Цель занятия: сформировать представление об особенностях социальной организации якутов к 30-м годам XVII века.
Задачи занятия:
- изучить работы отечественных и зарубежных историков об особенностях социальной организации якутов в дорусский период;
- изучить и проанализировать точки зрения отечественных и зарубежных историков по вопросу якутского царизма;
- выделить этапы борьбы Тыгына за власть и особенности его правления;
- на основе исследования якутских легенд составить генеалогическое древо Тыгына Дархана;
- повысить интерес учащихся к истории родного края через изучения исторических персоналий.
Методы исследования, применяемые на этапе подготовки и проведения занятия:
- последовательно-текстуальное изучение источников;
- изучение исторической личности;
- сравнительный анализ точек зрения историков;
- систематизация исторического материала,
- графический метод (составление схем, таблиц).
Форма занятия: семинар-практикум.
Основные понятия: тойоны, князцы, хамнычааты, кулуты, кыргысы.
Учебно-методический комплект и оборудование:
1. Историческая настенная карта «Россия в 17
веке».
2. Листы с таблицей «Проблема взаимоотношений
между якутскими родами в историографии» (1); схемы
1, 2: «Социальная организация якутов к приходу
русских»; схема 3 «Генеалогическое древо Тыгына
Дархана» (Приложение 1),
листы с сеткой таблицы по вопросу «Тыгын –царь
якутов. Правда или вымысел?» (2); иллюстрация
«Межродовые войны у якутов – кыргысы».
3. Рабочие тетради учащихся.
4. Инструкции по организации работы в группе (Приложение 2).
5. Оценочный лист (Приложение 3).
6. Оформленная классная доска с планом урока,
основными понятиями.
7. Компьютер, проектор, экран.
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся делятся на три группы и получают опережающее задание: подобрать информацию из литературы по вопросам и подготовить по ним сообщения.
Перечень вопросов для подготовки к занятию:
1. Общественный строй якутов к 30-м годам 17 века.
2. Личность Тыгына в трудах историков.
3. Правление Тыгына.
На этом этапе работы учащиеся консультируются с учителем. Каждая группа получает инструкцию по организации работы в группе.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Учащиеся рассаживаются по группам. Каждая группа получает оценочный лист работы в группах, который будет заполняться по ходу семинара.
Вступительное слово учителя: Тема данного занятия «Тыгын – царь якутов.Правда или вымысел?» выбрана не случайно, поскольку изучение личности Тыгына и определение его роли в истории якутского народа является, на мой взгляд, необходимым условием для составления полной картины общественного строя якутов в дорусский период, то есть до присоединения Якутии к Российскому государству.
Далее учитель рассказывает об основных этапах работы на занятии, характеризует систему оценивания работы учащихся. Учащиеся записывают в тетрадь тему, план занятия .
2. Информационно-деятельностный этап
Блок №1. Общественный строй якутов к 30-м годам 17 века
А) Первая группа выступает с сообщениями по
проблеме.
Б) Учащиеся прослушивают сообщения выступающих и
записывают в тетрадь выводы.
1. а) Учитель раздаёт учащимся листы с таблицей «Проблема взаимоотношений между якутскими родами в историографии»
б) Учащиеся внимательно изучают содержание таблицы (1):
Э.К.Пекарский, В.И.Огородников, Г.П.Башарин, Н.И.Васильев. | И.Фишер, Г.Миллер, И.Г.Берёзкин. | Якутский фольклор |
До прихода русских все якутские роды находились в состоянии войны друг с другом – кыргысы-уйэтэ. | Войны между якутскими родами имели периодический характер. Начинались эти войны в случае, если якуты не могли найти других путей к обогащению. Они разграбливали другие племена и обращали их в рабство. | В нём вырисовывается главная причина межродовых войн – борьба за власть между представителями якутской знати. |
в) Учитель организует дискуссию по проблеме «Межродовые войны в истории якутского народа» по вопросам и работают с иллюстрацией «Межродовые войны у якутов – кыргысы- уйэтэ»
1) Причины межродовых войн в жизни племён,
населяющих Якутию.
2) Роль межродовых войн в истории Якутии.
2. Изучение вопроса об эволюции социальной организация якутов
Учитель организует работу учащихся со схемами 1, 2 (Приложение 1)
А) Учащиеся изучают схемы
Б) Учитель предлагает учащимся провести
сравнительный анализ схем:
В) Учащиеся проводят сравнительный анализ схем.
Представители от каждой группы выступают с
результатами своей работы по схемам.
Блок №2. Тыгын – царь якутов. Правда или вымысел?
1. Выступление представителей от второй группы с сообщениями по проблеме; знакомство учащихся с точками зрения отечественных и зарубежных историков по проблеме «Был ли у якутов верховный правитель?»:
А) Филипп Страленберг (Табберт)
Б) Майдель
В) Остолопов Н.Ф
Г) Ксенофонтов Г.В.
Д) Окладников А.П.
Е) Винокурова У.А.
Ж) Берёзкин И.Г.
2. По ходу выступления второй группы все остальные учащиеся заполняют таблицу «Тыгын – царь якутов. Правда или вымысел?» (2)
ФИО учёного | Годы деятельности | Название работы | Точка зрения по вопросу «Тыгын – правда или вымысел?» |
3. Результатом работы на данном этапе урока является заполненная таблица.
4. Учитель делает вывод: Рассмотрев историографию проблемы «Тыгын – царь якутов. Правда или вымысел?», мы пришли к выводу, что Тыгын в большинстве работ историков предстаёт как реальная историческая личность. Образ этого человека, так часто встречающийся в якутских легендах, является ярким выражением политической идеи, в основе которой лежит желание верхушки феодальной знати захватить власть. Следовательно, Тыгын – это не выдуманная личность, а конкретный символ определённой формы общественной организации якутов. Она может указывать и на существование формы упрощённой государственности у якутов.
Блок №3. Правление Тыгына
А) Выступление представителей от третьей группы по проблеме «Правление Тыгына» по вопросам::
1. Происхождение Тыгына. Геналогическое древо Тыгына (на экране показывается генеалогическое древо Тыгына, составленное участниками третьей группы на основе изучения якутских легенд и преданий). На партах у учащихся лежит печатный вариант генеалогического древа Тыгына Дархана (схема 3).
2. Этапы борьбы Тыгына за власть (рассказ
участника третьей группы)
3. Роль Тыгына в жизни якутского народа (рассказ
участника третьей группы); учитель организует
дискуссию по этому вопросу.
Учитель делает вывод: Тыгын хотел создать единую государственную структуру власти народа Саха. Он не учитывал, что для объединения всего народа необходимо наличие определённых экономических (сильные хозяйственные связи) и социальных (оформившаяся социально-классовая структура) факторов. Методы, выбранные Тыгыном для достижения своей цели, противоречили интересам его народа.
3. Заключительный этап
1. Закрепление
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу №2 «Тыгын – царь якутов. Правда или вымысел ?», схему №1, 2, генеалогическое древо Тыгына Дархана.
Учитель делает выводы: Результаты проведённого исследования позволяют заключить, что в работах отечественных и зарубежных историках преобладает точка зрения о реальности существования Тыгына. При чём его деятельность оценивается не только с позиций главы Хангаласского (Кангаласского улуса), но и как верховного правителя всех якутов или же царя.
В своих работах историки интерпретируют якутские легенды и приходят к определённым выводам. Историки считают, что заслуга Тыгына состоит в том, что он пытался создать собственную якутскую государственность, хотя и использовал при этом, не совсем праведные средства. Изучение якутских преданий и легенд подтверждает мысль о существовании в жизни якутов такого правителя, как Тыгын. Именно якутский героический эпос позволяет нам проследить все этапы жизни Тыгына, сделать вывод о реальности существования этого человека. Открытым в историографии остаётся вопрос о смерти Тыгына.
Однако в работах некоторых историков встречается мысль о том, что Тыгын – это собирательный образ. На наш взгляд, это не верно. Ведь якутские предания содержат в себе и имена детей Тыгына. Именно прослеживание родственных связей Тыгана позволило мне составить своё генеалогического древо. Анализируя древо можно составить полную картину о предках и потомках Тыгына.
2. Подведение итогов занятия: сбор таблиц, тетрадей, оценочных листов, выставление оценок, объявление домашнего задания; рефлексия
3. Домашнее задание:
1) Каждой группе подготовить компьютерную
презентацию по представленной проблеме
2) Составить терминологический словарь к теме
«Проблема якутского царизма»
3) Составить тест по теме «Проблема якутского
царизма»
4. Рефлексия: учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу занятия.
Библиография:
1. Берёзкин И.Г. По следам наших предков и
современников. Якутск, Якутское книжное
издательство, 1987.
2. Васильев Н.И. История Якутии (с древнейших
времён до 1917г.). Якутск, Бичик, 2004.
3. Винокурова У.А. Сказ о народе Саха.
Якутск,1994.
4. Далан. Тыгын Дархан., Дьокуускай, 1993.
5. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар. Очерки
по древней истории якутов. Том 1. кн.1, Якутск, 1992.
6. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: Материалы по
мифологии и легендарной истории якутов. Якутск
Бичик, 2004.
7. Серошевский В.Л. Якутские рассказы. Москва,
1997.
8. Сборник: Материалы по истории Якутии 17 века., ч.2,
сост. Токарев С.А., 1970.