Цели урока:
- образовательные: повторить и обобщить знания учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением; отработать умение выделять их на письме;
- развивающие: развивать навыки постановки знаков препинания в предложениях с конструкциями, грамматически не связанных с предложением;
- воспитательные: формировать навыки самоанализа, самооценки, культуру общения.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте. Рада видеть вас. Начнем урок.
- Объявление темы и задач урока:
Тема нашего урока "Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах", сегодня мы повторим и обобщим знания о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, отработаем умение выделять их на письме.
Языковая разминка.
- Объясните пунктуацию в приведенных высказываниях.
Язык - первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А.Генис)
Можно объясниться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл. (Ж.Ростан)
Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия. (Э.Роттердамский)
Беседа:
- Что объединяет эти высказывания о языке? (Язык служит человеку)
- Как вы понимаете второе высказывание? Раскройте его смысл.
- Найдите слова с орфограммой "непроверяемые гласные в корне слова".
- Назовите орфограммы в слове "объясниться".
- Дайте толкование слов: Язык, Посредник, Поработить (при необходимости обратиться к Толковому словарю)
- Какая общая мысль объединяет эти высказывания? (к языку нужно относиться бережно. Он не только посредник для установления дружбы и согласия, но и средство порабощения человека)
Учитель:
- А еще язык - это способ самовыражения и самопознания, ключ к двери, за которой кроются секреты и тайны родного языка, попробуем открыть эти секреты.
Проверка степени усвоения предыдущего материала "Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах.
Учитель:
Вводные слова тоже являются конструкциями, не связанными с предложением. На ЕГЭ они представлены во многих заданиях (А 21, В 6 - анализ предложений, В 8 - анализ языковых средств, в части С - сочинение, построение высказываний с использованием вводных слов и вставных конструкций)
1. При необходимости повторите постановку знаков препинания при вводных словах, учебник, стр. 296-299 (Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 5-е изд. - М.: ООО "ТИД "Русское слово", 2008.)
2. Выполните тест, проверьте себя по ключу.
3. Занесите количество баллов в лист самооценки.
Изучение темы "Междометия. Знаки препинания при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах".
Знакомство с обобщающей таблицей (Приложение 2)
Учитель:
- Ознакомьтесь с обобщающей таблицей. Дополнительно: учебник, параграф 93, стр. 303-304, 305 (Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 5-е изд. - М.: ООО "ТИД "Русское слово", 2008.)
Фронтальный опрос:
- Что такое междометие?
- Какое назначение в языке имеют междометия?
- Как выделяются междометия на письме?
- В чем трудность постановки знаков препинания при междометиях?
Закрепление.
Тестовый тренинг (Приложение 2)
Упражнение 430 (учебник)
Подведение итогов.
- Выставление оценок.
Рефлексия:
- Подведите итог урока, продолжив предложения по данному началу "Я знаю:" или "Я умею:"
Домашнее задание: параграф 93 в учебнике, упражнение 428, дополнительно из комедии Грибоедова "Горе от ума" выписать 10 предложений с междометиями.