и обсуждение результатов.
Представитель от каждой группы оформляет на доске результаты работы своей группы.
У: Ребята, давайте посмотрим на результаты исследований и проанализируем их. Мы должны ответить на вопрос: совпадают ли результаты опыта с теоретическими основами.
- Пропорциональна ли сила трения силе нормального давления? Ответ: результаты опыта подтверждают данное утверждение.
- Зависит ли коэффициент трения от рода трущихся поверхностей? Ответ: Зависит. Большее значение имеет коэффициент трения дерева по резине, именно поэтому резину используют для увеличения трения (фрикционный материал) при изготовлении шин автомобилей, подошв обуви, лент транспортеров.
- Сила трения качения значительно меньше силы трения скольжения? Ответ: Трение качения меньше трения скольжения. Именно поэтому в истории человечества было изобретено колесо. Сейчас в механизмах используют шариковые и роликовые подшипники для уменьшения трения.
4. Домашнее задание
§ 3.13, 3.14 по учебнику “Физика. Механика. 10кл.”. Профильный уровень/ Под ред. Г.Я. Мякишева. – М.: “Дрофа”, 2010; вопросы стр.249,251, упр.8 (8,9).