Содружество семьи и школы – залог успеха в воспитании здорового образа жизни

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Актуальность: В настоящее время проблема здоровьесберегающих технологий в начальных классах – одна из самых насущных. Как научить детей беречь свое здоровье? Одно из лучших средств, на мой взгляд, – пропаганда здорового образа жизни через сотрудничество с родителями.

Цель: создание условий для разностороннего развития личности на основе осознания учащимися ценности здоровья;

Задачи:

  • Формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • Создание благоприятной психологической обстановки в классе, формирование комфортных способов взаимоотношений между учащимися, между детьми и взрослыми;
  • Развитие творческой активности учащихся, стремление к самовыражению в различных видах полезной деятельности.

Сохранение здоровья учащихся и формирование потребности в здоровом образе жизни – важнейшая задача начальной школы.

Два года моя воспитательная система успешно функционирует в классе.

Родители поддержали предложение об основной цели воспитательной системы класса – создание условий для разностороннего развития личности на основе осознания учащимися ценности здоровья в широком понимании смысла этого слова. Они приняли участие в определении перечня мероприятий: здоровый физически и эмоционально, доброжелательный, ответственный, умеющий общаться, с правильной самооценкой, увлеченный какой-либо творческой или спортивной деятельностью, с потребностью в здоровом образе жизни. Ключевая идея нашей воспитательной системы – это определение здоровья, данное Всемирной организацией здоровья: “ Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье.

Совместная работа с семьей заключается в обучении конкретным приемам и методам оздоровления.

В этих целях широко используются:

  • Консультации;
  • Деловые игры, тренинги;
  • Совместные физкультурные праздники;
  • Устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, а также родителей с опытом семейного воспитания;
  • Семинары-практикумы;
  • Исследовательская работа.

Родители учат своих детей воспринимать жизнь и здоровье как величайшую ценность. Это необычайно сложная задача не имеет однозначного решения. Она включает в себя формирование у детей основ физиологической, психической и интеллектуальной культур. Родители умело используют эти основы при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными для здоровья делами.

Каждый классный руководитель хочет стать помощником и хорошим советчиком для родителей, старается создать в коллективе атмосферу взаимопонимания и доверия, желает помочь родителям приобрести опыт в воспитании ребенка.

Системообразующий вид деятельности – игра “Мы растим “цветок здоровья”. Символ игры – “цветок здоровья” был представлен родителям:

– Горшочек с землей, в котором находятся корни “цветка”, – это факторы здоровья. Стебель с листьями – направления здоровьесберегающей работы, доступные для осуществления в семье и школе: гигиена, формирование правильной осанки, охрана зрения, правильное питание, организация физкультурно-оздоровительной работы, пропаганда здорового образа жизни. На сердцевине цветка – слово ребенок. Лепестки цветка – сферы здоровья, физиологическая, психологическая, социальная и вспомогательная, – оказывающие влияние на основные знания и увлечения.

Для учащихся названия лепестков звучат так: “Мой организм”, “Мое настроение”, “Мое отношение к людям и окружающему миру”, “Мои знания”, Мои увлечения”. Названия лепестков подсказала книга В.Ковалько “Здоровьесберегающие технологии”.

Для привлекательности этот “ цветок ” сделан пятицветным. На классном часе, посвященном знакомству с символом нашей жизни в классе, учащиеся натолкнули меня на поиск соответствия цвета его названию. Я пригласила школьного психолога, она нам рассказала, о цветах радуги, каждого лепестка. После обсуждения получилось так: красный лепесток – мой организм. Аргументировали тем, что это цвет опасности, а если в организме есть отклонения, нужно сразу обратить внимание; желтый – мое настроение, потому что это цвет солнца, а когда светит солнышко, то появляется хорошее настроение; зеленый – мое отношение к людям и окружающему нас миру, потому что это цвет спокойствия и гармонии. Возник вопрос спор о синем и белом лепестках. Остановились на том, что синий цвет – это знания, а белый – творчество, так как знания оказывают влияние на любую из этих сфер ученика.

Вывод:

  • Приобрели умения преодолевать препятствия;
  • Содружество семьи и школы укрепилось;
  • Учащиеся стали друг другу очень внимательными, доброжелательными; ответственными;
  • Включились в исследовательской работе;
  • Тропинка продолжается.