Цели:
- Получение новых знаний о классификации сложных неорганических веществ. Формирование знаний и умений составлять формулы оксидов по названиям и названий оксидов по формулам.
- Закрепление умений составлений формул бинарных соединений по степени окисления.
- Продолжить обучение использования ПСХЭ Д.И.Менделеева.
- Применять на практике полученные знания и умения.
- Развитие мышления, памяти, внимания, наблюдательности, сообразительности.
- Развивать, используя межпредметные связи и интересные факты, интерес к химии, творческие способности и познавательный интерес учащихся.
- Воспитание самостоятельности, трудолюбия.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование и реактивы: ПСХЭ Д.И.Менделеева, рабочая карта (Приложение 1), учебник (судовой журнал), матрица (Приложение 2), мультимедийный комплекс, презентация (Презентация).
ХОД УРОКА
Мотивационно-ориентировочный этап
1 слайд
Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня
я приглашаю вас в виртуальное путешествие. Мы
поплывем по океану Химических Знаний и достигнем
огромного материка – Химии. Химия – огромный
материк, много стран, народов.
Помогать в путешествии нам будут судовой журнал
(учебник), рабочая карта, карта с заданиями.
Так куда же мы причалили? СНВ? Что же это за
страна такая?
Вам в помощь – ваш судовой журнал (учебник), в нем
есть ответы на все ваши вопросы.
Найдем по судовому журналу (стр. 82) что
обозначает СНВ.
Ученик. СНВ – сложные неорганические вещества.
Учитель. Посмотрите в состав СНВ
входят пять штатов. Определите по судовому
журналу названия штатов и
запишите в рабочую карту место нашего
прибытия в расшифрованном виде и названия пяти
штатов в схему № 1.
Проверим названия штатов
2 слайд
Учитель. А теперь посмотрим в какой
штат приплыли мы – Оксиды!
– Что нужно знать, когда попадаешь в незнакомую
страну?
Ученики. Обычаи страны и желательно язык.
Учитель. Правильно и поэтому наша цель сегодня - научиться говорить с местными жителями на одном языке, а это значит нужно установить состав оксидов, научиться правильно называть оксиды, выяснить значение оксидов.
Учитель. Для того, чтобы научиться и
здесь не заблудиться, нам нужно вспомнить:
– Какие вещества называются сложными?
– Какую степень окисления проявляет кислород в
сложных соединениях?
– Какую степень окисления проявляют металлы
1, 2, 3 групп главных подгрупп в сложных
соединениях?
– Молодцы! С такими знаниями можно смело ступать на сушу.
Этап осмысления (работа с новым материалом)
3 слайд
Учитель. Посмотрите, нам навстречу идут местные жители (аборигены):
Na2O, Al2O3, BaO, Fe O, Fe2O3
– Ребята почему они жители одного штата Оксиды, чем они так похожи?
Ученики. Состоят из атомов двух химических элементов, в состав входит кислород, степень окисления кислорода в оксидах – 2.
Учитель. Итак, какие же вещества называются оксидами?
Ученики формулируют определение.
Учитель. В рабочей карте закончите определение, вставьте нужные слова вместо пропусков.
4 слайд
Учитель. Как мы будем к ним обращаться, попросим их представиться.
Na2O – оксид натрия
Al2O3 – оксид алюминия
BaO – оксид бария
– Ребята, вы догадались как составлять названия оксидов?
Ученики. В названиях оксидов вначале указывают слово «оксид» (в именительном падеже), а затем – в родительном падеже название элемента.
Учитель. Но нам представились не все оксиды. Посмотрите:
5 слайд
Братья-близнецы
Fe2O3 и Fe O
N2O и NO2
Но все-таки они не совсем одинаковые. Чем они
отличаются?
Ученики. Количественным составом и степенью окисления элемента в оксиде.
6 слайд
Учитель. Определите степень окисления азота и железа в оксидах и посмотрите на экран. Что указывается в скобках?
Ученики. Степень окисления элементов.
Учитель. Дайте названия оксидам железа.
Ученики. FeO – оксид железа (II), Fe2O3 – оксид железа (III)
Учитель. Как мы будем узнавать указывать или не указывать степень окисления элемента в скобках. Почему для оксидов натрия, алюминия, бария не указывается степень окисления, а для оксидов железа и азота указывается?
Ученики. Натрий, алюминий и барий находятся в первой, второй и третьей группах главных подгруппах, поэтому в соединениях степень окисления в соединениях у этих элементов постоянная, у других элементов она непостоянная и поэтому указывается в названии оксидов.
Учитель. Сделаем вывод о правилах составления названий оксидов.
Ученики.
- В названиях оксидов вначале указывают слово «оксид» ( в именительном падеже), а затем – в родительном падеже название элемента.
- Если элемент не имеет постоянной степени окисления, то после названия элемента в скобках римской цифрой указывается численная величина его степени окисления.
7 слайд
Учитель. Мы можем не только давать
названия оксидам, но и по названиям составлять
формулы. Составьте формулы оксида кальция и
оксида фосфора (V).
А теперь посмотрим сможете ли вы разговаривать с
оксидами на одном языке. Для этого выполните по
матрице задания № 1 рабочей карты. Задания
выполняйте попарно, проверьте друг у друга,
спрашивайте если что-то непонятно.
Проверка задания по 8 слайду.
9 слайд
Li2O, CO2, MgO, H2O, SiO2
Учитель. К нам снова пожаловали местные жители, но среди них есть королева и два принца. С помощью загадок постарайтесь отгадать кто это?
10 слайд
Королева:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
11 слайд
Принцы.
Все живое меня выдыхает,
И огонь при мне затухает. (Углекислый газ)
12 слайд
Я как крупинка мал
А землю покрываю
В пустыне я живу
При ветре Солнце
Темною завесой закрываю. (Песок)
Срочно нужно приготовить хвалебные речи королевским особам. По судовому журналу (учебнику) стр 84-86: 1 ряд – углекислому газу, 2 ряд – воде, 3 ряд – кварцевому песку (3 минуты на подготовку, 3-4 предложения).
Ученики с каждого ряда кратко рассказывают о значении воды, углекислого газа и кварца.
Учитель.Молодцы, можно не бояться, теперь не съедят.
Рефлексивно-оценочный этап
Учитель. И для того, чтобы окончательно убедиться, что с вами в стране СНВ штат Оксиды ничего не случится, вы пройдете последнее испытание (тестирование).
Ученики выполняют задание № 2 в течение 5 минут.
Проверка задания по 13 слайду.
Учитель. Ребята, поднимите руку те, кто
при выполнении задания допустил одну ошибку или
выполнил без ошибок. Почти все справились с
заданием, молодцы!
– Что нового вы сегодня узнали?
Ученики. Познакомились с оксидами, научились их называть, унали о значении некоторых оксидов.
Учитель. Значит мы сегодня с вами хорошо поработали и достигли поставленной цели.
Домашнее задание: Параграф 26, стр 86 задания 1,4.