Цель: познакомить детей с основными нормами светской морали, с их значением в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
Задачи:
- помочь детям в приобретении опыта совершения поступков на основе норм светской морали.
- развивать внимание, устную речь, способность строить беседу с детьми разного возраста
- воспитывать способность анализировать свои поступки, в соответствии с нормами морали
Оборудование: видеопроектор, экран, презентация, учебник " Основы светской этики", электронное приложение "Основы светской этики", толковый словарь, выход в интернет.
Ход урока
Орг.момент.
Актуализация знаний.
(Слайд №1.)
- Как вы думаете, какое отношение имеет это стихотворение к вопросу о морали.
- Что такое мораль?
- Какому правилу морали учат эти строки?
Новая тема.
- Прочтите вопросы, на которые мы должны ответить к концу нашего урока?
(с.8 в учебнике)
- Кто может сказать, что такое культура?
- Предлагаю обратиться к словарю за точным определением слова культура.
(1 ребенок ищет значения слова в словаре Ожегова. Весь класс читает разные определения на экране из интернета. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0)
Работа по новой теме урока.
- Дети, что заметили в определениях слова культура?
- Почему у данного слова много различных определений?
- Сделайте свое определение слову культура в группе, на основе того что вы сейчас прочитали.
(Работа в мобильных группах по 4 человека)
- Как вы думаете , кто является составителем основы культуры?
- Прочтите 3 абзаца из текста с.8-9 и сделайте вывод: какие виды культуры существуют?
- По вашему мнению, взаимодействуют ли моральная и духовная культура между собой?
- Как подрастающее поколение узнают о всех правилах морали в обществе?
(Слайд №2)
- Прочтите конец текста в учебнике с.9.
- В каком виде существуют нормы морали внутри каждого человека?
Закрепление знаний на основе худ литературы.
Прочтите в группах давно известные вам рассказы. Скажите, какие нормы морали присутствуют или отсутствуют у гл.героев произведений?
"Честное слово" А.И. Пантелеева (Приложение 2)
"Ребята и утята" М.М.Пришвин (Приложение 3)
"Фантазеры" Н.Н. Носов (Приложение 4)
Беседа по тексту на тему урока.
Рефлексия.
- Как вы считаете, различается ли культура духовная и материальная у разных народов нашей России?
- Посмотрите на экран. Чему могут научить предметы человеческого труда, как они влияют на духовную культуру каждого человека и мастеров и зрителей?
(Слайд №7 - №12)
- Что общего в духовных культурах нашего класса и всей России?
- Какой вывод можно сделать?
(Слайд №13)
Итог.
Ответы на вопросы (Работа с диском. Раздел контроля. Урок №3)
- Какая пословица лучше отражает тему урока?
- Кто является главным ответственными за соблюдением всех жителей планеты моральных норм?
- Хочется закончить наш урок на приятной ноте. Предлагаю вам послушать одну песню Ю.Антонова и настроится на хороший день.
Домашнее задание.
Составить перечень своих семейных моральных норм (правил) в любом виде: рисунки, правила, вредные советы.