Проект – это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований, демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация [2, c.52].
Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Современные подходы к обучению языку подчеркивают важность сотрудничества и взаимодействия между учениками как мотивирующего фактора [3, c.5].
В качестве главных целей введения в образовательную практику метода проектов можно назвать следующие:
- показать умение отдельного обучаемого или группы обучаемых использовать приобретённый исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нём и донести это до заинтересованной аудитории;
- продемонстрировать уровень обученности иностранному языку; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;
- подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости [1, c. 96].
Проект является альтернативным способом организации учебного курса и исключает традиционные принципы планирования и организации обучения определённой учебной дисциплины. При реализации метода проектов используются различные проблемные, исследовательские, поисковые методы, ориентированные на реальный практический результат. Интеграция метода проектов в учебный процесс предполагает выполнение творческих или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. В процессе изучения иностранного языка метод проектов рассматривается как комплексный вид учебной деятельности, так как интегрирует различные виды иноязычного речевого общения для решения творческих практических задач. При его использовании изучаемый иностранный язык выступает, с одной стороны, в качестве средства образовательной творческой деятельности, а с другой – в процессе работы над проектом происходит освоение изучаемого языка в различных аспектах его использования [4, c. 63].
В курсе немецкого языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значительный для школьника.
В наших условиях дети начинают изучать немецкий язык с 2 класса и достигают базового уровня владения предметом. Уже на начальном этапе обучения необходимо постепенно готовить учащихся к поисковой деятельности, конечным продуктом которой, могут быть ассоциограммы, коллажи. Например, так как изучение немецкого языка начинается с ознакомления учащихся с кратким культурологическим портретом страны, с фактами языкового поведения носителей немецкого языка, то можно предложить составить ассоциограммы: «Was fällt euch zu Deutschland ein?» и объединить их в коллаж «Наше представление о Германии и немцах».
Такое наличие поисковой деятельности уже на первых этапах обучения позволит учащимся начать проектную деятельность [3, c.9].
На этапе основного общего среднего образования (например, в 5-6 классах) происходит дальнейшее вовлечение учащихся в проектную форму учебной деятельности. На этой ступени обучения целесообразно осуществлять небольшие по объему проекты, рассчитанные на один урок, например, проект «Wir malen, bauen, basteln» .<Приложение 1>
Такое постепенное вовлечение учащихся сформирует у них прочные навыки проектной деятельности (умения ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, объяснять, и т.д.), что позволит им следующих этапах обучения самостоятельно осваивать интересующие их темы.
Метод проекта является одним из прогрессивных методов обучения и развития учащихся. Недаром он относятся к технологиями XXI века.
Список литературы
- Брейгина, М.Е. Проектная методика на уроках испанского языка // Иностр. яз. в шк. – 2004. – № 2. – С. 28-32.
- Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: АРКТИ, 2002.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. яз. в шк. – 2000. – № 2. – С.3-10.
- Соловова, Е.Н. Апальков В.Г. Курсы: «Развитие и контроль коммуникативных умений» // «Первое сентября» №17-24, 2005-2006г.