В.Бианки. "Музыкант"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Обучающие:

  • Формирование навыка правильного, сознательного, беглого, выразительного чтения.
  • Учить составлять план.

Познавательные:

  • Познакомить с творчеством В.В.Бианки и его рассказом «Музыкант».

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать любовь к животным.

Оборудование: учебник, портрет В.В.Бианки, выставка книг писателя.

План урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания: стр. 141, вопрос 4.
  3. Подготовительная работа: ознакомительная беседа с биографией и творчеством писателя; словарная работа.
  4. Первичное чтение рассказа В.В.Бианки «Музыкант» (читает учитель).
  5. Проверка общего понимания содержания детьми и эмоционального восприятия произведения (2-3 вопроса).
  6. Чтение текста по частям детьми; смысловой и языковой анализ каждой части.
  7. Физкультминутка.
  8. Составление плана.
  9. Обобщающая беседа по всему произведению.
  10. Чтение текста целиком детьми.
  11. Подведение итогов урока.
  12. Задание на дом.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

Стр.141 вопрос 4.

3. Подготовительная работа.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним детским писателем – Виталием Валентиновичем Бианки. По профессии В.В.Бианки – потомственный биолог, т.е. его отец тоже был биологом. Биолог – это человек, который занимается изучением природы. В.В. Бианки родился в 1894 году. С детства мальчик постоянно был в окружении природы. Его отец часто брал его с собой в походы. Автор с самого детства не только, наблюдал, но и записывал все, что наблюдал. Из этих записей он потом брал материал для своих произведений. Его творчество сложилось из многих произведений. Ребята, а какие вы читали рассказы и сказки В.Бианки? (Ответы учащихся). Правильно, молодцы. Еще В.В.Бианки написал такое большое произведение, как «Лесная газета». А сегодня мы будем читать рассказ В.В.Бианки – «Музыкант», который расскажет нам о старом медвежатнике, т.е. человек, который занимается охотой на медведя.

4. Первичное чтение.

Учитель. Я буду читать рассказ, а ваша задача – слушать внимательно, после прочтения я задам вам несколько вопросов.

5. Проверка общего понимания содержания.

Учитель. Вы прослушали внимательно рассказ, а теперь ответьте на вопросы:

  1. Понравился ли вам рассказ? (ответы детей).
  2. Кто является главным героем произведения? (старый медвежатник и медведь).

6. Чтение текста по частям.

Дети читают рассказ по частям. После каждой части идет анализ.

I часть.

Учитель. Итак, ребята, чем занимался старый медвежатник? (Он пиликал на скрипке).

Как вы понимаете – «пиликал на скрипке»? (Это когда не умеешь играть на музыкальном инструменте, а пытаешься; плохо играешь).

Где сидел старый медвежатник? (на завалинке).

Как вы понимаете - «завалинка»? Найдите объяснение этого слова на стр. 215. (Завалинка – это земляная насыпь с внешней стороны дома).

Кто проходил мимо старика? (знакомый колхозник).

Объясните значение слова « колхозник». (ответы детей).

Найдите в тексте слова, которые сказал колхозник старику. (Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.).

II часть.

Дети читают вторую часть.

Учитель. Что сделал старик после совета колхозника? (Отложил скрипку, расспросил, взял ружье и пошел в лес.).

Чем занимался старик в лесу? (искал медведя).

Что говорит автор о том, как старик искал медведя, прочитайте в тексте? (В лесу старик долго искал медведя.)

Чем закончились поиски? (Он не нашел даже и следа его.)

Что сделал старик после долгих поисков? (Он сел отдохнуть.)

III часть.

Дети читают третью часть.

Учитель. Что услыхал старик в лесу? (звук «Дзенн»).

С чем сравнивает автор этот звук? (Он сравнивает его со струной.)

Как об этом пишет автор? (Как струна пропела.)

Как вы понимаете словосочетание «красивый звук»? (Чистый, нежный, приятный, хочется еще раз его послушать.)

Найдите в тексте слова, которые говорят нам о том, как звучал звук, который услышал старик? (звонко, ласково).

Откуда слышался звук? (Звук слышался с опушки.)

Как вы понимаете слово – «опушка»? (Ответы детей). Опушка – это край леса.

Что увидел старик на опушке леса? Ответ найдите в тексте и прочитайте. (Старик и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом…)

Как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук.)

IV часть.

Учитель .Когда снова произошла встреча колхозника и старого медвежатника? (вечером).

Как старик вспоминал встречу в лесу? ( Он дергал струну и она пела «Дзенн».)

Почему старик не убил медведя? (Он такой же музыкант, как и сам старик.)

7. Физкультминутка.

8. Составление плана. Запись на доске и в тетрадях.

Учитель. А сейчас составим план рассказа: разобьем его на части и озаглавим каждую из них. Для этого еще раз прочитаем текст. Дети читают текст по смысловым частям.

Iчасть.

Учитель. Как можно озаглавить эту часть? (Разговор с колхозником. Старый медвежатник и колхозник.)

II часть.

Учитель. Дети, кто подобрал название этой части рассказа? (Охота на медведя.)

А какой строчкой из текста можно озаглавить эту часть? (В лесу старик долго искал медведя.)

III часть.

Учитель. Как мы назовем третью часть рассказа? (Медведь – музыкант.)

IV часть.

Учитель. Дети, как можно озаглавить последнюю часть? (Рассказ старика о медведе.)

А можно назвать «Лесной музыкант»? (Да.)

Итак, ребята, сколько частей у нас получилось? (четыре).

Как мы их озаглавили?

  1. Старый медвежатник и колхозник.
  2. В лесу старик долго искал медведя.
  3. Игра медведя на разбитом грозою дереве.
  4. Лесной музыкант

9. Обобщающая беседа.

Учитель. Ребята, вот мы с вами прочитали рассказ В.В.Бианки «Музыкант». Так что же хотел нам сказать писатель? (Что нельзя убивать животных.)

А почему нельзя убивать животных, а надо их беречь? (Потому что они похожи на людей, животные даже могут создавать музыку.)

Дети, об этом надо помнить всегда, и когда вы вырастите, то не причиняйте животным вреда, а охраняйте их.

10. Чтение текста целиком.

11. Подведение итога урока.

12. Домашнее задание.

Учитель. К следующему уроку надо будет подготовить пересказ по плану, который вы записали.