Цель: учить распознавать грибы, формировать представление о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с видами грибов; учить осторожности при сборе грибов, объяснить, чем грозят последствия неправильного сбора и употребления грибов; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: рисунок Лесовичка, набор букв, плакат с изображением корзины, картина леса, грибы, приколотые иголочками.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда вы мне скажите сами, если угадаете загадку.
Есть у ребят зелёный друг
Весёлый друг, хороший
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)
III. Повторение пройденного материала.
– Мы отправимся туда не одни, с нами пойдёт лесной житель. Его имя мы будем узнавать так: я задаю вопрос, вы на него отвечаете. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал может открыть любую букву в имени гостя.
(На доске карточки с буквами, как в «Поле чудес»)
Л | Е | С | О | В | И | Ч | О | К |
Вопросы:
- Что такое лес?
- Что вы о нём знаете?
- Какое значение имеет лес в природе?
- Какую роль он играет в жизни человека?
- Что такое природа?
- Какая бывает природа?
- Какие признаки живого нам известны?
- Что относится к неживой природе?
– Может кто-то назовёт всё слово?
IV. Работа по теме урока.
(Звучит плавная музыка, ученик читает стихотворение о лесе)
Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
– Если посмотреть на физическую карту России, то можно много увидеть окрашенного в зелёный цвет. Это леса, которые хранят много тайн и удивительных вещей. Широко раскинулся на карте зелёный океан, разнообразна растительность наших лесов.
Лесовичок: Сегодня во время нашей прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится? Отгадайте загадку, и скажите, о чём пойдёт речь?
Землю пробуравил, корешок оставил
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (Гриб)
– Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится, ни к миру растений, ни к миру животных. Богаты наши леса грибами. Какие грибы вам уже известны?
(На доске рисунок лесной поляны, отдельно рисунки грибов. Дети дают краткую характеристику гриба и его рисунок «прикалывают» к полянке)
Опята
Нет грибов, дружней, чем эти
Знают взрослые и дети.
На пеньках растём в лесу,
Как веснушки на носу.
«Опёнок» значит «округ», вокруг пня растёт. Заберётся какой-нибудь буро-крапчатый проныра- долгоножка на тёплый пенёк, на высокое сытное место и тянет за собой ватагу чешуйчатых грибов.
Подберёзовики
Не спорю, не белый
Я, братцы, попроще
Расту я обычно в берёзовой роще.
Название этого гриба говорит само за себя. Этот гриб всегда растёт под берёзами. Тонкая стройная белоножка-свечка с тёмно-бурыми стружечками-чешуйками. Шляпка снизу чисто белая, сверху- бархатисто-черная. Недаром зовут их чернышами-крепышами.
Подосиновик
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня узнаешь за версту
Зовусь я…
Эти грибы растут под осинками. Но ещё больше любят эти грибы забираться в папоротники.
Лисички
Очень дружные сестрички
Ходим в рыженьких беретах
Осень в лес приносим летом.
Эти грибы растут всегда россыпью, семейкой. Издали рыжая семейка может показаться лисенком. За что назвали? Да за цвет лисий, наверное, и за повадки хитрые, гибкие, искать надо, прячутся.
Боровик
Под старою сосною,
Где склонился пень-старик
Окружён своей семьёю
Первый найден…
Назван так за любовь к борам, сосновым лесам.
Лесовичок: Но не все грибы съедобные. Нужно быть очень внимательным в лесу.
Мухомор
А это красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки.
Мухомор – значит «мух морить». Красив, но ядовит. Для людей отрава, для мух погибель, если настойку из этого гриба приготовить. Но уничтожать его нельзя, для некоторых животных это лекарство.
Бледная поганка
У него невзрачный вид
Воланчик на ножке его украсит
Ты не трогай этот гриб
Учти – он очень ядовит,
Смотри, не бери его с полянки
Его называют…
Это лесная смерть. Бледную поганку путают с шампиньонами, сыроежками. Пластинки у белой поганки гибкие, эластичные.
V. Беседа «Съедобные и несъедобные грибы»
– Бродили мы, бродили по тропинкам и забрели на поляну. Сколько здесь грибов! (Рисунок полянки с ядовитыми грибами). Стойте! Не рвите! Это ядовитые грибы! Может, вы сможете их назвать?
Отравление грибами может привести к смерти. Поэтому при сборе грибов нужно быть очень внимательным и брать только те, которые всем известны, а незнакомые лучше не трогать. Так, если грибы ядовиты, может они не нужны, и их надо уничтожать? (Высказывания детей)
Правильно они служат кормом для лесных обитателей. Лоси могут лечиться грибами.
Лесовичок: А что это за объявление? Подойдём поближе, прочитаем.
Варите, солите и жарьте грибы.
Только грибницу не трогайте вы!
Она словно нить глубоко под землёй,
Испортишь, её и не будет другой.
Это касается нас. Как мы будем собирать грибы? (Высказывания детей).
Давайте рассмотрим разные способы сбора грибов и выберем правильный.
- Мы будем рвать, тянуть гриб из земли. Как вы думаете, что произойдёт? Вы правы, мы повредим грибницу и на этом месте гриб не вырастет.
- Грибы надо не рвать, а осторожно срезать ножом. Что произойдёт? Да грибница не повредится, новый гриб может вырасти.
- Гриб не срезается, а выкручивается из земли. Грибница не повреждается, плодовое тело не остаётся в земле, будущим грибам ничего не грозит.
VI. Физминутка.
Влез опёнок на пенёк
Простоял один денёк.
На ветру качался,
Резко наклонялся.
Тоненький, тоненький,
Ножка, что соломинка!
А потом склонился
И совсем свалился!
VII. Закрепление изученного материала.
- Прочитайте, какие грибы собраны в корзине.
П | О | Г | Р | У | З | Д | Ь | Е | В | И | Н |
Л | И | С | И | Ч | К | И | Н | С | Е | В | О |
О | Н | Е | М | У | Х | О | М | О | Р | И | Т |
З | А | В | О | Л | Н | У | Ш | К | А | Л | Ю |
А | С | О | П | Я | Т | А | С | Н | О | В | А |
Т | Е | Н | А | Б | О | Р | О | В | И | К | О |
П | Р | Ы | Ж | И | К | А | В | О | Д | Е | Т |
Груздь, лисички, мухомор, волнушка, опята, боровик, рыжик.
- Игра «Съедобные – несъедобные».
VIII. Итог урока.
– С какими грибами встретились в лесу?
– Почему грибы имеют такие названия?
– Как правильно собирать грибы?
– Как человек использует грибы?
– Какие ядовитые грибы вы знаете?
– Почему нельзя уничтожать ядовитые грибы?
IX. Домашнее задание.
Найти стихи, загадки о грибах.