Цели урока:
- Обобщить знания об особенностях географии населения РБ.
- Формировать умение выделять главное в содержании материала.
- Развивать у учащихся умение работать со статистическими материалами и контурной картой.
- Воспитывать уважение и любовь к своей республике, к её людям.
Оборудование: рабочая тетрадь по географии РБ, контурные карты.
Ход урока
I. Организационный момент.
Работа производится в виде:
1) географический диктант по терминам и понятиям;
2) тесты;
3) работа на знание карты.
1) Географический диктант на термины и понятия:
а) Разница между числом родившихся и умерших людей? (Естественный прирост населения).
б) Перемещение населения из одного пункта в другой со сменой места жительства называется: (миграция).
в) Количество родившихся на 1000 жителей за год :.. (рождаемость).
г) В районах притока населения смертность:(снижается), а рождаемость:(растет)
д) Естественная убыль населения:(депопуляция)
2) Тесты:
1. Численность населения Башкортостана составляет:
1) 4104 тыс. чел. 2) 4066 тыс. чел. 3)4650 тыс. чел.
2. Площадь РБ составляет:
1) 113,9 тыс. км2 2) 143,6 тыс. км2 3) 153,6 тыс. км2
3. Население РБ перевалило 3 млн. чел. между переписями:
1) 1913 - 1926 гг. 2) 1926 - 1939 гг. 3) 1959 - 1970 гг.
4. Какова средняя плотность населения на территории РБ:
1) 28 чел./м2 2) 25 чел./м2 3) 32 чел./м2
5. Расположите города РБ в порядке уменьшения численности населения:
1) Нефтекамск
2) Ишимбай
3) Уфа
4) Стерлитамак
5) Салават
6. Укажите цифрами название сельских районов РБ в порядке уменьшения площадей территории:
1) Дуванский
2) Зилаирский
3) Гафурийский
4) Шаранский
5) Белорецкий
7. В каком году г. Уфа стал городом-миллионером:
1) 1980 г. 2) 1979 г. 3) 2002 г.
8. Какой район самый северный:
1) Аскинский 2) Янаульский 3) Татышлинский
9. Какой город относится к крупным:
1) Уфа 2) Салават 3) Стерлитамак
10. По национальному составу население РБ является республикой:
1) однонациональной; 2) двунациональной 3) многонациональной
11. Установите соответствие между народом и языковой семьей:
Народ | Языковая семья |
1) башкиры | А) индоевропейская |
2) русские | Б) алтайская |
3) марийцы | В) уральско-юкагирская |
4) чуваши | Г) северокавказская |
12 В Республике Башкортостан :: районов.
1) 52 2) 54 3) 58
13) Сколько городов в РБ?
1) 18 2) 21 3) 26
14. В каком районе наибольшая плотность сельского населения:
1) Абзелиловском 2) Уфимском 3) Кигинском
15. В каком районе наименьшая плотность сельского населения:
1)Зилаирском 2) Кугарчинском 3) Кармаскалинском
16. Какое место занимает РБ по численности населения в РФ?
1) 15 2)12 3)7
17. Какая доля населения РФ проживает в РБ?
1) 2,8% 2) 3,2% 3) 4,7%
18. На каком меридиане большее скопление городов?
1) 54° в.д. 2) 56° в.д. 3) 59° в.д.
19. Как называется пещера - место древнего поселения людей в РБ?
1) Капова пещера 2) пещера Победы 3) Аскинская пещера
20. Какое место занимает г, Уфа по численности населения среди городов России?
1) 5 2) 9 3) 11
Ответы: 1.2; 2.2; 3.2; 4.1; 5.45123; 6.32451; 7.1; 8.2; 9.3; 10.3; 11.1б,2а,3в,4а; 12.2; 13.2; 14.2; 15.1; 16.3; 17.1; 18.2; 19.1; 20.3.
3) Работа с контурными картами.
а) Обозначить на контурной карте самый
- северный
- южный
- восточный
- западный районы.
б) Обозначить самый северный, самый южный города и столицу РБ.
в) Обозначить поселки городского типа РБ.
г) Отметить на контурной карте самый молодой город РБ.
II. Закрепление урока.
Одной из отличительных особенностей современного населения РБ является стремление сохранить свою самобытность. Например, бортничество (объяснение). Это умение сохранили по сей день. Более того, в республику приезжают из других стран учиться этому мастерству: из Венгрии, Германии. Также далеко за пределами Башкортостана славится умение башкир изготовлять целебный кумыс. В наше время модно стало выделять чудеса своего края. Давайте попробуем мы тоже составить такой список чудес Башкортостана, которые сохранились до наших дней благодаря важному качеству характера населения нашей республики, как почитание старших, сохранение родственных связей.
1) башкирский мёд (дикий, домашний)
2) курай
3) эпос "Урал-батыр"
4) кумыс
5) ковроделие из войлока
6) шежере-байрам ("Праздник родословной")
7) Аркаим
Подведение итогов.
III. Домашнее задание: Собрать информацию о профессиях жителей Башкортостана, которые характерны конца XIX - начала XX века (профессии характерные для прабабушек, прадедушек).