Интегрированное занятие по развитию речи и познавательной деятельности по теме "Зима"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; познакомить со свойствами снега и льда; упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных; Упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику

Материал: картинно-графический план, предметные картинки, тетради, карандаши, снежки с изображением букв,снежинки из тонкой прозрачной плёнки с ниточками, картинки с изображением снеговиков, мяч, презентация “Свойства снега и льда”

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласктельными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Ребята посмотрите Что это? (снежки) А что изображено на снежках? (Буквы) Давайте выложим из них слово и узнаем о чём мы будем говорить?

Получается слово (Зимушка) Читают слово, делят его на слоги. Так о чём же, мы будем говорить? (о зиме)

2. Основная часть.

1. Чтобы правильно и красиво произносить все слова, повторим чистоговорку:

Чистоговорка “Зима”

Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

2. Беседа по теме.

– После чего наступает зима?

– Назовите зимние месяцы.

– Что происходит в природе зимой?

– Какие стоят деревья?

– Что лежит на крышах домов и на улице?

– Что надевают люди зимой?

– Как живется зверям и птицам зимой? Почему? Как им можно помочь?

– Какие вы знаете зимние праздники?

– Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая)

– Про что говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрустит, висят, скрипит?

3.

– Пока мы с вами повторяли чистоговорку, на улице пошел снег, и к нам прилетели снежинки. Посмотрите, какие они?

Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Воспитатель следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз

Посмотрите снежинку на просвет. Теперь приложите к себе. Какая снежинка

Если снежинка пропускает свет, значит она какая? (Прозрачная).

Снежинка – это прозрачный, ледяной кристалл.

Вился, вился снежный рой,
Сел на землю – стал горой. (Снег).

4. Показ призентации “Свойства снега и льда” Приложение 1.

Снежинки улетели и хотят чтобы мы поиграли дальше

5. Игра “Назови ласково” с мячом

– Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег - снежок Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец Дерево – деревце
Ветер – ветерок Горка – горочка
Лёд – ледок Холод – холодок
Зима – зимушка Санки – саночки

А теперь ребята проходите на стульчики, будем составлять предложения о зиме по мнемодорожкам

6. Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

7. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице. Приложение 2

Составление рассказа о зиме по картинно-графическому плану

План рассказа

  1. Какое время года?
  2. Тепло или холодно на улице?
  3. Какие в это время года выпадают осадки?
  4. Как выглядит в это время года земля, растения, небо?
  5. как одеваются в это время люди?
  6. Какую работу выполняют в это время люди, чем занимаются дети?
  7. Как проводят это время года животные?
  8. Как проводят это время года птицы?

8. Физминутка

Сегодня из снежного мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот.
Никто не проедет, никто не пройдет.
Знакома она уже всей детворе,
А Жучка все лает: “Чужой во дворе!”

идут по кругу, катят перед собой
воображаемый ком
рисуют руками три круга
Грозят указательным пальцем
Идут по кругу, последние слова
говорит один ребенок.

9. Работа на листах с изображением снеговиков

Обведи снеговиков, штриховка (сверху вниз. Слева направо, сверху вниз, наклонными линиями) Приложение 3

10. Заключительная часть.

Подведение итога.

Оценка деятельности.