Пояснительная записка
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Давно известно, что во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях поселка;
- необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
- обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов и реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены. Деятельность в лагере осуществляется по 2 направлениям: декоративно-прикладного и художественно-эстетического творчества.
Основной состав лагеря – дети от 6 до 16 лет включительно, учащиеся образовательных учреждений. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конвенции о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Законом РФ «Об образовании»;
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98г № 124- ФЗ;
- Трудовым кодексом РФ от 2006г. № 197- ФЗ;
- «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» (Приказ Минобрнауки РФ от 13. 07.2001г. № 2688);
- Постановление Правительства Забайкальского края «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Забайкальском крае в 2010 году» от 12.01.2010 г
Концепция программы
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги дополнительного образования художественно-эстетической, технической, прикладной направленности единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.
Однако анализ здоровья воспитанников лагеря свидетельствует о том, что больше половины из них имеют различные болезни. Самые распространенные из них: сколиоз, нарушение осанки, ослабленное зрение и т.д.Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.
Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Большинство воспитанников лагеря живут в неполных семьях, у некоторых из них родители-пенсионеры. Даже в половине неполных семей доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание, основы массажа и др.
По результатам анкетирования 76% детей считают, что ведут здоровый образ жизни, остальные не придают этому вопросу большого значения. Однако все воспитанники считают, что здоровье важно для будущего поколения.
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цель и задачи:
Цель: организация разносторонне развивающего отдыха для детей и подростков с использованием воспитательного и здоровьенесущего потенциала лета и окружающей среды.
Задачи:
- создать возможности для развития и раскрытия творческой активности каждого отдыхающего в лагере;
- организовать интересный познавательный и увлекательный досуг;
- привить навыки бережного отношения к природе;
- развить организаторские способности через участие детей в управлении лагерем Принципы:
- индивидуальности: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности;
- гуманизма: к каждому человеку относятся как к личности, способной выразить свои идеи, мысли, предложения;
- творчества: характеризующее основную сторону жизни детского лагеря, где творчество является и целью, и ценностью, и средством;
- доверии и поддержки- основан на том, что к каждому человеку, к его мотивам, интересам необходимо относиться уважительно, доверять и поддерживать его.
Основное содержание программы
№ п/п | Название блока | Краткое описание |
1. | «Здоровым быть модно» | Занятия с элементами тренинга, беседы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; проведение утренней гимнастики, спортивные соревнования и мероприятия С-витаминизация, йодизация продуктов |
2. | «Необычное в обычном» | Занятия с элементами тренинга по развитию творческих способностей; работа творческих мастерских «Бумажная фантазия», «Веселые нотки» |
3. | «Радуга талантов» | Конкурсные мероприятия, экскурсии, организация концертов, различных мероприятий |
Формы работы:
№ п/п | Содержание | Место проведения | Исполнитель |
Дела организационного периода | |||
1. | Игровая программа «Будем знакомы» | Актовый зал, отрядные комнаты | Начальник смены воспитатели |
2. | Конкурс «Моя визитка» | Отрядные комнаты | Воспитатели, |
3. | Выбор названия отряда, девиза, эмблемы | Воспитатели, актив | |
4. | Участие в празднике, посвященном открытию лагерной смены «Встреча на острове чудес» | Актовый зал | Начальник смены, воспитатели, актив |
5 | Тренинг «Твои права и обязанности» | Актовый зал | Воспитатели, сотрудник милиции |
6. | Выбор органа детского самоуправления – Совет лагеря | Отрядные комнаты | Воспитатели, актив |
Дела основного периода | |||
1. | Игровые программы, конкурсы, экскурсии | Актовый зал, отрядные комнаты | |
Конкурсная программа «Русские традиции» | Парк, отрядные комнаты | Воспитатели, актив | |
Конкурсная программа «Золушка страны чудес» | Актовый зал | Воспитатели, актив | |
Поход к «Чудо-дереву» на таинственный остров | Набережная реки | Воспитатели, актив | |
Викторина «Музыкальный калейдоскоп | Актовый зал | Воспитатели, актив | |
Конкурс «Принцы страны чудес» | Актовый зал | Воспитатели, актив | |
Выставка изделий ДПИ «Вдохновение» | Актовый зал | Воспитатели, актив | |
2. | Героико-патриотические мероприятия | ||
Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия» | Актовый зал | Воспитатели, актив | |
Конкурс рисунков на асфальте «Мой любимый поселок» | Территория лагеря | Воспитатели, актив | |
Концертная программа | Актовый зал | Воспитатели, актив | |
3. | Спортивно-оздоровительные мероприятия | ||
Выезд на речку | река «Жарча» | Воспитатели, актив | |
«Встреча на острове чудес» | Спортивная площадка | Воспитатели, актив | |
Конкурсная программа«Веселыми тропинками лета» | Парк | Воспитатели, актив | |
Спортивная программа «Я самый, я самая…» | Актовый зал | Воспитатели, актив | |
Участие в соревнованиях по плаванию | Река «Жарча» | Воспитатели, актив | |
Участие в мероприятии «играй, остров!» | Спортивная площадка | Воспитатели. актив | |
Поход «В гости к Берендею» (подвижные игры) | Парк | Воспитатели, актив | |
4. | Мероприятия по профилактике | ||
Беседы о вреде табакокурения, алкоголя, наркотиков «Как сказать алкоголю, табакокурению и наркотикам нет!» | Актовый зал | Медсестра | |
Конкурс рисунков «ЗОЖ» | Актовый зал | Воспитатели, актив | |
Занятия «Хочу быть здоровым» | Актовый зал | Воспитатели, актив | |
Тренинги «Береги имущество от пожара!» «Мои действия во время пожара» | Актовый зал | Воспитатели, актив | |
Беседа «Закон и порядок» (О правонарушениях и ответственности за преступления несовершеннолетних) | Актовый зал | Инспектор КДН | |
5. | Мероприятия по развитию творческих способностей | ||
Работа творческих мастерских «Бумажная фантазия»«Веселые нотки» | Отрядные комнаты | Воспитатели, актив | |
Игровая программа «Будем знакомы» | Отрядные комнаты | Воспитатели, актив | |
Занятие «Необычные ситуации» | Отрядные комнаты | Воспитатели, актив | |
«Необычное в обычном» | Актовый зал | Воспитатели, актив | |
Дела заключительного периода | |||
1. | Диагностика уровня сплоченности коллектива | Отрядные комнаты | Воспитатели, актив |
2. | Участие в празднике, посвященном закрытию смены «Страна чудес – страна талантов» | Актовый зал | Воспитатели, актив |
Концерт «До новых встреч!»Ярмарка «Волшебный сундучок», награждение воспитанников памятными подарками. Подведение итогов смены | Актовый зал |
Механизм реализации программы
1. Подготовительный этап включает:
- подбор кадров;
- комплектование отрядов, разработка нормативно- правовой базы.
2. Организационный этап включает:
- знакомство;
- выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
- сплочение отрядов;
- формирование законов и условий совместной работы;
- подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
3. Основной этап включает реализацию основных положений программы:
Родители, дети, педагоги, общественные организации- организаторы программы:
- познают, отдыхают, трудятся;
- делают открытия в себе, в окружающем мире;
- помогают в проведении мероприятий;
- учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
- развивают способность доверять себе и другим;
- укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков. В лагере работает система жетонов, ежедневно выбирается «Герой дня» по их набранному количеству.
4. Заключительный этап.
Анализ полученных результатов
Кадровое обеспечение
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от ЗУН и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
В реализации программы участвуют опытные педагоги Дома детского творчества, прошедшие обучение по организации работы с детьми в летний период.
Сроки и условия пребывания:
Программа реализуется в течение одной лагерной смены. Финансирование осуществляется из бюджетного финансирования.
Работа с активом лагеря
Выбор совета лагеря, подготовка мероприятий согласно плана- сетке, участие в управлении лагерем
Работа с родителями
Работа с родителями проходит в течение всей лагерной смены и включает в себя:
- встречи с начальником лагеря, воспитателями;
- индивидуальные беседы;
- участие в различных мероприятиях.
Индивидуальная работа с детьми
Воспитательный процесс осуществляется на протяжении всей смены и включает в себя:
- беседы по правилам поведения, культуре общения;
- беседы по профилактике негативных ситуаций;
- беседы о здоровом образе жизни.
Ожидаемые результаты
- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;
- укрепление здоровья воспитанников;
- развитие творческой активности каждого ребенка;
- укрепление связей между разновозрастными группами детей.
По итогам работы смены выбирается лидер (ребенок, набравший наибольшее количество жетонов).
Органы самоуправления в лагере
Актив лагеря создается для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей
В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные на одно смену, и взрослые.
Цели и задачи актива:
Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:
- оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно- массовых мероприятий и творческих дел;
- создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;
- содействия в создании благоприятного психологического климата;
- развития организаторских способностей.
Организация деятельности актива:
Актив лагеря – это Совет лагеря и Советы отрядов, которые являются органами самоуправления.
Совет отряда выбирает командира. Командиры отрядов составляют Совет лагеря. В отрядах также выбираются ответственные за различные направления деятельности.
В качестве равноправных членов актива входят взрослые: начальник лагеря, воспитатели
Права и обязанности:
Каждый член актива имеет право:
- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;
- на защиту своих интересов и прав.
Каждый член актива обязан:
- ответственно исполнять порученное дело;
- соблюдать законы общения и культуру поведения
План-сетка лагеря дневного пребывания – Приложение 1.
Фотоальбом – Приложение 2.