В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: учить распознавать грибы, формировать представление о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с видами грибов; учить осторожности при сборе грибов, объяснить, чем грозят последствия неправильного сбора и употребления грибов; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: рисунок Лесовичка, набор букв, плакат с изображением корзины, картина леса, грибы, приколотые иголочками.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда вы мне скажите сами, если угадаете загадку.

Есть у ребят зелёный друг
Весёлый друг, хороший
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)

III. Повторение пройденного материала.

– Мы отправимся туда не одни, с нами пойдёт лесной житель. Его имя мы будем узнавать так: я задаю вопрос, вы на него отвечаете. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал может открыть любую букву в имени гостя.

(На доске карточки с буквами, как в «Поле чудес»)

Л Е С О В И Ч О К

Вопросы:

  • Что такое лес?
  • Что вы о нём знаете?
  • Какое значение имеет лес в природе?
  • Какую роль он играет в жизни человека?
  • Что такое природа?
  • Какая бывает природа?
  • Какие признаки живого нам известны?
  • Что относится к неживой природе?

– Может кто-то назовёт всё слово?

IV. Работа по теме урока.

(Звучит плавная музыка, ученик читает стихотворение о лесе)

Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

– Если посмотреть на физическую карту России, то можно много увидеть окрашенного в зелёный цвет. Это леса, которые хранят много тайн и удивительных вещей. Широко раскинулся на карте зелёный океан, разнообразна растительность наших лесов.

Лесовичок: Сегодня во время нашей прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится? Отгадайте загадку, и скажите, о чём пойдёт речь?

Землю пробуравил, корешок оставил
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (Гриб)

– Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится, ни к миру растений, ни к миру животных. Богаты наши леса грибами. Какие грибы вам уже известны?

(На доске рисунок лесной поляны, отдельно рисунки грибов. Дети дают краткую характеристику гриба и его рисунок «прикалывают» к полянке)

Опята

Нет грибов, дружней, чем эти
Знают взрослые и дети.
На пеньках растём в лесу,
Как веснушки на носу.

«Опёнок» значит «округ», вокруг пня растёт. Заберётся какой-нибудь буро-крапчатый проныра- долгоножка на тёплый пенёк, на высокое сытное место и тянет за собой ватагу чешуйчатых грибов.

Подберёзовики

Не спорю, не белый
Я, братцы, попроще
Расту я обычно в берёзовой роще.

Название этого гриба говорит само за себя. Этот гриб всегда растёт под берёзами. Тонкая стройная белоножка-свечка с тёмно-бурыми стружечками-чешуйками. Шляпка снизу чисто белая, сверху- бархатисто-черная. Недаром зовут их чернышами-крепышами.

Подосиновик

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня узнаешь за версту
Зовусь я…

Эти грибы растут под осинками. Но ещё больше любят эти грибы забираться в папоротники.

Лисички

Очень дружные сестрички
Ходим в рыженьких беретах
Осень в лес приносим летом.

Эти грибы растут всегда россыпью, семейкой. Издали рыжая семейка может показаться лисенком. За что назвали? Да за цвет лисий, наверное, и за повадки хитрые, гибкие, искать надо, прячутся.

Боровик

Под старою сосною,
Где склонился пень-старик
Окружён своей семьёю
Первый найден…

Назван так за любовь к борам, сосновым лесам.

Лесовичок: Но не все грибы съедобные. Нужно быть очень внимательным в лесу.

Мухомор

А это красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки.

Мухомор – значит «мух морить». Красив, но ядовит. Для людей отрава, для мух погибель, если настойку из этого гриба приготовить. Но уничтожать его нельзя, для некоторых животных это лекарство.

Бледная поганка

У него невзрачный вид
Воланчик на ножке его украсит
Ты не трогай этот гриб
Учти – он очень ядовит,
Смотри, не бери его с полянки
Его называют…

Это лесная смерть. Бледную поганку путают с шампиньонами, сыроежками. Пластинки у белой поганки гибкие, эластичные.

V. Беседа «Съедобные и несъедобные грибы»

– Бродили мы, бродили по тропинкам и забрели на поляну. Сколько здесь грибов! (Рисунок полянки с ядовитыми грибами). Стойте! Не рвите! Это ядовитые грибы! Может, вы сможете их назвать?

Отравление грибами может привести к смерти. Поэтому при сборе грибов нужно быть очень внимательным и брать только те, которые всем известны, а незнакомые лучше не трогать. Так, если грибы ядовиты, может они не нужны, и их надо уничтожать? (Высказывания детей)

Правильно они служат кормом для лесных обитателей. Лоси могут лечиться грибами.

Лесовичок: А что это за объявление? Подойдём поближе, прочитаем.

Варите, солите и жарьте грибы.
Только грибницу не трогайте вы!
Она словно нить глубоко под землёй,
Испортишь, её и не будет другой.

Это касается нас. Как мы будем собирать грибы? (Высказывания детей).

Давайте рассмотрим разные способы сбора грибов и выберем правильный.

  • Мы будем рвать, тянуть гриб из земли. Как вы думаете, что произойдёт? Вы правы, мы повредим грибницу и на этом месте гриб не вырастет.
  • Грибы надо не рвать, а осторожно срезать ножом. Что произойдёт? Да грибница не повредится, новый гриб может вырасти.
  • Гриб не срезается, а выкручивается из земли. Грибница не повреждается, плодовое тело не остаётся в земле, будущим грибам ничего не грозит.

VI. Физминутка.

Влез опёнок на пенёк
Простоял один денёк.
На ветру качался,
Резко наклонялся.
Тоненький, тоненький,
Ножка, что соломинка!
А потом склонился
И совсем свалился!

VII. Закрепление изученного материала.

  • Прочитайте, какие грибы собраны в корзине.
 П  О  Г  Р  У  З  Д  Ь  Е  В  И  Н
 Л  И  С  И  Ч  К  И  Н  С  Е  В  О
 О  Н  Е  М  У  Х  О  М  О  Р  И  Т
 З  А  В  О  Л  Н  У  Ш  К  А  Л  Ю
 А  С  О  П  Я  Т  А  С  Н  О  В  А
 Т  Е  Н  А  Б  О  Р  О  В  И  К  О
 П  Р  Ы  Ж  И  К  А  В  О  Д  Е  Т

Груздь, лисички, мухомор, волнушка, опята, боровик, рыжик.

  • Игра «Съедобные – несъедобные».

VIII. Итог урока.

– С какими грибами встретились в лесу?

– Почему грибы имеют такие названия?

– Как правильно собирать грибы?

– Как человек использует грибы?

– Какие ядовитые грибы вы знаете?

– Почему нельзя уничтожать ядовитые грибы?

IX. Домашнее задание.

Найти стихи, загадки о грибах.