Цели:закреплять умение читать слоги, слова, предложения с буквой Рр; развивать внимание, моторику рук, фонематический слух; корригировать эмоционально-волевую сферу и обогащать словарный запас; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: мультимедийная установка или интерактивная доска, презентация, карточки с текстом, листы бархатной бумаги и несколько кусочков нити для конструирования букв.
Ход урока
I. Психологический настрой (слайд №1)
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Спинку ровненько держи,
На уроке не шуми,
Руки полочкой на стол,
Начинаем разговор.
II. Артикуляционная зарядка
-Звук [р] - трудный в произношении, поэтому мы начинаем с зарядки для языка.
- Упражнение №1 «Хомячок» - надувание щёк.
- Упражнение №2 «Футбол» - кончиком языка резко нажимать на правую. левую щёку.
- Упражнение№3 « Лошадка» - щёлкать кончиком языка по твёрдому нёбу.
- Упражнение №4 «Стук» - стучать кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, произнося отрывисто согласный звук [р].
- Упражнение №5 .
Почему тигры рычат: р-р-р;
Вороны кричат: Кар-р-р;
Кони хрипят: Хр-хр-р;
Ставни скрипят: Скр-р-р;
Кенар поёт: Тью-ир-р;
Летит вертолёт: Др-р-р;
Чтоб научить всех ребят
Трудное р-р-р выговаривать!
(П. Высоцкий)
III. Чистоговорки (дети повторяют за учителем)
Ра-ра-ра- начинается игра.
Ры-ры-ры- у мальчиков шары.
Ро-ро-ро- у нас новое ведро.
Ре-ре-ре- стоит домик на горе.
Ри-ри-ри- на ветках снегири.
Ир-ир-ир- мой папа - командир.
IV. Скороговорка. (разучивание) (слайд №2)
На горе Арарат
Растёт крупный виноград.
V. Игра «Услышал – повтори» (слайд №3)
ро-ру-ро
ра-ры-ри
ри-ри-ру
ра-ру-ро
ра-ре-ру
VI. Словесное рисование (слайд №4)
-Давайте представим, что мы художники и будем рисовать картину, на которой изображён домик в деревне. Стены уже готовы, осталось нарисовать детали, в названии которых есть звук [р]. Произносить слово нужно так, чтобы звук [p] слышался отчётливо. (Выстраиваем картинку на доске).
VII. Сравните два слова.
Дверь – забор
-Какой звук мы слышим на конце у каждого слова?
-Какой буквой мы обозначаем звуки [p] [p’]?
-Покажи на ленте букву Р.
VIII. Обобщение знаний об изученных буквах.
Игра «Полубуковка» (слайд №5)
-Отгадайте, какие буквы спрятались за цветами?
-На какие две группы можно разделить эти буквы?
-Назовите гласные.
-Назовите согласные.
- Какие слова можно составить из этих букв?
IX. Работа по «Азбуке» ( с. 66-67) (слайд №6)
1. Работа над многозначностью слов КРАН, КОСА.
Чтение предложений на стр.66
Физкультминутка
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит надо не зевать-
Прыгать, бегать и играть.
2. Чтение слов в столбике на с.67
-Как одним словом назвать слова первого столбика? (Цветы)
3. Чтение текста, работа по содержанию.
-Как звали девочек?
-Что они раскрашивали?
-Что раскрасила Лара? Рита? Ира?
X. Работа по карточкам (слайд №7)
На карточке напечатан текст. Его может прочитать хорошо читающий ученик или учитель.
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел труда и сил!
-Найдите и зачеркните букву Р.
-Сколько раз встретилась эта буква?
XI. Конструирование букв.
(Дети конструируют буквы из ниток на бархатной бумаге)
-Сконструируйте букву, с которой начинается слово ЛИЛИЯ. (слайд №8)
-Сконструируйте букву, с которой начинается слово ИРИС. (слайд №9)
-Сконструируйте букву, с которой начинается слово РОЗА. (слайд №10)
-Сконструируйте букву, с которой начинается слово НАРЦИСС. (слайд №11)
-Как одним словом назвать эти слова? (Цветы).
XII. Итог урока (слайд №12)
- Где будет «жить» на ленте буква Р? Почему?
- Как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке?
- Спасибо за урок! Вы старались быть активными!