Предназначение школы – передавать подрастающим поколениям все наиболее ценные, стабильные знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, и воспитывать граждан, способных к дальнейшему развитию общества. Исходя из данной трактовки предназначения школы, можно выделить три важнейших направления работы педагогов.
Первое – интеллектуальное развитие детей. Второе – социальное развитие учащихся.
Третье – эмоциональное творческое развитие учащихся.
Строя урок, я стараюсь определить не только какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке: на уровне восприятия, осмысления и запоминания; на уровне применения знаний по образцу; на уровне применения знаний в новой ситуации.
Но одним из основных требований к уроку является научность, творческий подход к каждому уроку. Существенной стороной урока является индивидуализация обучения, грамотный подход к каждому ученику. Я пытаюсь организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формированию у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, сравнение; пытаюсь учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предложения, догадки; уметь делать обобщение изучаемых факторов, творчески применять знания в новых ситуациях.
Работа будет творческой, когда в ней проявляются собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретаемых знаний.
Знания, умения и навыки проверяются на разных этапах учебного процесса – это основные средства, с помощью которых устанавливается, как учащийся усваивает программный материал, продвигается в своем развитии.
На каждом этапе проверка выполняет различные функции. В начале изучения нового материала проверяются знания опорных представлений и понятии для уточнения и углубления их с целью подготовки учащихся к усвоению нового материала.
В ходе самого процесса обучения знания проверяются для того, чтобы определить их уровень, эффективность процесса обучения, обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применения их на практике, а также, соответственно, корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. При этом получаем обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и его результатах и соответствующим образом вмешиваемся в процесс: даем индивидуальные задания учащимся, дополнительно объясняем, приводим вспомогательные примеры, в случае выявления ошибочных суждений сообщаем факты, противоречащие неверному суждению, помогаем выработать правильный способ рассуждений. После изучения соответствующего материала проверяется уровень усвоения, контролируется старательность, прилежание, внимательность. Выявление качества знаний, умений и навыков необходимо для решения вопроса о способах усовершенствования учебно-воспитательного процесса на уроке. Функции проверки в этом случае заключается в том, чтобы предупредить отставание и неуспеваемость отдельных учащихся, своевременно выявить пробелы в их знаниях и принять решение о способах и средствах ликвидации этих пробелов.
Опыт работы показал, что тематическая структура содержания образования и тематическое осуществление процесса обучения требует такого же тематического подхода к проверке к учету знаний.
Для осуществления такого подхода темы, рассчитанные на большое количество часов, предлагается разбить на отдельные под темы, а темы, рассчитанные на 1-2 урока объединить. При таком подходе освобождается время для проведения контроля знаний.
Важное место при тематическом контроле занимает вопрос о системе фиксации результатов проверки и оценки. Эта проверка осуществляется на отдельных уроках, зачетных занятиях, переводных или выпускных экзаменах.
В условиях беспрерывных изменений функций проверки знаний изменяется и характер методики проверки. Актуализируя отдельные представления и понятия, следует учитывать, что учащиеся должны припоминать фрагменты знаний, полученных ими давно, которые могут быть ими в значительной степени забыты. Такие знания часто бывают, неполными, неглубокими, неточными и схематичными. Поэтому такая проверка часто бывает коллективной, фронтальной, а знания проверяются фрагментарно. Наиболее целесообразная методика такой проверки – фронтальная беседа.
Проверка знаний очень важна для правильного управления процессом усвоения знаний учащимися. Она требует непрерывного получения информации о знаниях уч-ся и вмешательства учителя в этот процесс. Здесь важно быстро проверить качество усвоения учащимися знаний и своевременно реагировать на отклонения от нормального хода учения. Методика такой проверки – это беседа с учащимися, во время которой дети отчитываются о ходе работы и ее результатах, о том, как они выполняют те или иные задания, почему так, а не иначе, сокращенно воспроизводят приобретенные знания и показывают практически способы выполнения действий.
Главнейшее требование такой проверки – быстрота, точность, лаконичность ответов, массовость в получении результатов и своевременность сообщения их учителю.
В процессе поурочной проверки выявляется, как учащиеся усвоили формулировки понятий, законов, закономерностей, как осмыслили изучаемые явления и т.д.
Здесь можно применить и тестовую методику проверки знаний и контрольные работы, и устные формы опроса, групповую работу.
Проверку знаний, навыков и умений осуществляют так же после больших разделов или тем программы. Здесь проверяется качество усвоения учащимися системы знаний – понятий, законов, теорий – и умения применять их на практике в комплексе.
Для такой проверки нужно, чтобы учащиеся выполнили комплексные задания, включающие знания, умения и навыки целого раздела или нескольких разделов программы. Для этого учащимся предлагают обобщенные вопросы для устных или письменных ответов, задания для описания процессов, явлений, событий с соответствующими обобщениями и аргументацией, для применения знаний в стандартных или нестандартных условиях, в сложных комплексных задачах или практических заданиях.
Еще более обобщенными и универсальными должны быть вопросы и задания при проверке знаний, навыков и умений учащихся в конце учебного курса.
Основной задачей к проверке является определение качества усвоения знаний навыков и умений учащихся.
В процессе массовой проверки качества знаний, навыков и умений можно выделить задания следующих уровней их усвоения.
Первый, наиболее элементарный уровень направлен на проверку знаний учащихся фактического материала.
Второй, направлен на определение, как учащиеся могут воспроизводить формулировки понятий, законов, закономерностей и объяснить их сущность или раскрыть объективные связи и отношения между ними.
Третий уровень предусматривает выявление качества обобщений и систематизации знаний. На этом уровне учащиеся должны охарактеризовать определенное явление в широком плане, используя знания многих разделов программы.
Четвертый уровень направлен на проверку знаний умений учащихся применять знания, навыки и умения в стандартных условиях или в заранее заданной ситуации.
Пятый уровень требует творческих решений. На этом уровне учащиеся должны уметь применять знания навыки и умения в нестандартных условиях, без указания на материал и способы выполнения действий.
Определяя структуру урока контроля, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний, навыков, умений – от уровня осознания до реконструктивного и конструктивного. При таком подходе структура урока этого типа будет примерно следующей.
Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока. Здесь возможен: 1) показ необходимости широкого и свободного использования в жизненных ситуациях приобретенных в школе знаний, навыков и умений; 2) сообщение о характере заданий на уроке, последовательности и способах их выполнения, оформления результатов самостоятельной работы.
Проверка знания учащимися фактического материала и умения раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях. Это – 1) устная фронтальная беседа; 2) устный индивидуальный опрос.
Проверка знаний учащимися основных понятий (законов) и умений объяснять их сущность, приводить наиболее убедительные аргументы к своим суждениям. Здесь возможна: 1) письменная работа (в течение 8-10 минут); 2) индивидуальный опрос.
Проверка глубины осмысления учащимися знаний в стандартных условиях. Может быть: 1) письменное решение задач; 2) выполнение самостоятельных, практических заданий по предметам, по готовым данным сформулированным вопросам.
Применение знаний в нестандартных условиях – это 1) выполнение комплексных творческих письменных работ, требующих переноса усвоенных знаний и способов выполнения действий в новые условия; 2) выполнение комплексных творческих практических заданий.
Планируя опрос учащихся нужно четко определить цель, содержание и методы проверки; наметить сроки; продумать план и содержания проверки; наметить сроки проведения.
Существующие формы контроля, такие как обзорный, предварительный, персональный, тематический, фронтальный и другие виды можно осуществлять различными методами это и устная проверка, письменная, графическая, комбинированная, тестирование, групповая работа, конструирование дидактических карточек, дидактических таблиц, пособий и другие.
Для контроля и оценки знаний учащихся стараюсь использовать зачетную систему.
Уроки делятся на несколько видов: лекции, практические занятия, семинары, консультации, зачетные уроки, конечно, подобное деление уроков весьма условно, но однако они удобны, т.к. при достаточно систематическом применении учащиеся уже по названию вида урока заранее знают, как будет на нем организована их деятельность и учащиеся психологически подготовлены к работе.
Изучение большой темы начинается с сообщения учащимися плана работы: количество уроков, краткое содержание, какие виды уроков будут применяться при изучении темы, на каких уроках будут проводиться промежуточные зачеты, указывается срок итогового зачета.
Это делается для того, чтобы подготовить учащихся к работе, сделать их активными участниками процесса обучения, приучает их к планированию своей деятельности, умению видеть конечную цель работы.
Учащимся дается долговременное домашнее задание, нацеленное на подготовку к зачету. Ребята обращаются к учителю, к консультанту в случае, если затрудняются решить ту или иную задачу. Для тех, кому это необходимо можно организовать индивидуальные консультации.
Кроме долговременного домашнего задания есть и текущее, которое проверяется на уроках. На протяжении всего зачетного периода на стендах вывешиваются задания к зачету; различные задачи, вопросы.
В конце изучения темы проводится зачет, в результате которого ученик получает итоговую отметку за тему. На зачет отводится 2 урока. Если к концу изучения темы все домашние задания и промежуточные зачетные работы у ученика оценены положительно, то получение оценки “3” обеспечивается автоматически. Чтобы получить оценки “4” и “5” нужно выполнить задания обязательного уровня и брать дополнительные задания для выполнения.
Предлагается другая форма зачета:
Перед зачетом проводится самостоятельная работа. В нее включаются типичные вопросы изученного материла и более сложные, требующие использования теории в нестандартной ситуации. Учащиеся, получившие за самостоятельную работу “отлично” помогают учителю проводить зачет. Учащиеся, сдавшие зачет на “отлично” освобождаются от контрольной работы.
Зачет состоит из теоретической и практической части.
Теоретическую часть – опрос производили помощники, отмечая результат в специальной карточке. На уроке сдается только практическая часть зачета. Каждому ученику дается карточка с обязательным и дополнительным заданием. Время на выполнение работы – 30 минут, на проверку– 10 минут, на подведение итогов – 5 минут. Класс разделен на 4-5 групп. Итоги подводят старшие группы.
Такая форма организации зачета дает всем равные возможности для достижения хороших результатов. “Сильные” уже на этапе самостоятельной работы могут показать высокий результат. Далее они продолжают закреплять полученные знания, работая со своими группами. Остальные учащиеся имеют возможность сдать зачеты на “отлично”. Обычно к контрольной работе подтягиваются и средние ученики, а “слабые” становятся более уверенными.
В 10-11-х классах можно проводить зачеты-экстерны. Ученик изучает темы самостоятельно. Сдают его обычно те, кто уверенно чувствует себя в знании предмета.
Для опроса учащихся можно использовать устные контрольные работы – устный счет. Цель этой работы не только проверить знания, но и еще раз отработать какие-то вопросы теории. Устная контрольная работа несколько отличается от традиционной. Здесь ученик как бы сам себя контролирует при помощи заданий учителя. Сам он делает выводы об уровне усвоения, учитель не видит его неудач. Поэтому устная контрольная работа чаще имеет обучающий характер. Ученик поставлен в ситуацию, когда он вынужден работать в темпе, заданном учителем, контролировать свои действия и использовать весь материал темы. Работа может занимать как часть урока, так и весь урок (в старших класса).
Задачи контрольной или зачетной работы должны быть составлены таким образом, чтобы не только проверить учебные задачи темы, но и развивающие и воспитательные задачи.
А это значит, что наряду с заданиями по проверке основных знаний и учебных умений, должны быть творческие задания, задания требующие применения изученного материала в практических жизненных ситуациях.
Для проверки знаний также используются контрольные тест анализы. Тест позволяет провести более широкий и более глубокий контроль за усвоением материала на ту или иную тему или по ряду тем. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо выявить “потолок” знаний в группе учащихся, определить в них лидеров и отстающих. Как правило тест из 8-12 вопросов дается на 10-15 минут.
Выигрыш во времени позволяет проводить контроль знаний постоянно, почти на каждом уроке, и кроме того дает возможность повторить те разделы, которые усвоены не очень хорошо.
После этого можно провести “реабилитирующий тест” для тех, кто не справился с первым. Более интенсивная работа при тестировании и ее игровой характер достаточно сильно повышают заинтересованность учащихся в хорошем результате.
Все это направлено на то, чтобы на своих уроках активизировать личность ученика, приложить все усилия к тому, чтобы работа была творческой, чтобы ребятам было интересно на уроке, чтобы как можно больше полезного они вынесли с каждого урока, чтобы каждый урок был, творческим процессом, процессом содружества ученика и учителя.