Формирование у младших школьников опыта проектной деятельности как одно из условий достижения планируемых результатов

Разделы: Начальная школа


Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
(Л.Толстой)

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.
(В.В. Гузеев)

(слайд)

Метод проектов основан в США Дж. Дьюи (1859-1952г.) в конце 19 века. Его ученики и последователи – американские педагоги Е. Пархерст и В. Кильпатрик. В России идеи проектного обучения разрабатывались (начало 20 века) С.Т. Шацкий, В.А. Шульгин, А.С. Макаренко. Вновь метод проектов вернулся в Россию в 80-е годы вместе с компьютерными технологиями ( В.В. Гузеев, Е.С. Полат, И.Д. Чечель…)

(слайд)

Проект (в переводе с латинского «брошенный вперёд») – план, замысел, текст или чертёж чего – либо предваряющий его создание; прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности.

Чечель И.Д. «Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств».

Е.С. Полат «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления».

- Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, «то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути».

(слайд)

Типы проектов (по виду деятельности)

  • Исследовательский проект: предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
  • Творческий проект: предполагает свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов.
  • Практико – ориентированный (прикладной) проект: (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике.
  • Ролевые (игровые) проекты: деловая игра, мозговой штурм, где участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
  • Ознакомительно – ориентировочный (информационный) проект. Примерами такого проекта может быть любая тема курса.
  • Редакционно – издательский проект, например, выпуск газеты, журнала, сборника.
  • Сценарный проект: разработать сценарий спектакля, программу праздника.

- Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Для начальной школы приоритетными остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании.

- Одним из вариантов в решении проблемы успешной адаптации выпускника начальной школы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

- Одним из первых учебно – методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал УМК «Планета знаний» (под общей редакцией И.А. Петровой)

(слайд)

- Основная особенности УМК «Планета знаний» заключается в его целостности:

  1. единство подходов;
  2. единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам;
  3. единстве сквозных линий типовых заданий;
  4. единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности.

- Структура, организация учебного материала, система заданий, оформление всех учебных материалов в УМК «Планета знаний» несут смысловую нагрузку, направлены на развитие младших школьников и формирование у них общеучебных умений и навыков.

(слайд)

- УМК «Планета знаний» состоит из

  1. учебников
  2. рабочих тетрадей
  3. дидактических и методических пособий

(слайд)

- В УМК «Планета знаний» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы. Формирует у учащихся умение работать с информацией и умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли, где приобретаются коммуникативные умения.

(слайд)

- Действия учителя при реализации проектной деятельности можно характеризовать так:

  1. Помогает определить ученику цель деятельности;
  2. Рекомендует источники получения информации;
  3. Раскрывает возможные формы деятельности;
  4. Содействует прогнозированию результатов выполнения проекта;
  5. Создает условия для активности учащихся;
  6. Является партнером;
  7. Помогает ученику оценить полученный результат.

(слайд)

- Действия ученика, выполняющего учебный проект можно обозначить так:

  1. Определяет цель своей деятельности;
  2. Открывает новые знания;
  3. Экспериментирует;
  4. Выбирает пути решения возникающих проблем;
  5. Несёт ответственность за свою деятельность;
  6. Презентует продукт своей деятельности.

(слайд)

- Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

  1. расширять кругозор в интересующих их областях знаний;
  2. находить источники информации;
  3. извлекать информацию, относящуюся к теме;
  4. планировать работу над проектом;
  5. сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
  6. доводить начатое дело до конца.

(слайд)

- В комплекте «Планета знаний» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

  1. Сбор сведений по теме проектной деятельности.
  2. Работа над самими проектами, включенными в содержание темы.

По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора сведений идет работа над проектами. При этом необязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

(слайд)

Этапы проектной деятельности

Первый блок работы:

  1. Знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор детьми интересующих их аспектов темы.
  2. Подготовка к сбору информации (очерчивание круга источников информации, определение критериев отбора информации).
  3. Сбор информации детьми.
  4. Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте в форме книжки, мини – энциклопедии, картотеки.

(слайд)

Второй блок работы:

  1. Знакомство детей с возможными проектами, выбор проектов для реализации.
  2. Ориентировочное планирование этапов работы над проектами.
  3. Реализация проектов.
  4. Презентация проектов.

- Для того чтобы каждый ребенок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор спектр проектов, отличающихся:

  1. видом деятельности – в учебниках представлены творческие (рисунки, открытки, макеты, модели…);
  2. Ролевые – игровые (спектакли, концерты, викторины);
  3. Информационные и практико – ориентированные проекты;
  4. Количеством участников – индивидуальная или коллективная деятельность;
  5. продолжительностью, количеством этапов, набором ролей; привлечением родителей.

- Самые простые коллективные проекты – это проекты, в которых дети выполняют отдельные, независимые друг от друга мини- проекты. Объединение мини – проектов в один общий проект выполняет учитель или родитель.

(слайд)

- Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение радости и гордости за полученный результат. Для этого учитель в процессе работы над проектом помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо если ребенка слушают не только дети, но и родители.

- Проекты в УМК «Планета знаний» представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике, после большого раздела. Дети сами определяютя с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии.

(слайд)

- При выполнении проекта используется рабочая тетрадь (рубрики «Работа над проектом»), которая помогает организовать и направлять работу учащихся.

- Содержание проектной деятельности в УМК «Планета знаний» создает условия для проявления самостоятельности, инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.

- Получив свою первую учебную книгу, дети уже в 1 классе на страницах «Букваря» знакомятся с учебными проектами. По завершению темы «Наша школа» ребятам предлагаются несложные, но очень интересные творческие задания:

  1. Сделай буквы из различных материалов
      (пример – слайд)
  2. Напиши другу рисуночное письмо (пример)

Это после посильно для ученика 1 класса.

- В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребенку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

(слайд)

- По теме «Одежда» ребята рассказывали из истории одежды с помощью картинок, а также показали выставку мод в рисунках и аппликациях.

(слайд)

- Тема «Растения» предлагает исследовательскую работу. В домашних условиях ребята ставили опыты, наблюдали, как развиваются растения. В результате проделанной работы защитили проекты «О пользе фруктов, овощей и ягод».

(слайд)

- В первоапрельском проекте «День бантиков» принимали участие и девочки и мальчики, рассказывали историю возникновения Дня смеха.

- К 65-летию победы Великой Отечественной войны осуществили проект игровой «Инсценирование военной песни».

(слайд)

- В 3 классе два учебных проекта по разным учебным предметам объединены одной целью «Сохраним мир живой природы». По русскому языку учащиеся выполнили плакаты «Покормите птиц зимой».

(слайд)

А по окружающему миру провели исследование «От чего зависит число птиц прилетающих зимой к кормушке?». Результаты этих исследований вполне могут быть применены на практике. Был сделан вывод, что число птиц, прилетающих зимой к кормушке, зависит от температуры воздуха и от силы ветра. Ребята дают совет чаще выкладывать корм в морозные дни.

- Результатом деятельности учеников в учебном проекте по теме «Устное народное творчество» стала инсценировка сказки «Царевна лягушка». Где зрителями были родители и учащиеся.

(слайд)

- Результатом проектной деятельности было общее с родителями учеников, проведение новогоднего представления.

(слайд)

- По русскому языку в 3 классе результатом проектной деятельности стал выпуск сборника стихов о зиме, где каждый желающий написал стихотворение собственного сочинения.

(слайд)

Результат проектной деятельности «Женственные девочки и мужественные мальчики».

(слайд)

(Соотнеси и изобрази с каким цветком ассоциируешь своего друга)

Предметное содержание и структура УМК «Планета знаний» по утверждению авторов комплекта соответствует требованиям нового государственного стандарта начального общего образования. Внедрение проектной деятельности в рамках данного УМК позволяет строить обучение детей с учетом их индивидуального темпа развития и построить его личную траекторию движения в образовательном пространстве.

(слайд)

УМК «Планета знаний « создает комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения. У обучающихся возрастает интерес к учению, за счет интеграции учебной и внеурочной деятельности (создание проектов) в единый учебно – воспитательный процесс. При внедрении метода учебного проекта в классе царит положительный психологический климат, у учащихся формируются такие общенаучные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно – популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него, а также формировать навыки самоконтроля.

«Школа – мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»
(Барбюс, французский писатель)

Именно в школе реализация проектной деятельности решает современные проблемы начального образования.

Презентация