Урок краеведения по теме "Листая страницы семейного альбома…". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели урока: формирование у учащихся умения и навыков речевой культуры, совершенствование связной речи в устной форме, развитие навыков монологической речи, умение давать полные ответы, умение слушать друг друга; подготовить учащихся к участию в конкурсе "Моя семья в истории моей страны", в конкурсе сочинений "Мои истоки", пробудить в душах память о прошлом семьи, рода.

Эпиграф:

"Льются с этих фотографий океаны биографий,
Жизнь, в которых вся до дна с нашей переплетена" (Булат Окуджава)

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
-Семейные фото в альбоме потёртом:
Видавшие виды листы в переплёте,
Семейные фото из прошлого века
Собрали с любовью в альбом мы навеки.
Про жизнь четырёх иль пяти поколений
Расскажет альбом, водрузясь на колени,
Волшебный альбом всё расскажет - спросите!
Билетик в счастливое прошлое не пропустите:

-Для чего мы собираем фотографии?

-Какое великое чудо совершает фотография?

Откройте словарики. (слайд)

Фотография -1. Получение изображений предметов на светочувствительных пластинках, плёнках. 2. Снимок, полученный таким способом.

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут строки из стихотворения Булата Окуджава:

"Льются с этих фотографий океаны биографий,

Жизнь, в которых вся до дна с нашей переплетена"

Буряадаар - фото-зураг, дурэ-зураг

- Когда была сделана первая фотография? (индивидуальное задание)

-Значит, когда была сделана первая фотография?

-Что становится поводом для того, чтобы фотографироваться?

-Как человек ведёт себя перед тем, как фотографироваться?

- Что было бы, если б не было фотографий?

- Чтобы увековечить образ человека, можно нарисовать карандашом или же краской.

Посмотрите на картину художника Кипренского, написанную маслом в 1827 году в Петербурге. Картина называется "А.С.Пушкин". В портрете воплощён образ творца, гения. Огромные отрешённые глаза вдохновенного поэта, тонкие, изящные руки, романтический клетчатый плед, перекинутый через плечо, мягкий золотистый фон портрета, фигура музы на заднем плане - всё это создаёт настроение возвышенной торжественности, красоты, гармонии.

Увидев этот портрет, Пушкин написал:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:

Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

А.С.Пушкин. "Кипренскому".

Как вы понимаете слово "лесть", "льстит"?

Вывод: нарисованная картина может изменить что-нибудь. А фотография ничего не меняет.

- Я вам предлагала дома пересмотреть семейные альбомы, расспросить у пап, мам, дедушек и бабушек о тех, кто изображён на той или иной фотографии. Вы должны были подготовить устные сообщения по карточкам (раньше говорили - карточки) на тему: "Фотография, на которой меня нет:" Можно было подобрать стихотворения или же самим сочинить.

Предлагается ряд вопросов. Слайд.

- В устном рассказе вы можете употреблять такие выражения, словосочетания:

  • на фотографии изображен (запечатлен, снят)
  • схвачен такой момент:
  • остановлено мгновение, когда:
  • фотография отражает:
  • с фотографии на нас смотрит:
  • взгляните на эти лица:
  • предстаёт на снимке:
  • совершаем увлекательное путешествие в прошлое:
  • миг, момент, ситуация, эпизод, фрагмент жизни:
  • вот такую историю поведал мне снимок:
  • фотография - документ истории:

(сообщения)

-А кто принёс самую старую фотографию?

- Нет в нашей стране ни одной семьи, которой не коснулась бы Великая Отечественная война. Наши деды и прадеды как один встали на защиту своей Родины. Посмотрите на эти фотографии.

(слайд)

-Послушаем стихотворение Андрея Дементьева.

-Обратите внимание на последнюю строчку в стихотворении. Нам задаётся вопрос: Ну, а что свершили мы с тобой?

Выступление участников научно-практических конференций

- Вы пойдёте в жизни по крутым тропинкам и гладким дорожкам, а в сердце своём понесёте память о своих родителях, бабушке, дедушке, о своём роде, о своём доме, школе. Память делает человека духовно богаче, красивее. Нет ничего хуже, чем беспамятство.

Фотография- это память семьи, рода, страны, это память о прошлом вашей семьи, вашего рода и нашей страны.

Давид Тухманов.

Всё, чего не расскажешь словами
Фотографии скажут про нас,
Сколько всякого мы позабыли,
Сколько снова забудем потом.
Чтобы вспомнить, какими мы были,
Заведите семейный альбом.
Всё нам дорого - каждая малость,
Каждый миг в отдаленье любом.
Чтобы всё это не потерялось,
Сохраните семейный альбом.
И летят за страницей страницы-
Наших дней верстовые столбы,
Чтобы жизнь повторилась сначала
Загляните в семейный альбом.

Итог урока.

И сегодня мы не зря взяли эпиграфом строки:

"Льются с этих фотографий океаны биографий,

Жизнь, в которых вся до дна с нашей переплетена"

- Я предлагаю вам принять участие в конкурсе сочинений "Моя семья в истории моей страны". Это и будет домашним заданием.

Оценки за урок.

"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие" А.С.Пушкин.

Хранитель былого, наследник секретов,
В нём молодость вечна, а старость мудра.
Здесь каждое фото душою согрето,
Окно для потомков, учитель добра.
Глядят с фотографий знакомые лица,
Ведут разговоры, заходят в мой дом.
Как памяти книгу, страница к странице,
Листаю я старый семейный альбом.
Здесь время безвластно, рассыплет мгновения,
Как звёзды по небу, как листья в саду,
Историю жизни пяти поколений,
Цепочкою судеб в едино сведу.
Вот дед улыбнулся,
И мама идёт по траве босиком,
Страница к странице, как памяти книжку,
Листаю я старый семейный альбом.
Всех жизнь разбросала, расставив границы,
Но в дни, когда смех наполняет мой дом,
Под вечер, за чаем, страница к странице,
Листаем мы старый семейный альбом.

Ученик: Эти данные взяты в "Детской энциклопедии". Людям всегда хотелось запечатлеть образы окружающего мира. В 18 веке учёные обнаружили, что некоторые химические вещества реагируют на свет. Первую в мире фотографию сделал в 1826 году французский физик Жозеф Ньепс. Более чёткие фотографии в 1839 году удалось получить Луи Даггеру. Он сделал изображение на серебряной пластине. Почти 100 лет фотографии оставались чёрно - белыми. Только после изобретения фотобумаги и цветной фотоплёнки дело пошло быстрее. Сейчас почти все фотографии - цветные.

- В 1826 году.

Ответы детей.

Волнуется, приводит себя в порядок.

-Мы бы не знали своих прабабушек, прадедушек.

- Не было бы памяти.

- Можно нарисовать портрет.

Ответы. Лесть - лицемерное, угодливое восхваление. Льстить - это значит хвалить кого-нибудь из лести.

 

 

Ученик:

Когда была сделана фотография?

Кто на ней изображён?

Какое событие запечатлено?

Как выглядят люди на фотоснимке? (поза, одежда, выражение лица)

Что предшествовало моменту съёмки?

Как реагировали на этот снимок ваши родные?

Какие чувства и мысли вызвал фотоснимок?

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают свои сообщения.

 

 

 

 

 

 

Ученик.

Письма:

Фотографии в альбоме.
Смотрят парни матерям в глаза.
Матери их мёртвыми не помнят-
Оттого и верят в чудеса.
Все они их видят молодыми,
Сильными,
Как много лет назад:
А в округе на родное имя
Столько откликается ребят:
Разных-
Незнакомых и знакомых,
Никогда не знавшихся с войной.
Ждут их тёзок матери домой
И глядят на карточки в альбомах.
Парни там-
Смешливы и красивы,
Где им было знать, что скоро в бой.
В 20 лет они спасли Россию.
Ну, а что свершили мы с тобой?

Ответы учащихся.

- о творческом объединении "Юный музеевед";

- помощь ветеранам тыла в уборке картофеля, побелке палисада, ит.д.

"И стала Гарга для них второй родиной". Ибрагимов А. (5 минут)

"Из истории моей семьи" - Балтаева К.(3 мин.)