Урок окружающего мира по разделу "Человек и животные". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Обобщить знания учащихся об охране и защите фауны; познакомить с информацией о редких, исчезающих животных России; раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны; рассказать об отрицательной роли человека в процессе исчезновения видов и о значении Красной книги. Расширять кругозор. Учить осуществлять поиск информации в учебниках, справочниках, словарях; анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать.
  • Воспитывать любовь к живым существам, потребность в бережном отношении к природе.
  • Развивать монологическую речь учащихся; обогащать словарный запас; развивать эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации «По страницам Красной книги», «Красная книга», выставка книг по теме.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

– Что такое заповедник?

– Зачем создают заповедники?

– Когда в нашей стране появились первые заповедники?

– Какие заповедники России вы знаете?

– Какой заповедник находится в нашем крае?

– Какие природные объекты он охраняет?

– Как люди узнают, к каким природным объектам необходимо особое внимание и отношение?

– Что такое Красная книга?

– Как вы думаете, почему книга названа Красной?

– Что вам известно об устройстве Красной книги?

III. Сообщение темы урока.

Охраняются Красной книгой,
Столько редких зверей и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются как и деревья, цветы.

– Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по страницам Красной книги и узнаем, какие животные и на каких её страницах разместились. А помогут нам в этом наши ребята, которые на время урока станут «экспертами», знатоками Красной книги.

IV. Работа над темой:

  1. У меня в руках Красная книга. Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений» – «Красная книга России». Вспомните, какие страницы мы видим первыми, открывая эту книгу? Давайте предоставим слово «эксперту» «Чёрных» страниц Красной книги.
  2. Рассказы «экспертов» о животных, занесённых на страницы Красной книги России.

1) Рассказ о животных «чёрных» страниц сопровождается презентацией, подготовленной «экспертом» заранее.

Рассказы о:

  • тасманийском волке;
  • черепахе миолании;
  • антилопе;
  • морской корове;
  • зебре квагга;
  • дронте;
  • странствующем голубе;
  • динорнисе.

С каждым годом увеличивается число «черных» страниц Красной книги, рассказывающей о редких и исчезающих видах животных и растений. Многие из них уже не удастся восстановить. Чаще всего причиной гибели целых популяций на Земле становится человек.

(Физминутка.)

2) Рассказ о животных «красных» страниц сопровождается презентацией, подготовленной «экспертом» заранее. Рассказы о:

  • лошади Пржевальского;
  • леопарде;
  • красном волке;
  • снежном барсе;
  • амурском тигре.

3) Рассказ о животных «жёлтых» страниц сопровождается презентацией, подготовленной «экспертом» заранее. Рассказы о:

  • розовом фламинго;
  • джейране;
  • белом медведе;
  • розовой чайке.

4) Рассказ о животных «белых» страниц сопровождается презентацией, подготовленной «экспертом» заранее. Рассказы о:

  • кавказской выдре;
  • пятнистый олень;
  • кожане двуцветном;
  • дымчатом леопарде.

5) Рассказ о животных «зелёных» страниц сопровождается презентацией, подготовленной «экспертом» заранее. Рассказы о:

  • северном олене;
  • речном бобре;
  • лосе;
  • выхухоли;
  • зубре.

(Физминутка.)

V. Закрепление.

– Что нового для себя вы узнали, работая на уроке?

– Какие выводы вы сделали для себя сегодня, изучая страницы Красной книги?

– Послушайте стихотворение Валентина Берестова.:

Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

– Согласны ли вы с этими словами? Верный ли прогноз делает автор стихотворения? Почему вы так думаете?

(Поэт ошибается в своих прогнозах. Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, т.к. человека просто не будет. Ведь растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания как животным, так и человеку.)

– Какие выводы вы сделали для себя теперь? (Нельзя заботиться только лишь об охране животных или только лишь об охране растений. Природа — это храм, в котором всё едино.)

Берегите эту землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

VI. Итог урока.

– А можем ли мы с вами как-то повлиять на то, чтобы эти виды животных, о которых говорили сегодня, растения, с которыми познакомились ранее, продолжали радовать ещё многие поколения человечества? Каким образом?

– Что бы вы посоветовали своим сверстникам?

VII. Домашнее задание.

– Попробуйте дома подготовить сообщение о животном, занесённом в Красную книгу. Для создания мини-Красной книги класса, оформите своё сообщение на цветном листе (А 4), в соответствии с цветом страницы Красной книги, на которой приведён рассказ о данном животном.

Презентация, Приложение.