Цели урока:
- Систематизировать знания учащихся по данной теме
- Закрепить изученный материал в ходе выполнения упражнений
- Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу
Оборудование:
- Интерактивная доска (либо проектор с экраном)
- Электронный носитель
Ход урока
I. Оргмомент.
На фоне слайда 1.
Учитель: - Ребята, сегодняшний наш урок будет необычным. Мы с Вами совершим увлекательное путешествие в далекую, но удивительную страну: " Делимости чисел". Кто живет в этой стране? Вы, наверное, догадались: множество натуральных чисел, признаки делимости. А правят этой страной король НОД и королева НОК. Но чтобы попасть в эту? страну Вам придется потрудиться, преодолеть трудности, которые будут на Вашем пути. Слайд 2
Для начала проведём разминку. Остановка "Разминка" Слайд 3
II. Остановка "Разминка".
Ответы на вопросы учителя с приведением примеров:
Какие числа называют четными?
Какие числа называют нечетными?
Какие числа называют простыми?
Какие числа называют составными?
III. Остановка "В мире животных" Слайд 4
Учитель: Ребята, совершая путешествие по стране "Делимость чисел" мы узнаем много интересного, узнаем, какие обитатели населяют эту страну.
И так, в путь!
Справка. Слайд5
В Австралии живут животные, похожие на игрушечного плюшевого медведя.
Задание 1. Название можно прочитать в таблице, вычислив НОК(2450,3500). (самостоятельная работа учащихся с взаимопроверкой).
0 | 2 | 6 | 4 | 7 | 5 | 3 | 1 | 9 | 0 |
л | к | м | о | е | а | н | и | с | а |
Ответ: коала
. Коала не медведь, хотя его часто называют сумчатым медведем.Задание 2. Слайд 6 Устно.
Числами зашифровано слово .Найти эти числа ,заменить их буквами и прочитать его.
НОД(8,18) | Р |
НОД(54,72) | В |
НОД(21,105) | А |
НОД(13,27) | А |
НОД(25,40) | Н |
Шифратор.
18 | 1 | 2 | 21 | 5 |
Ответ: варан.
Справка. Слайд 7
Варан - самая крупная ящерица в нашей стране, живет в пустыне Средней Азии. Численность их в течение длительного времени сокращалась. На 2 квад. км приходится 1-2 особи. Человек вылавливает варанов с целью получения кожи, из прочной и красивой кожи варана шьют обувь и сумочки.
В настоящее время охота на варанов запрещена. За размеры и хищничество варана называют крокодилом пустыни. Варан переносит до 20 укусов кобры , может жить в условиях повышенной радиации. Слюна варана токсична ,добыча парализуется мгновенно.
Вопросы. Признак делимости на 5? Чем отличается простое число от составного?
IV. Остановка "Сказочная" слайд 8
"Сказка про то, как появились квадраты простых чисел" Слайд 9
Ходила как-то цифра 3 и скучала: "Почему я не составное число? Ведь у составных чисел больше двух делителей!" И стало ей обидно. Тут она встретила Умножение. Пожаловалась она Умножению. Умножение и говорит: "Не плачь, пошли к Квадрату числа! Он что-нибудь придумает". Пришли они к нему и все рассказали. Квадрат им отвечает: "Могу поставить три в квадрат". Троечка подумала и согласилась. Поставил Квадрат число Три в квадрат, и стала она Девять. И появился у неё третий делитель. А вскоре и другие простые числа захотели стать "составными". Вот так и появились? квадраты простых чисел: два в квадрате равно четыре, три в квадрате равно девять,? пять в квадрате равно двадцать пять..., и все эти числа стали иметь три делителя.
V. Остановка "Спортивная площадка". Слайд 10
-Вы, ребята, все устали
Много думали, считали
Отдохнуть уже пора.
Следующая остановка "Спортивная площадка"
Физкультминутка.
1)Я называю нечетные числа - Вы встаете, четные - Вы садитесь.
2)Игра: считаем до 30, вместо чисел, кратных 3, хлопаем в ладоши.
VI. Остановка "Мир птиц". Слайд 11
Учитель: Далее речь пойдет о птицах.
Задание 3. Какова средняя продолжительность жизни страуса? Слайд 12
Для этого надо найти НОД(2450,3500).Полученное число уменьшить в 10 раз.(самостоятельная работа ученика - внутренняя часть доски). Проверка результата с классом.
Ответ.350:10=35 лет
Задание 4.
Справка. Слайд 13
Самая мелкая птичка на Земле немного больше шмеля. Колибри яркая и красивая птичка. Массу колибри в граммах даст сумма чисел из круга.
Что это за числа?
Ответ: делители числа 24: 2,8,12. 2+8+12 =22 г
Вопрос. Что такое делитель числа? Слайд 14
Задание 5. Сколько за одну секунду колибри пролетает метров ? Её скорость равна разности наибольшего и наименьшего пропущенных чисел в круге.
Ответ: кратные числа 12: 36,72,96 .96 - 36 = 60 м/с
Вопрос: Что такое кратное числа?
VII. Остановка "Смекалкино". Слайд 15
Учитель:
Наше путешествие продолжается.Следующая остановка "Смекалкино". Здесь Вам нужно применить смекалку, сноровку и умения. Слайд 16
1) В каждой строке найдите лишнее число
а) 5; 11; 20; 7.
б) 9; 25; 31.
в) 1; 5; 7; 11.
2) Будет ли значение выражения 62 х 63 х 64 х 65 х 66 х 67 х 68 х 69 х 70 х 71 делиться на 100?
VIII. Остановка "Класс". Слайд 17
Учитель
И так, ребята! Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, что оно было интересным и увлекательным.?IX. Итог урока: множество натуральных чисел можно сравнить со звездами на небе. Слайд 18
Как и среди звезд есть яркие звезды, так и среди чисел есть яркие числа. Они отличаются от других своей необычностью (совершенные числа, числа - близнецы). Как среди звезд есть созвездия, так и среди чисел есть группы чисел, которые обладают определенными особенностями и свойствами (простые и составные, четные и нечетные). Нужно научиться их видеть.
И в заключении мне хочется зачитать отрывок из книги Фраемарка "Задача пришла с картины". Слайд 19
В бесконечном множестве натуральных чисел, так же как среди звезд Вселенной, выделяются отдельные числа и целые их "созвездия" удивительной красоты, числа с необыкновенными свойствами и своеобразной, только им присущей гармонией. Надо только уметь увидеть эти числа, заметить их свойства. Всмотритесь в натуральный ряд чисел - и вы найдете в нем много удивительного и диковинного, забавного и серьезного, неожиданного и курьезного. Видит тот, кто смотрит. Ведь люди и в летнюю звездную ночь не заметят: сияние? Полярной звезды, если не направят свой взор в безоблачную высь.
X. Рефлексия Слайд 20
Домашнее задание. Сочинить сказку о числах.
№ 617, 618, 619