Урок физики по теме "Количество теплоты". 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


Цель урока: познакомить учащихся с разными видами теплопередачи, ввести меру изменения внутренней энергии при теплообмене.

Задачи урока:

  • Ввести понятие теплообмена, количества теплоты.
  • Сравнить виды теплопередачи.
  • Изучить формулы для расчёта количества теплоты при разных процессах.
  • Научиться применять формулы для решения задач.

Оборудование: мультимедиа с компьютерной презентацией, телевизор и DVD - плеер.

Ход урока

Организационный момент.

Учащиеся подготавливаются к уроку. Учитель раздаёт карты - схемы для работы на уроке, объясняет принцип работы с картой на уроке.

(презентация, слайд №1 "Тема урока")

Вводная часть. Учитель просит учащихся вспомнить из курса физики понятие теплоотдачи. (процесс передачи тепла от одного тела к другому).

Учитель предлагает расширить и углубить это понятие.

Процесс передачи энергии от одного тела другому без совершения работы называется теплообмен или теплопередача. Учащиеся записывают понятие в карту.

(презентация, слайд №2 "Определение теплообмена")

Основная часть: учитель с учащимися вспоминают количественную меру измерения внутренней энергии - количество теплоты, измеряемую в джоулях. Записывают понятие и единицы измерения в карту.

(презентация, слайд №3 "определение количества теплоты")

Учитель предлагает вспомнить виды теплопередачи. Для подсказки предлагает посмотреть отрывок из видеофильма "Тепловые явления" - виды теплопередачи. После просмотра учитель предлагает учащимся заполнить схему в карте.

Виды теплопередачи:

Теплопроводность - непосредственный обмен кинетической энергией между хаотически движущимися частицами соприкасающихся тел или частей одного и того же тела;

Конвекция - перенос энергии потоками жидкости или газа (тёплые потоки идут вверх, холодные - вниз);

Излучение - перенос энергии электромагнитными волнами.

Учитель предлагает вспомнить процессы, происходящие с веществом и связанные с изменением температуры. (нагревание, парообразование, плавление, горение)

(презентация, слайд №4)

Совместно с учителем учащиеся заполняют таблицу в карте.

(презентация, слайды №№ 5-8)

Заключительная часть:

Учитель предлагает учащимся решить задачу: Определите количество теплоты, необходимое для нагревания 2кг воды при температуре 20°С до температуры кипения и обращения её в пар. Удельная теплоёмкость воды с = 4,2*10?Дж/кг*К; удельная теплота парообразования r = 2,3*10?Дж/кг.

(презентация, слайд №9)

Подведение итогов: учитель разбирает решение задачи, подводит итоги урока, задаёт домашнее задание.

Приложение.