Программа изостудии "Волшебные краски"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Творца от человека нетворческого отделяет "пропасть". Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Изобразительное искусство тоже своеобразный мостик. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Знакомясь с изобразительным искусством, дети познают прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.

В рамках программы дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных техник в рисовании, каждый раз раскрывая для себя новое, создают свои творческие работы.

Цель программы: Создание условий для развития творческой активности и художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных художественных техник.

Задачи:

  • познакомить детей с различными видами нетрадиционной изобразительной техники, экспериментируя с разными видами материала.
  • развивать у детей интерес к нетрадиционной изобразительной деятельности.
  • развивать эстетическое восприятие, побуждать созерцать красоту окружающего мира.
  • развивать способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в окружающую жизнь, явления и объекты природы, замечать их изменения.
  • совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать художественно-творческие способности детей.
  • развивать интерес к изобразительному искусству; расширять представления о нем. Познакомить с произведениями русской живописи, обращать внимание детей на изображение родной природы в картинах художников.
  • знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (городец, жостово, гжель и др.), расширять представление о народных игрушках.
  • совершенствовать умение детей рассматривать созданные ими изображения, радоваться достигнутому, положительно оценивать свои произведения.

Содержание программы

Для развития творческого потенциала ребенка в художественно-эстетическом направлении дошкольного образования, на наш взгляд, существует необходимость использования нетрадиционных техник, учитывая возраст дошкольника. Начинать деятельность в этом направлении следует в средней группе с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой и т. п. В старшем дошкольном возрасте эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных приемов: кляксографии, монотипии и т.п.

На занятиях по изобразительной деятельности целесообразно использовать музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа. Особое внимание уделяется и знакомству с декоративным рисованием, народным прикладным искусством, что, безусловно, помогает воспитанию любви к исконно русским традициям, пробуждает национальное самосознание.

Ожидаемые результаты

  • развитие у детей интереса к нетрадиционной изобразительной деятельности.
  • совершенствование изобразительных навыков и умений, развитие художественно-творческих способностей детей.
  • привлечение родителей к художественно-творческой деятельности ДОУ

Тематическое планирование

 

Январь
1. 1 Моя любимая погода зимой Печать поролоном по трафарету, рисование пальчиками. Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных техниках; упражнять в отображении состояние погоды в рисунках (ясно, метель); развивать чувство композиции, колорита. Иллюстрации, бумага, гуашь, тампоны поролоновые, жесткие кисти, трафарет, зубная щетка
2. 1 Чудесные платки   Познакомить с Павлово-Посадскими платками, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам Павлово-Посадских платков. Черная или желтая бумага, пастель или гуашь, платки, эскизы.
3. 1 Дикие животные Нитки+рисование Совершенствовать умения в данных техниках. Использовать необычные материалы для создания выразительного образа. Трафареты животных, бумага, нитки (шерсть животных), фломастеры, простой карандаш.
4. 1 Портрет коллаж Познакомить детей с одной из техник коллажа. Бумага формата А4, журналы, клей, ножницы, фломастеры.
5. 1 Золотая рыбка Гратаж+рисование Совершенствовать умения в нетрадиционной технике гратаж. Флюросцветные краски, свеча, палочка для прорисовывания, гуашь, мыло.
6. 1 Стрекоза монотипия Совершенствовать умение в нетрадиционной технике монотипия. 1/2 листа бумаги, краски, кисти
7. 1 Маленькие превращения Витраж Познакомить детей с различными способами смешивания красок, научить делать витражи. Свеча, бумага, краски, кисти
8. 1 Дома на нашей улице (вечером)   Учить детей передавать картину вечернего города (село), его цветной колорит, закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать на листе. Бумага темного цвета, кисти, краски, иллюстрации.
Февраль
9. 1 конь рисование Учить рисовать фигуру животного передавая плавность форм и линий. Лист бумаги формат А4, кисти краски, простой карандаш, иллюстрации.
10. 1 Конек-горбунок   Учить детей передавать в рисунке образ сказочного конька. Развивать воображение, творчество. Чтение сказки, лист бумаги, кисти, краски.
11. 1 Расцвели чудесные цветы (жостовский поднос)   Познакомить с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию по мотивам жостовских подносов. Черная бумага в форме подноса, гуашь, кисти, эскизы.
12. 1 Солдат на посту Обрывание Совершенствовать умения в данных техниках. Использовать необычные материалы для создания выразительного образа. Формат листа А4 ,кусочки цветной бумаги, трафарет, фломастеры.
13. 1 Открытка Аппликация с дорисовыванием Закрепить умение работать с ножницами. Умение составлять сюжет. Открытки с крупным рисунком или старые книги, ножницы, бумага, карандаши, кисти, краски, клей.
14. 1 ферма Нитки+печать мятой бумагой+рисование Учить использовать необычные материалы для создания выразительного образа. Бумага, нитки (шерсть животного), 1/4 лиcта бумаги (для печати мятой бумагой) карандаши, фломастеры.
15. 1 Сказочная птица   Развивать умение создавать сказочные образы, формировать творчество детей. Трафарет жар-птицы, кисти, краски
16. 1 Завиток (декоративное рисование)   Продолжать знакомство с хохломской росписью. Бумага черного цвета и охристая в форме кругов и полос, гуашь, кисти. Иллюстрации.
Март
17. 1 Открытка для мамы Ниткография+печать матрицей+аппликация Познакомить с нетрадиционной художественной техникой ниткографии. Закрепить умение работать в технике печать матрицей. Лист бумаги свернутый пополам, нитки, матрица, кисть, краски, прямоугольный лист цветной бумаги 6/4 для вазы, ножницы, клей.
18. 1 Открытка для бабушки Рисование на ткани Познакомить детей с техникой рисование на ткани Рамка, обтянутая тканью, акварельные краски, кисти, рамка для открытки.
19. 1 Открытка «сердце» Аппликация Закреплять умения детей складывать лист пополам, умение работать с трафаретами, дополнять свою работу элементами. Цветная бумага (красная), ножницы, клей, красная лента, трафареты.
20. 1 Роспись индюка (декоративное рисование.)   Учить детей расписывать индюка по мотивам дымковского орнамента. Развивать эстетические чувства (ритм, цвет, композицию) Дымковские игрушки, трафарет индюка, кисти, краски, эскизы.
21. 1 Семеновские матрешка Декоративная роспись Познакомить детей с семеновскими матрешками, учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Силуэты матрешек. Семеновские матрешки, гуашь, кисти, черный маркер.
22. 1 Животные жарких стран Рисование Учить детей определять содержание своей работы. Закреплять умение рисовать животных, передавая характерную форму и пропорции тела. Развивать образное представление, воображение. Лист бумаги формат А4, простой карандаш, кисти, краски, эскизы поэтапное рисование животных.
23. 1 Загорская матрешка Декоративное рисование Продолжать знакомить с промыслами Нижегородского края. Знакомить с историей Загорской матрешки, учить различать семеновскую, загорскую матрешек; формировать интерес к нижегородским промыслам. Контур загорской матрешки, иллюстрации, кисти, краски.
24. 1 Ночной город Рисунок «ножницами» Научить, без предварительного рисунка вырезать ножницами различные характерные формы Черный (белый) лист бумаги, листы тонкой бумаги, ножницы, скотч, клей.
Апрель
25. 1 Космос Рисование мыльными пузырями тычком кисти+аппликация Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования-мыльными пузырями. Мыльные пузыри с добавлением красок (фон рисунка), кисти, краски, тычок кисти, трафареты планет и космических кораблей.
26. 1 Волшебные рыбки Оригами+ниткография+коллаж+рисование пальчиками Закрепить умения работать в нетрадиционной технике. Воспитывать аккуратность. Лист бумаги для оригами, нитки, гуашь, кисти, плотная бумага формата А4, камни, ракушки и др.
27. 1 Дома на нашей улице граттаж Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой граттаж. Развивать воображение 1/2 листа бумаги, свеча, мыло, гуашь, палочка, кисти, гуашь флюрасцентная, иллюстрации
28. 1 Парусник Рисование «ниткой»+рисование Учить создавать рисунок, используя нитки и иголку. Цветной картон, нитки, обычная игла и цыганская игла, карандаш.
29. 1 Времена года монотипия Закрепить знания детей со способом работы гуашевыми красками-монотипией. Стекло, листы бумаги, гуашь, кисти.
30. 1 Пасхальные яйца Печать поролоном Умение работать с трафаретами поролоном, развивать фантазию. Трафарет яйца, трафареты рисунка, поролон, краски, кисти.
31. 1 Корова Аппликация +работа с ниткой и иголкой Закрепить умения работать в нетрадиционной технике рисования. Развивать творчество. Трафареты деталей коровы, цветная бумага, картон, фломастеры, ножниц, клей, нитка, иголка и цыганская иголка.
32. 1 Русский народный костюм   Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; Учить детей сравнивать, описывать делать выводы; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к русской культуре. Иллюстрации, Куклы в русских национальных костюмах, аудиозаписи русских народных песен. Трафарет куклы, кисти, краски.
Май
33. 1 Разные страны Коллаж+монотипия Продолжать работу в технике коллажа с применением новой техники работы с гуашью-монотипией Стекло, гуашь, кисти, бумага, ножниц, клей, вырезки из журналов.
34. 1 Дымковские барышни Декоративное рисование Продолжать знакомство с дымковской росписью. Закреплять умение расписывать, передовая характер народной росписи Силуэт барышни, кисти, краски, иллюстрации.
35. 1 Мир увлечений Объемный коллаж . Учить отбирать материал по какому-либо признаку, относящемуся к определенной теме, продолжать работу в технике коллажа Пустые коробки из-под конфет, всевозможный бросовый материал, клей, скотч, ножницы, журналы.
36. 1 Одуванчик Рисование «ниткой» Познакомить с нетрадиционной техникой рисование «ниткой», учить создавать волшебный образ одуванчика, используя для этого лишь обычную иглу и нитку. Цветной картон, нитки желтого (белого) и зеленого цвета, обычная игла и цыганская игла, карандаш, циркуль
37. 1 Посуда из Гжели Декоративная роспись Познакомить с росписью Гжель. Учить свободно и легко (концом кисти) рисовать орнамент рисунка. Закреплять знание детьми холодной гаммы цветов. Развивать эстетическое восприятие. Силуэты посуды, гуашь, кисти, иллюстрации.
38. 1 Дождливый день Размытый рисунок Познакомить детей со свойствами акварельных красок способами работы» по сырому» Бумага, стекло, вода, кисти, пастельные мелки
39. 1 Открытка «С днем рождения!» Изготовление объемной открытки-оллажа С помощью техники коллажа научить детей делать оригинальные поздравительные открытки. Цветной картон, акварель, бумага разнофактурная, ножницы, клей, изображение цветов, фруктов, шоколада, степлер, кусочки самоклеящейся пленки.
40. 1 Украшение горшка для цветов Печать поролоном+рисование Продолжать учить детей работать с разным материалом, развивать воображение. Горшок для цветка, трафарет, кисти, краски, поролон.

Ожидаемые результаты:

  • развитие у детей интереса к нетрадиционной изобразительной деятельности.
  • совершенствование изобразительных навыков и умений, развитие художественно-творческих способностей детей.
  • привлечение родителей к художественно-творческой деятельности ДОУ

Список литературы:

  1. Альбом «Я учусь рисовать» Выпуск 1, 2. – М., 2009.
  2. Альбом Л. Жданова «Народные промыслы Полох-Майдан» – М., 2002.
  3. Дорожин Ю.Г «Жостовский букет». – М., 2003.
  4. Казакова Р.Г «Рисование с детьми дошкольного возраста» – М., 2008.
  5. Комарова Т.С «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М., 2006.
  6. Корнилова С., Галанов А. «Уроки изобразительного искусства» – М., 2005.
  7. Мосин И.Г. «Рисование» – М., 2004.
  8. Никологорская О.С. «Волшебные краски» – М., 2001.