Урок "Пою тебе, мой край родной"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока:

1. Изучение природы Урала,

2. Выявление особенностей природы,

3. Выявление различий природы разных частей Урала,

4. Продолжение формирования навыков работы с картами и текстом учебника,

5. Продолжение формирования навыков нахождения короткого четкого ответа,

6. Воспитание патриотизма и любви к родному краю.

Оборудование:

1. Учебник "География России", авторы Дронов В.П., Баринова И.И. и др.,2008,

2. Атлас "География России" 8-9 класс, ФГУП "Уральская картографическая фабрика",2007,

3. Презентация "Край родной, навек любимый :"

4. Презентация "Урал" - из приложения к журналу "География" №1, 2012

4.Таблица "Дневник путешествия",

5. Карточки с особенностями Урала для вывешивания на доске.

Форма проведения урока - виртуальное путешествие.

Опрос (письменный по карточкам):

1. Самая южная административная единица Уральского экономического района

А. Республика Удмуртия

Б.Республика Башкирия

В.Пермский край

Г.Свердловская область

Д.Челябинская область

Е.Курганская область

Ж.Оренбургская область

2. Самая восточная административная единица Уральского экономического района

А.Республика Удмуртия

Б.Республика Башкирия

В.Пермский край

Г.Свердловская область

Д.Челябинская область

Е.Курганская область

Ж.Оренбургская область

3. Границей бассейнов каких рек является Урал?

А.Волга

Б.Енисей

В.Амур

Г.Обь

Д.Северная Двина

Е.Лена

Ж.Печора

З.Дон

4. Между какими частями света лежит Урал?

А.Африка

Б.Азия

В.Австралия

Г.Европа

Д.Америка

Е.Антарктида

5. Что для тебя двумя словами Урал?

Ответы занести в таблицу

1. 2. 3. 4.
5.

Новая тема:

Продолжим изучение Урала. Урал можно рассматривать как складчатую область, можно рассматривать как экономический район. Сегодня мы познакомимся поближе с Уралом как горной системой. Мы с вами совершим путешествие по Уралу. Путешествие наше, конечно, будет виртуальным. Но мы вспомним и наши реальные походы по родному краю, то есть по Уралу. Чтобы путешествие было результативным, перед началом путешествия всегда нужно ставить какие-либо цели и вопросы, на которые нужно найти ответ. В ходе путешествия мы будем заполнять дневник. А в конце урока мы должны дать ответ на вопрос: "Что же такого особенного есть в природе Урала, что его можно воспевать?"

Как мы помним из материала 6 класса, Урал - это средневысотные горы. Уральские горы - самые длинные горы России, протянувшиеся более чем на 2000 км от Карского моря до казахских степей. В чем же особенность положения Уральских гор? ( Тянутся от тундры до степи, тянутся в меридиональном направлении.). Какой вывод из этого мы можем сделать? (Природа Урала не может быть одинаковой на всем протяжении.)

Поэтому Урал делят на несколько частей, несколько разных природных комплексов. Отвечаем на 1-3 вопросы нашего дневника путешествия (Слайд 3 "Гора Народная")

Меридиональное положение Урала определяет его барьерную функцию, в первую очередь, на пути движения воздушных масс. Отвечаем на 4 вопрос.

Рельеф Уральских гор разнообразен: много относительно ровных поверхностей, но и хорошо проявляются особенности горного рельефа. Урал расположен между двумя крупными платформами. Отвечаем на 5 и 6 вопросы (слайды 4-9 "Русская равнина" и Западно-Сибирская равнина"). Эту особенность положения Урала поэтически отразил Николай Заболоцкий:

::::::::::...В глубине веков,
Образовавшись в огненном металле,
Платформы двух земных материков
Средь раскаленных лав затвердевали.
В огне и буре плавала Сибирь,
Европа двигала свое большое тело,
И солнце, как огромный нетопырь,
Сквозь желтый пар таинственно глядело.
И вдруг, подобно льдинам в ледоход,
Материки столкнулись. В небосвод
Метнулся камень, образуя скалы,
Расплавы звонких руд вонзились в интервалы
И трещины; пород подземные пары,
Как змеи, извиваясь меж камнями,
Пустоты скал заполнили огнями
Чудесных самоцветов. Все дары
Блистательной таблицы элементов
Здесь улеглись для наших инструментов
И затвердели. Так возник Урал.

Обратим внимание на последние строчки. Действительно, на Урале можно найти почти все элементы таблицы Менделеева ( это следующая особенность Урала). Близкое соседство различных тектонических структур - причина разнообразия горных пород. Отвечаем на 7 и 8 вопросы дневника. Разрушенность гор привела к легкодоступности полезных ископаемых и, как следствие, слабой изученности вглубь и вширь. Пример, слабая изученность хромитов массива Крака (Слайды 11-15 "Курумник на Яндык-горе" и "Массив Крака", слайд 16 "Уральские самоцветы" и слайды 18-35 "Полезные ископаемые Белорецкого района").

Меридиональное и глубинное положение Урала оказывают решающее влияние на особенности его климата. Ответим на 10 вопрос. Следующая особенность Урала - это континентальность его климата. Климат западных и восточных склонов Урала различается. Ответим на 11 вопрос. В начале урока мы отметили, что из-за сильной вытянутости Урала с севера на юг, природа не может быть одинаковой на всем протяжении гор. Ответим на 12 вопрос. Подумаем, вспомним, сравним климаты своего села Серменево(находится на высоте около 500м над уровнем моря), поселка Инзер и города Уфы, которые находятся западнее и ниже, сделаем вывод о влиянии высоты на климат и ответим на 13 вопрос. Отсюда следующая особенность - это изменение климата с высотой, в горах климат более суровый.

Мы с вами отметили, что Уральские горы тянутся от тундры до степи. Ответим на 14 вопрос. Вспомним свой поход на Краку и обратим внимание на то, что при подъеме наверх можно заметить смену высотных поясов. При подъеме снизу вверх можно выделить следующие пояса: смешанные березово-сосновые леса - сосновые леса - сосново-лиственичные леса - горные остепненные луга (слайды 37-44 "Высотная поясность на северных склонах массива Крака").

А теперь посмотрим презентацию "Урал".

Подведем итоги урока. За что же мы воспеваем Урал (Он огромный, красивый, разноликий, многогранный, самоцветный:..).

Послушаем стихи

Огромный, почти как море,
Пред глазами простор предстал.
На широком российском просторе
Ты раскинулся, царь - Урал.

Показала, блестя перламутром
В малахитной короне, свои
Горы с золотом-изумрудами
Хозяйка медной горы.

С детства сказки Бажова знакомы,
И ты мне говорил их не раз,
Их мне лес прошептал у дома,
Их напомнил мне гор окрас.

Вот такая душа у России,
И она - это ты, Урал,
Со своими долами степными
Предо мною гордо предстал.

И за все, что ты дал, ненаглядный,
Красоту твою в сердце храню,
Помоги мне обнять необъятную,
Затуманную даль твою
Ольга Волкова

Дневник путешествия ____________________________________

На какой вопрос должен ответить Где должен искать ответ Найденный ответ Баллы
1.На сколько частей делят Урал? Рис.51 на стр. 180    
2.Самая высокая часть Урала. Там же    
3.Самая высокая вершина Урала. Там же и текст настр.182    
4.На пути каких ветров расположен Урал? Вспомнить 7 класс    
5.Какие платформы примыкают к Уралу с запада и востока? Рис. 53 на стр.184

Карта "Тектоника и минеральные ресурсы"

на стр.16 атласа

   
6.Какие равнины расположены на этих платформах на западе и востоке? Рис.53 на стр.184

"Физическая карта России" на стр.14-15

атласа

   
7.Какие по происхождению полезные ископаемые имеются в горах? Рис. 53 на стр.184

Вспомнить 6 класс

   
8.Какие по происхождению полезные ископаемые имеются на прилегающих равнинах? Рис.53 на стр.184

Вспомнить 6 класс

   
9.Какая особенность географического положения сильно влияет на особенность климата Урала? Текст на стр.181    
10.Между какими областями умеренного климата расположен Урал? Текст на стр. 186

"Климатическая карта"

на стр. 17 атласа

   
11.На каком склоне Уральских гор осадков выпадает больше? Рис.55 на стр.186    
12.Как различается климат северной и южной частей Урала? думать    
13.Как меняется климат Урала с ростом абсолютной высоты? Из личного опыта    
14.Какие природные зоны пересекает Урал? "Карта растительности"

на стр.20 атласа

   
15.Какие полезные ископаемые добываются на Южном Урале ? презентация