Цели:
- Обобщить знания учащихся об охране и защите фауны; познакомить с информацией о редких, исчезающих животных России; раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны; рассказать об отрицательной роли человека в процессе исчезновения видов и о значении Красной книги. Расширять кругозор. Учить осуществлять поиск информации в учебниках, справочниках, словарях; анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать.
- Воспитывать любовь к живым существам, потребность в бережном отношении к природе.
- Развивать монологическую речь учащихся; обогащать словарный запас; развивать эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации «По страницам Красной книги», «Красная книга», выставка книг по теме.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
– Что такое заповедник?
– Зачем создают заповедники?
– Когда в нашей стране появились первые заповедники?
– Какие заповедники России вы знаете?
– Какой заповедник находится в нашем крае?
– Какие природные объекты он охраняет?
– Как люди узнают, к каким природным объектам необходимо особое внимание и отношение?
– Что такое Красная книга?
– Как вы думаете, почему книга названа Красной?
– Что вам известно об устройстве Красной книги?
III. Сообщение темы урока.
Охраняются Красной книгой,
Столько редких зверей и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются как и деревья, цветы.
– Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по страницам Красной книги и узнаем, какие животные и на каких её страницах разместились. А помогут нам в этом наши ребята, которые на время урока станут «экспертами», знатоками Красной книги.
IV. Работа над темой:
- У меня в руках Красная книга. Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений» – «Красная книга России». Вспомните, какие страницы мы видим первыми, открывая эту книгу? Давайте предоставим слово «эксперту» «Чёрных» страниц Красной книги.
- Рассказы «экспертов» о животных, занесённых на страницы Красной книги России.
1) Рассказ о животных «чёрных» страниц сопровождается презентацией, подготовленной «экспертом» заранее.
Рассказы о:
- тасманийском волке;
- черепахе миолании;
- антилопе;
- морской корове;
- зебре квагга;
- дронте;
- странствующем голубе;
- динорнисе.
С каждым годом увеличивается число «черных» страниц Красной книги, рассказывающей о редких и исчезающих видах животных и растений. Многие из них уже не удастся восстановить. Чаще всего причиной гибели целых популяций на Земле становится человек.
(Физминутка.)
2) Рассказ о животных «красных» страниц сопровождается презентацией, подготовленной «экспертом» заранее. Рассказы о:
- лошади Пржевальского;
- леопарде;
- красном волке;
- снежном барсе;
- амурском тигре.
3) Рассказ о животных «жёлтых» страниц сопровождается презентацией, подготовленной «экспертом» заранее. Рассказы о:
- розовом фламинго;
- джейране;
- белом медведе;
- розовой чайке.
4) Рассказ о животных «белых» страниц сопровождается презентацией, подготовленной «экспертом» заранее. Рассказы о:
- кавказской выдре;
- пятнистый олень;
- кожане двуцветном;
- дымчатом леопарде.
5) Рассказ о животных «зелёных» страниц сопровождается презентацией, подготовленной «экспертом» заранее. Рассказы о:
- северном олене;
- речном бобре;
- лосе;
- выхухоли;
- зубре.
(Физминутка.)
V. Закрепление.
– Что нового для себя вы узнали, работая на уроке?
– Какие выводы вы сделали для себя сегодня, изучая страницы Красной книги?
– Послушайте стихотворение Валентина Берестова.:
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
– Согласны ли вы с этими словами? Верный ли прогноз делает автор стихотворения? Почему вы так думаете?
(Поэт ошибается в своих прогнозах. Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, т.к. человека просто не будет. Ведь растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания как животным, так и человеку.)
– Какие выводы вы сделали для себя теперь? (Нельзя заботиться только лишь об охране животных или только лишь об охране растений. Природа — это храм, в котором всё едино.)
Берегите эту землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
VI. Итог урока.
– А можем ли мы с вами как-то повлиять на то, чтобы эти виды животных, о которых говорили сегодня, растения, с которыми познакомились ранее, продолжали радовать ещё многие поколения человечества? Каким образом?
– Что бы вы посоветовали своим сверстникам?
VII. Домашнее задание.
– Попробуйте дома подготовить сообщение о животном, занесённом в Красную книгу. Для создания мини-Красной книги класса, оформите своё сообщение на цветном листе (А 4), в соответствии с цветом страницы Красной книги, на которой приведён рассказ о данном животном.