Содержание работы
1. Пояснительная записка.
2. Тематический план.
3. Занимательный материал и практические упражнения. (Приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
Пояснительная записка
Обучение математике в начальных классах - сложный дидактико-психологический процесс взаимодействия учителя и обучающихся. В этом процессе речь идет не только о формировании у обучающихся владения математическими понятиями, “геометрического видения” этих понятий. Практика показала, что в среднем звене дети испытывают большие трудности при изучении самостоятельного предмета “Геометрия”. Это связано в первую очередь с тем, что очень мало внимания уделяется этому вопросу в начальной школе, у обучающихся слабо развито пространственное воображение, нет практических навыков в построении геометрических фигур на плоскости.
Курс “Геометрия для первоклассника” является пропедевтическим, рассчитан на обучающихся 1-го класса и строится на интуитивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал излагается на наглядно-интуитивном уровне, важнейшие методы и законы формируются в виде правил.
Пространственное мышление развивается через активизацию психических процессов: восприятия (первоосновой которого является ощущение), внимания, памяти, воображения при обязательном участии речи. Ведущую роль играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.
В связи с актуальностью проблемы развития пространственного мышления младших школьников возникла необходимость разработки системы геометрических упражнений, выполнение которых способствует адекватному восприятию пространства, формированию пространственных представлений, развитию воображения.
В программе начальной школы геометрический материал не выделяется в качестве самостоятельного раздела. В учебном процессе изучение элементов геометрии непосредственно связывается с изучением арифметических вопросов. Данная программа позволит последовательно и систематически изучить пропедевтический курс геометрии. Изучение геометрического материала способствует:
- накоплению запаса представлений о геометрических фигурах;
- развитию мышления, в частности:
а) развитию пространственного воображения;
б) формированию умения анализировать, обобщать, абстрагировать;
- развитию важнейших практических умений и навыков;
- подготовке обучающихся к дальнейшему изучению геометрии.
Занимательные задания и упражнения способствуют формированию и уточнению геометрических представлений.
Развитию геометрических представлений соответствуют методы, используемые при изучении элементов геометрии: работа с моделями геометрических фигур, моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина и проволоки, начертание геометрических фигур на бумаге и т.п. При этом важно варьировать несущественные признаки (материал, цвет, размер, положение на плоскости и т.п.), подбирать геометрические фигуры таким образом, чтобы обучающиеся подмечали общие существенные признаки геометрической фигуры, так как это определяет правильность представления о ней. Например, говоря о прямоугольнике, они должны выделить два существенных признака этой фигуры: прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые.
Ведущую роль при изучении геометрического материала играют систематически проводимые практические работы по формированию умений и навыков, связанных с применением чертежных и измерительных инструментов, с выполнением простейших чертежей, с построением изображений геометрических фигур. При этом необходимо формировать умение применять принятую символику и терминологию. Следует иметь в виду, что полученные в начальных классах элементарные навыки построений и измерений сохраняются у обучающихся на долгое время. В начальных классах формируются первоначальные представления о точности построения и измерения. В 1-м классе обучающиеся должны овладеть навыками построения и измерения отрезков с помощью линейки с точностью до 1 см. При этом необходимо постоянно следить за точностью выполнения необходимых действий, за правильностью пользования линейкой и карандашом и т.д., предъявляя не меньшие требования, чем при формировании навыков письма и счета.
Таким образом, при разработке данной программы были поставлены следующие задачи:
- определить конкретные цели изучения геометрии в 1-м классе;
- разработать наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей;
- рассмотреть необходимые средства обучения и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителей.
Курс “Геометрия для первоклассника” рассчитан на 30 часов (1 час в неделю). Он позволяет в игровой форме ввести обучающихся в мир геометрических фигур. Начало обучения в школе - сложный период в жизни ребенка. Подобранные интересные игровые задания помогут ребенку включиться в учебный процесс, проявить свои индивидуальные способности, заинтересовать геометрией как наукой, что создает благоприятные условия для изучения геометрии в среднем звене.
Данная программа не является догматической, предложенные в ней задания - примерный ориентир, который можно всегда изменить и дополнить. Главное - это система упражнений, направленная на развитие мышления учащихся, в частности:
- развитие пространственного мышления;
- формирование умения анализировать, обобщить, абстрагировать;
- накопление запаса представлений о геометрических фигурах;
- подготовка обучающихся к дальнейшему изучению геометрии.
Создание доверительной формы общения между учителем и обучающимися влечет за собой “доверительный деловой контакт”. Совместное “исследование” и “открытие” новых геометрических понятий через призму развития ребенка и его личный опыт создаст атмосферу радости и удовлетворения процессом практической деятельности и общения.
Тематический план
1. Введение в геометрию - ознакомительный урок – 1 час.
2. Ориентирование в пространстве: “вправо - влево”, “вверх - вниз”, “выше - ниже”, “внутри - вне” и т.д. – 2 часа.
3. Точка – 2 часа.
4. Прямая и кривая – 2 часа.
5. Отрезок. Обозначение отрезков при помощи букв – 2 часа.
6. Линейка. Измерение и построение – 2 часа.
7. Меры длины - сантиметр, дециметр‚ метр – 3 часа.
8. Сравнение отрезков. Отношения “больше на”, “меньше на” – 2 часа.
9. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные – 2 часа.
10. Угол. Виды углов. Построение углов. Обозначение буквами – 3 часа.
11. Знакомство с многоугольниками. Понятия: вершина, сторона. Обозначение многоугольников при помощи букв – 2 часа.
12. Прямоугольник и его свойства – 2 часа.
13. Квадрат - особый прямоугольник – 2 часа.
14. Понятие о периметре многоугольника. Нахождение периметра различных многоугольников – 3 часа.