Урок обучения грамоте по теме "Чтение слогов и слов с буквой Р". 1-й класс (коррекционный) VII-го вида

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:закреплять умение читать слоги, слова, предложения с буквой Рр; развивать внимание, моторику рук, фонематический слух; корригировать эмоционально-волевую сферу и обогащать словарный запас; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: мультимедийная установка или интерактивная доска, презентация, карточки с текстом, листы бархатной бумаги и несколько кусочков нити для конструирования букв.

Ход урока

I. Психологический настрой (слайд №1)

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Спинку ровненько держи,
На уроке не шуми,
Руки полочкой на стол,
Начинаем разговор.

II. Артикуляционная зарядка

-Звук [р] - трудный в произношении, поэтому мы начинаем с зарядки для языка.

  • Упражнение №1 «Хомячок» - надувание щёк.
  • Упражнение №2 «Футбол» - кончиком языка резко нажимать на правую. левую щёку.
  • Упражнение№3 « Лошадка» - щёлкать кончиком языка по твёрдому нёбу.
  • Упражнение №4 «Стук» - стучать кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, произнося отрывисто согласный звук [р].
  • Упражнение №5 .

Почему тигры рычат: р-р-р;
Вороны кричат: Кар-р-р;
Кони хрипят: Хр-хр-р;
Ставни скрипят: Скр-р-р;
Кенар поёт: Тью-ир-р;
Летит вертолёт: Др-р-р;
Чтоб научить всех ребят
Трудное р-р-р выговаривать!
(П. Высоцкий)

III. Чистоговорки (дети повторяют за учителем)

Ра-ра-ра- начинается игра.
Ры-ры-ры- у мальчиков шары.
Ро-ро-ро- у нас новое ведро.
Ре-ре-ре- стоит домик на горе.
Ри-ри-ри- на ветках снегири.
Ир-ир-ир- мой папа - командир.

IV. Скороговорка. (разучивание) (слайд №2)

На горе Арарат
Растёт крупный виноград.

V. Игра «Услышал – повтори» (слайд №3)

ро-ру-ро
ра-ры-ри
ри-ри-ру
ра-ру-ро
ра-ре-ру

VI. Словесное рисование (слайд №4)

-Давайте представим, что мы художники и будем рисовать картину, на которой изображён домик в деревне. Стены уже готовы, осталось нарисовать детали, в названии которых есть звук [р]. Произносить слово нужно так, чтобы звук [p] слышался отчётливо. (Выстраиваем картинку на доске).

VII. Сравните два слова.

Дверь – забор

-Какой звук мы слышим на конце у каждого слова?

-Какой буквой мы обозначаем звуки [p] [p’]?

-Покажи на ленте букву Р.

VIII. Обобщение знаний об изученных буквах.

Игра «Полубуковка» (слайд №5)

-Отгадайте, какие буквы спрятались за цветами?

-На какие две группы можно разделить эти буквы?

-Назовите гласные.

-Назовите согласные.

- Какие слова можно составить из этих букв?

IX. Работа по «Азбуке» ( с. 66-67) (слайд №6)

1. Работа над многозначностью слов КРАН, КОСА.

Чтение предложений на стр.66

Физкультминутка

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит надо не зевать-
Прыгать, бегать и играть.

2. Чтение слов в столбике на с.67

-Как одним словом назвать слова первого столбика? (Цветы)

3. Чтение текста, работа по содержанию.

-Как звали девочек?

-Что они раскрашивали?

-Что раскрасила Лара? Рита? Ира?

X. Работа по карточкам (слайд №7)

На карточке напечатан текст. Его может прочитать хорошо читающий ученик или учитель.

Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел труда и сил!

-Найдите и зачеркните букву Р.

-Сколько раз встретилась эта буква?

XI. Конструирование букв.

(Дети конструируют буквы из ниток на бархатной бумаге)

-Сконструируйте букву, с которой начинается слово ЛИЛИЯ. (слайд №8)

-Сконструируйте букву, с которой начинается слово ИРИС. (слайд №9)

-Сконструируйте букву, с которой начинается слово РОЗА. (слайд №10)

-Сконструируйте букву, с которой начинается слово НАРЦИСС. (слайд №11)

-Как одним словом назвать эти слова? (Цветы).

XII. Итог урока (слайд №12)

- Где будет «жить» на ленте буква Р? Почему?

- Как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке?

- Спасибо за урок! Вы старались быть активными!