Урок химии по теме "Классификация сложных и неорганических веществ. Оксиды". 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • Получение новых знаний о классификации сложных неорганических веществ. Формирование знаний и умений составлять формулы оксидов по названиям и названий оксидов по формулам.
  • Закрепление умений составлений формул бинарных соединений по степени окисления.
  • Продолжить обучение использования ПСХЭ Д.И.Менделеева.
  • Применять на практике полученные знания и умения.
  • Развитие мышления, памяти, внимания, наблюдательности, сообразительности.
  • Развивать, используя межпредметные связи и интересные факты, интерес к химии, творческие способности и познавательный интерес учащихся.
  • Воспитание самостоятельности, трудолюбия.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование и реактивы: ПСХЭ Д.И.Менделеева, рабочая карта (Приложение 1), учебник (судовой журнал), матрица (Приложение 2),  мультимедийный комплекс, презентация (Презентация).

ХОД УРОКА

Мотивационно-ориентировочный этап

1 слайд

Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня я приглашаю вас в виртуальное путешествие. Мы поплывем по океану Химических Знаний и достигнем огромного материка – Химии. Химия – огромный материк, много стран, народов.
Помогать в путешествии нам будут судовой журнал (учебник), рабочая карта, карта с заданиями.
Так  куда же мы причалили? СНВ? Что же это за страна такая?
Вам в помощь – ваш судовой журнал (учебник), в нем есть ответы на все ваши вопросы.
Найдем по судовому журналу  (стр. 82) что обозначает СНВ.

Ученик. СНВ – сложные неорганические вещества.

Учитель. Посмотрите в состав СНВ входят пять штатов. Определите по судовому журналу    названия штатов и   запишите в рабочую карту место нашего прибытия в расшифрованном виде и названия пяти штатов  в схему № 1.
Проверим названия штатов

2 слайд

Учитель. А теперь посмотрим в какой штат  приплыли мы – Оксиды!
– Что нужно знать, когда попадаешь в незнакомую страну?

Ученики. Обычаи страны и желательно язык.

Учитель. Правильно и поэтому  наша цель сегодня  -  научиться говорить  с местными жителями на одном языке, а это значит нужно установить состав оксидов, научиться правильно называть оксиды, выяснить значение оксидов.

Учитель. Для того, чтобы научиться и здесь не заблудиться, нам нужно вспомнить:
– Какие вещества называются сложными?
– Какую степень окисления проявляет кислород в сложных соединениях?
– Какую степень окисления проявляют металлы  1, 2, 3 групп главных подгрупп в сложных соединениях?

– Молодцы! С такими знаниями можно смело  ступать на сушу.

Этап осмысления (работа с новым материалом)

3 слайд

Учитель. Посмотрите, нам навстречу идут местные жители (аборигены):

Na2O,    Al2O3,  BaO,  Fe O,   Fe2O3

– Ребята почему они жители одного штата Оксиды, чем они так похожи?

Ученики. Состоят  из атомов двух химических элементов, в состав входит кислород, степень окисления кислорода в оксидах  – 2.

Учитель. Итак, какие же вещества называются оксидами?

Ученики  формулируют определение.

Учитель. В рабочей карте закончите определение, вставьте нужные слова вместо пропусков.

4 слайд

Учитель. Как мы будем к ним обращаться, попросим их представиться.

Na2O – оксид натрия
Al2O3 – оксид алюминия
BaO – оксид  бария

– Ребята, вы догадались как составлять названия оксидов?

Ученики. В названиях оксидов вначале указывают слово «оксид» (в именительном падеже), а затем – в родительном падеже название элемента.

Учитель. Но нам представились не все оксиды. Посмотрите:

5 слайд   

Братья-близнецы
Fe2O3 и Fe O
N2O и NO2
Но все-таки они не совсем  одинаковые. Чем они отличаются?

Ученики. Количественным  составом и степенью окисления элемента в оксиде.

6 слайд

Учитель. Определите степень окисления азота и железа в оксидах и посмотрите на экран. Что указывается в скобках?

Ученики. Степень  окисления элементов.

Учитель. Дайте названия оксидам железа.

Ученики. FeO  – оксид железа (II), Fe2O3 – оксид железа (III)

Учитель. Как мы будем узнавать указывать или не указывать степень окисления элемента в скобках. Почему для оксидов натрия, алюминия, бария не указывается степень окисления, а для оксидов железа и азота указывается?

Ученики.  Натрий, алюминий и барий находятся в первой, второй и третьей группах главных подгруппах, поэтому в соединениях степень окисления в соединениях у этих элементов  постоянная, у других элементов она непостоянная и поэтому указывается в названии оксидов.

Учитель. Сделаем вывод о правилах составления названий оксидов.

Ученики.

  • В названиях оксидов вначале указывают слово «оксид»  ( в именительном падеже), а затем – в родительном падеже название элемента.
  • Если элемент не имеет постоянной степени окисления, то после названия элемента в скобках  римской цифрой указывается численная величина его степени окисления.

7 слайд

Учитель. Мы  можем не только давать названия оксидам, но и по названиям составлять формулы. Составьте формулы  оксида кальция и оксида фосфора (V).
А теперь посмотрим сможете ли вы разговаривать с оксидами на одном языке. Для этого выполните по матрице задания  № 1  рабочей карты. Задания выполняйте попарно, проверьте друг у друга, спрашивайте если что-то непонятно.

Проверка задания по 8 слайду.

9 слайд

Li2O,  CO2,  MgO,  H2O,  SiO2

Учитель. К нам снова пожаловали местные жители, но среди них есть королева и два принца. С помощью загадок постарайтесь отгадать кто это?

10 слайд

Королева:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.  (Вода)

11 слайд

Принцы.

Все живое меня выдыхает,
И огонь при мне затухает. (Углекислый газ)

12 слайд

Я как крупинка мал
А землю покрываю
В пустыне я живу
При ветре Солнце
Темною завесой закрываю. (Песок)

Срочно нужно приготовить хвалебные речи королевским особам. По судовому журналу (учебнику) стр 84-86: 1 ряд – углекислому газу, 2 ряд – воде, 3 ряд – кварцевому песку (3 минуты на подготовку,  3-4 предложения).

Ученики с каждого ряда кратко рассказывают о значении воды, углекислого газа и кварца.

Учитель.Молодцы, можно не бояться, теперь не съедят.

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель. И для того, чтобы окончательно убедиться, что с вами  в стране СНВ штат Оксиды ничего не случится, вы пройдете последнее испытание (тестирование).

Ученики выполняют задание № 2 в течение 5 минут.

Проверка задания по 13 слайду.

Учитель. Ребята, поднимите руку те, кто при выполнении задания допустил одну ошибку или выполнил без ошибок. Почти все справились с заданием, молодцы!
– Что нового вы сегодня узнали?

Ученики. Познакомились с оксидами, научились их называть, унали о значении некоторых оксидов.

Учитель. Значит  мы сегодня с вами хорошо поработали и достигли поставленной цели.

Домашнее задание:  Параграф 26, стр 86 задания 1,4.