Пояснительная записка
Творца от человека нетворческого отделяет "пропасть". Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Изобразительное искусство тоже своеобразный мостик. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Знакомясь с изобразительным искусством, дети познают прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.
В рамках программы дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных техник в рисовании, каждый раз раскрывая для себя новое, создают свои творческие работы.
Цель программы: Создание условий для развития творческой активности и художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных художественных техник.
Задачи:
- познакомить детей с различными видами нетрадиционной изобразительной техники, экспериментируя с разными видами материала.
- развивать у детей интерес к нетрадиционной изобразительной деятельности.
- развивать эстетическое восприятие, побуждать созерцать красоту окружающего мира.
- развивать способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в окружающую жизнь, явления и объекты природы, замечать их изменения.
- совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать художественно-творческие способности детей.
- развивать интерес к изобразительному искусству; расширять представления о нем. Познакомить с произведениями русской живописи, обращать внимание детей на изображение родной природы в картинах художников.
- знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (городец, жостово, гжель и др.), расширять представление о народных игрушках.
- совершенствовать умение детей рассматривать созданные ими изображения, радоваться достигнутому, положительно оценивать свои произведения.
Содержание программы
Для развития творческого потенциала ребенка в художественно-эстетическом направлении дошкольного образования, на наш взгляд, существует необходимость использования нетрадиционных техник, учитывая возраст дошкольника. Начинать деятельность в этом направлении следует в средней группе с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой и т. п. В старшем дошкольном возрасте эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных приемов: кляксографии, монотипии и т.п.
На занятиях по изобразительной деятельности целесообразно использовать музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа. Особое внимание уделяется и знакомству с декоративным рисованием, народным прикладным искусством, что, безусловно, помогает воспитанию любви к исконно русским традициям, пробуждает национальное самосознание.
Ожидаемые результаты
- развитие у детей интереса к нетрадиционной изобразительной деятельности.
- совершенствование изобразительных навыков и умений, развитие художественно-творческих способностей детей.
- привлечение родителей к художественно-творческой деятельности ДОУ
Тематическое планирование
Январь | |||||
1. | 1 | Моя любимая погода зимой | Печать поролоном по трафарету, рисование пальчиками. | Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных техниках; упражнять в отображении состояние погоды в рисунках (ясно, метель); развивать чувство композиции, колорита. | Иллюстрации, бумага, гуашь, тампоны поролоновые, жесткие кисти, трафарет, зубная щетка |
2. | 1 | Чудесные платки | Познакомить с Павлово-Посадскими платками, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам Павлово-Посадских платков. | Черная или желтая бумага, пастель или гуашь, платки, эскизы. | |
3. | 1 | Дикие животные | Нитки+рисование | Совершенствовать умения в данных техниках. Использовать необычные материалы для создания выразительного образа. | Трафареты животных, бумага, нитки (шерсть животных), фломастеры, простой карандаш. |
4. | 1 | Портрет | коллаж | Познакомить детей с одной из техник коллажа. | Бумага формата А4, журналы, клей, ножницы, фломастеры. |
5. | 1 | Золотая рыбка | Гратаж+рисование | Совершенствовать умения в нетрадиционной технике гратаж. | Флюросцветные краски, свеча, палочка для прорисовывания, гуашь, мыло. |
6. | 1 | Стрекоза | монотипия | Совершенствовать умение в нетрадиционной технике монотипия. | 1/2 листа бумаги, краски, кисти |
7. | 1 | Маленькие превращения | Витраж | Познакомить детей с различными способами смешивания красок, научить делать витражи. | Свеча, бумага, краски, кисти |
8. | 1 | Дома на нашей улице (вечером) | Учить детей передавать картину вечернего города (село), его цветной колорит, закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать на листе. | Бумага темного цвета, кисти, краски, иллюстрации. | |
Февраль | |||||
9. | 1 | конь | рисование | Учить рисовать фигуру животного передавая плавность форм и линий. | Лист бумаги формат А4, кисти краски, простой карандаш, иллюстрации. |
10. | 1 | Конек-горбунок | Учить детей передавать в рисунке образ сказочного конька. Развивать воображение, творчество. | Чтение сказки, лист бумаги, кисти, краски. | |
11. | 1 | Расцвели чудесные цветы (жостовский поднос) | Познакомить с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию по мотивам жостовских подносов. | Черная бумага в форме подноса, гуашь, кисти, эскизы. | |
12. | 1 | Солдат на посту | Обрывание | Совершенствовать умения в данных техниках. Использовать необычные материалы для создания выразительного образа. | Формат листа А4 ,кусочки цветной бумаги, трафарет, фломастеры. |
13. | 1 | Открытка | Аппликация с дорисовыванием | Закрепить умение работать с ножницами. Умение составлять сюжет. | Открытки с крупным рисунком или старые книги, ножницы, бумага, карандаши, кисти, краски, клей. |
14. | 1 | ферма | Нитки+печать мятой бумагой+рисование | Учить использовать необычные материалы для создания выразительного образа. | Бумага, нитки (шерсть животного), 1/4 лиcта бумаги (для печати мятой бумагой) карандаши, фломастеры. |
15. | 1 | Сказочная птица | Развивать умение создавать сказочные образы, формировать творчество детей. | Трафарет жар-птицы, кисти, краски | |
16. | 1 | Завиток (декоративное рисование) | Продолжать знакомство с хохломской росписью. | Бумага черного цвета и охристая в форме кругов и полос, гуашь, кисти. Иллюстрации. | |
Март | |||||
17. | 1 | Открытка для мамы | Ниткография+печать матрицей+аппликация | Познакомить с нетрадиционной художественной техникой ниткографии. Закрепить умение работать в технике печать матрицей. | Лист бумаги свернутый пополам, нитки, матрица, кисть, краски, прямоугольный лист цветной бумаги 6/4 для вазы, ножницы, клей. |
18. | 1 | Открытка для бабушки | Рисование на ткани | Познакомить детей с техникой рисование на ткани | Рамка, обтянутая тканью, акварельные краски, кисти, рамка для открытки. |
19. | 1 | Открытка «сердце» | Аппликация | Закреплять умения детей складывать лист пополам, умение работать с трафаретами, дополнять свою работу элементами. | Цветная бумага (красная), ножницы, клей, красная лента, трафареты. |
20. | 1 | Роспись индюка (декоративное рисование.) | Учить детей расписывать индюка по мотивам дымковского орнамента. Развивать эстетические чувства (ритм, цвет, композицию) | Дымковские игрушки, трафарет индюка, кисти, краски, эскизы. | |
21. | 1 | Семеновские матрешка | Декоративная роспись | Познакомить детей с семеновскими матрешками, учить определять колорит, элементы росписи и украшения. | Силуэты матрешек. Семеновские матрешки, гуашь, кисти, черный маркер. |
22. | 1 | Животные жарких стран | Рисование | Учить детей определять содержание своей работы. Закреплять умение рисовать животных, передавая характерную форму и пропорции тела. Развивать образное представление, воображение. | Лист бумаги формат А4, простой карандаш, кисти, краски, эскизы поэтапное рисование животных. |
23. | 1 | Загорская матрешка | Декоративное рисование | Продолжать знакомить с промыслами Нижегородского края. Знакомить с историей Загорской матрешки, учить различать семеновскую, загорскую матрешек; формировать интерес к нижегородским промыслам. | Контур загорской матрешки, иллюстрации, кисти, краски. |
24. | 1 | Ночной город | Рисунок «ножницами» | Научить, без предварительного рисунка вырезать ножницами различные характерные формы | Черный (белый) лист бумаги, листы тонкой бумаги, ножницы, скотч, клей. |
Апрель | |||||
25. | 1 | Космос | Рисование мыльными пузырями тычком кисти+аппликация | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования-мыльными пузырями. | Мыльные пузыри с добавлением красок (фон рисунка), кисти, краски, тычок кисти, трафареты планет и космических кораблей. |
26. | 1 | Волшебные рыбки | Оригами+ниткография+коллаж+рисование пальчиками | Закрепить умения работать в нетрадиционной технике. Воспитывать аккуратность. | Лист бумаги для оригами, нитки, гуашь, кисти, плотная бумага формата А4, камни, ракушки и др. |
27. | 1 | Дома на нашей улице | граттаж | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой граттаж. Развивать воображение | 1/2 листа бумаги, свеча, мыло, гуашь, палочка, кисти, гуашь флюрасцентная, иллюстрации |
28. | 1 | Парусник | Рисование «ниткой»+рисование | Учить создавать рисунок, используя нитки и иголку. | Цветной картон, нитки, обычная игла и цыганская игла, карандаш. |
29. | 1 | Времена года | монотипия | Закрепить знания детей со способом работы гуашевыми красками-монотипией. | Стекло, листы бумаги, гуашь, кисти. |
30. | 1 | Пасхальные яйца | Печать поролоном | Умение работать с трафаретами поролоном, развивать фантазию. | Трафарет яйца, трафареты рисунка, поролон, краски, кисти. |
31. | 1 | Корова | Аппликация +работа с ниткой и иголкой | Закрепить умения работать в нетрадиционной технике рисования. Развивать творчество. | Трафареты деталей коровы, цветная бумага, картон, фломастеры, ножниц, клей, нитка, иголка и цыганская иголка. |
32. | 1 | Русский народный костюм | Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; Учить детей сравнивать, описывать делать выводы; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к русской культуре. | Иллюстрации, Куклы в русских национальных костюмах, аудиозаписи русских народных песен. Трафарет куклы, кисти, краски. | |
Май | |||||
33. | 1 | Разные страны | Коллаж+монотипия | Продолжать работу в технике коллажа с применением новой техники работы с гуашью-монотипией | Стекло, гуашь, кисти, бумага, ножниц, клей, вырезки из журналов. |
34. | 1 | Дымковские барышни | Декоративное рисование | Продолжать знакомство с дымковской росписью. Закреплять умение расписывать, передовая характер народной росписи | Силуэт барышни, кисти, краски, иллюстрации. |
35. | 1 | Мир увлечений | Объемный коллаж | . Учить отбирать материал по какому-либо признаку, относящемуся к определенной теме, продолжать работу в технике коллажа | Пустые коробки из-под конфет, всевозможный бросовый материал, клей, скотч, ножницы, журналы. |
36. | 1 | Одуванчик | Рисование «ниткой» | Познакомить с нетрадиционной техникой рисование «ниткой», учить создавать волшебный образ одуванчика, используя для этого лишь обычную иглу и нитку. | Цветной картон, нитки желтого (белого) и зеленого цвета, обычная игла и цыганская игла, карандаш, циркуль |
37. | 1 | Посуда из Гжели | Декоративная роспись | Познакомить с росписью Гжель. Учить свободно и легко (концом кисти) рисовать орнамент рисунка. Закреплять знание детьми холодной гаммы цветов. Развивать эстетическое восприятие. | Силуэты посуды, гуашь, кисти, иллюстрации. |
38. | 1 | Дождливый день | Размытый рисунок | Познакомить детей со свойствами акварельных красок способами работы» по сырому» | Бумага, стекло, вода, кисти, пастельные мелки |
39. | 1 | Открытка «С днем рождения!» | Изготовление объемной открытки-оллажа | С помощью техники коллажа научить детей делать оригинальные поздравительные открытки. | Цветной картон, акварель, бумага разнофактурная, ножницы, клей, изображение цветов, фруктов, шоколада, степлер, кусочки самоклеящейся пленки. |
40. | 1 | Украшение горшка для цветов | Печать поролоном+рисование | Продолжать учить детей работать с разным материалом, развивать воображение. | Горшок для цветка, трафарет, кисти, краски, поролон. |
Ожидаемые результаты:
- развитие у детей интереса к нетрадиционной изобразительной деятельности.
- совершенствование изобразительных навыков и умений, развитие художественно-творческих способностей детей.
- привлечение родителей к художественно-творческой деятельности ДОУ
Список литературы:
- Альбом «Я учусь рисовать» Выпуск 1, 2. – М., 2009.
- Альбом Л. Жданова «Народные промыслы Полох-Майдан» – М., 2002.
- Дорожин Ю.Г «Жостовский букет». – М., 2003.
- Казакова Р.Г «Рисование с детьми дошкольного возраста» – М., 2008.
- Комарова Т.С «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М., 2006.
- Корнилова С., Галанов А. «Уроки изобразительного искусства» – М., 2005.
- Мосин И.Г. «Рисование» – М., 2004.
- Никологорская О.С. «Волшебные краски» – М., 2001.