Цель урока: познакомить учащихся с разными видами теплопередачи, ввести меру изменения внутренней энергии при теплообмене.
Задачи урока:
- Ввести понятие теплообмена, количества теплоты.
- Сравнить виды теплопередачи.
- Изучить формулы для расчёта количества теплоты при разных процессах.
- Научиться применять формулы для решения задач.
Оборудование: мультимедиа с компьютерной презентацией, телевизор и DVD - плеер.
Ход урока
Организационный момент.
Учащиеся подготавливаются к уроку. Учитель раздаёт карты - схемы для работы на уроке, объясняет принцип работы с картой на уроке.
(презентация, слайд №1 "Тема урока")
Вводная часть. Учитель просит учащихся вспомнить из курса физики понятие теплоотдачи. (процесс передачи тепла от одного тела к другому).
Учитель предлагает расширить и углубить это понятие.
Процесс передачи энергии от одного тела другому без совершения работы называется теплообмен или теплопередача. Учащиеся записывают понятие в карту.
(презентация, слайд №2 "Определение теплообмена")
Основная часть: учитель с учащимися вспоминают количественную меру измерения внутренней энергии - количество теплоты, измеряемую в джоулях. Записывают понятие и единицы измерения в карту.
(презентация, слайд №3 "определение количества теплоты")
Учитель предлагает вспомнить виды теплопередачи. Для подсказки предлагает посмотреть отрывок из видеофильма "Тепловые явления" - виды теплопередачи. После просмотра учитель предлагает учащимся заполнить схему в карте.
Виды теплопередачи:
Теплопроводность - непосредственный обмен кинетической энергией между хаотически движущимися частицами соприкасающихся тел или частей одного и того же тела;
Конвекция - перенос энергии потоками жидкости или газа (тёплые потоки идут вверх, холодные - вниз);
Излучение - перенос энергии электромагнитными волнами.
Учитель предлагает вспомнить процессы, происходящие с веществом и связанные с изменением температуры. (нагревание, парообразование, плавление, горение)
(презентация, слайд №4)
Совместно с учителем учащиеся заполняют таблицу в карте.
(презентация, слайды №№ 5-8)
Заключительная часть:
Учитель предлагает учащимся решить задачу: Определите количество теплоты, необходимое для нагревания 2кг воды при температуре 20°С до температуры кипения и обращения её в пар. Удельная теплоёмкость воды с = 4,2*10?Дж/кг*К; удельная теплота парообразования r = 2,3*10?Дж/кг.
(презентация, слайд №9)
Подведение итогов: учитель разбирает решение задачи, подводит итоги урока, задаёт домашнее задание.