Задачи: расширить представление детей о столице нашей Родины; закрепить знание детей о достопримечательностях родного города. Воспитывать бережное отношение ко всему, что окружает детей: воспитывать любовь к родному городу.
Материалы: иллюстрации метро, Кремля и Красной площади, памятника Минину и Пожарскому, могила неизвестного солдата и вечный огонь, исторический музей, Третьяковская галерея, театр Образцова.
Ход занятия
Дети заходят в музыкальный зал.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по нашему городу. А как называется наш город?
Москва – это главный город нашей страны, сердце России. А, как называются жители Москвы? (москвичи).
Москва – город древний и красивый. О нем сложено много песен, стихов, пословиц и поговорок.
Какие поговорки о Москве вы знаете?
«Москва – сердце России».
«Кто в Москве не бывал, красоты не видал».
«Москва людна и хлебна».
«В Москве калачи, как огонь горячи».
«В терему высоко, а до Москвы далеко».
Воспитатель: Ребята, а какой в Москве самый быстрый транспорт? (метро).
Метро не только быстрое, но и красивое. Послушайте стихотворение Н. Саконской «Песенка о метро».
Песенка о метро.
Есть такое чудо,
О нем твердят повсюду.
Придумано не худо,
Устроено хитро:
Плывет и не качается,
Бежит и не кончается.
Где такое чудо?
На метро.
(Дети садятся на стулья, звучит музыка.)
Воспитатель: Мы приехали в самый центр Москвы и оказались у стен древнего Кремля. (Показ иллюстраций).
Как сказал поэт В. Маяковский : «Начинается земля, как известно от Кремля». Отсюда мы и начнем нашу прогулку.
(Входит девочка)
- Здравствуйте!
- Здравствуй, девочка. Откуда ты? Как тебя зовут?
-Меня зовут Оксана. Я приехала в Москву из Киева. Очень много слышала о вашем городе и хотела бы посмотреть, что-нибудь интересное, но не знаю куда пойти.
- Давайте, ребята возьмем Оксану с собой в путешествие. Мы, ведь, тоже хотим посмотреть интересные места в Москве.
- Спасибо, а куда мы пойдем?
- Сейчас мы пройдем через ворота самой высокой башни Кремля. Это Троицкая башня.
(Показать иллюстрации достопримечательностей Кремля).
Оксана: Я много слышала о Кремле, но не знаю, что там есть.
Воспитатель: Ребята, расскажите Оксане, что находится на территории Кремля.
( Дети по очереди перечисляют достопримечательности Кремля и показывают иллюстрации).
- Царь–пушка, Царь – колокол, колокольня Ивана великого, Кремлевский дворец, оружейная палата…
- Оксана: А в оружейной палате только оружие хранится?
- Ребята, расскажите Оксане, что есть в оружейной палате.
(Ответы детей: золотая карета, чаша Юрия Долгорукова, рыцарские доспехи, украшения …)
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые башни у стен Кремля.
А какая башня самая маленькая? (Царская).
А самая главная и красивая? (Спасская).
Вот она. ( показ иллюстрации Спасской башни.) На Спасской башне мы видим огромные часы – это куранты.
«Бьют часы Кремлевской башни,
Гаснут звезды, тает день.
До свиданья, день вчерашний,
Здравствуй, новый светлый день».
В. Лебедев – Кумач.
Воспитатель: А сейчас мы с вами пройдем к вечному огню.
(Показ иллюстрации Вечного огня).
Воспитатель: Мы находимся у могилы неизвестного солдата, у вечного огня.
Он горит в память о тех солдатах, которые погибли, защищая нашу Родину от фашистов. Этот огонь не гаснет никогда.
Послушайте стихотворение С. Михалкова.
Над могилой, в тихом парке,
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит.
Здесь солдат российский спит.
Мир солдаты защищали,
Жизнь они за нас отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них.
Воспитатель: А сейчас мы с вами пройдем на самую главную площадь Москвы. Как она называется? (Красная). А почему её назвали Красной? ( От слова - красивая)
Посмотрите вокруг. Что находится на Красной площади? ( Ответы детей).
Посмотрите, какой красивый стоит храм Василия Блаженного. Он построен русскими мастерами по указу царя Ивана Грозного. А, что за памятник находится возле храма? (Памятник Минину и Пожарскому).
Минин и Пожарский защищали нашу землю от польских врагов.
Оксана: А это что за чудный терем? (показывает на иллюстрацию исторического музея).
Дети: Это исторический музей.
Оксана: А что там можно увидеть?
(Ответы детей: старинные вещи – посуда, одежда, украшения и т. д.)
Оксана: А там какая – то река. Как она называется?
Дети: это Москва – река.
Оксана: Ох, что- то я устала. Давайте немножко отдохнем.
Давайте немного поиграем.
Физкультминутка.
Воспитатель: Мы немного отдохнули, а теперь мы продолжим свое путешествие.
Оксана: А какие музеи есть в Москве?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте сейчас опять спустимся в метро и поедем в Третьяковскую галерею.
(Звучит музыка, дети садятся на стулья).
Воспитатель: Вот, мы и приехали. Перед нами Третьяковская галерея.
( Показ иллюстрации).
В этом красивом доме жил Павел Третьяков. У него была огромная коллекция картин русских художников. Все эти картины вместе с домом он подарил Москве, чтобы все люди могли любоваться этими произведениями. Давайте и мы посмотрим на картины.
(Дети рассматривают репродукции)
Воспитатель: А теперь я предлагаю пройтись по улицам Москвы. Чтобы нам было весело, споем песенку.
Песня на мотив «Голубой вагон»
«Любопытный горожанин». (Музыка Шаинского)
Если настроения прочему-то нет,
Если загрустилось мне опять,
Я беру друзей с собой и горсть конфет
И иду по городу гулять.
Припев: В городе, в городе
Жизнь всегда бьет ключом,
Негода городу нашему скучать.
Здорово, здорово,
И тоска нипочем,
Всё нам о городе хочется узнать.
Почему назвали улицу Тверской,
И Арбат назвали почему?
Льются «почемучки» прям из нас рекой.
Может разберемся что к чему?
Воспитатель: Посмотрите, какое интересное здание. Это кукольный театр имени
С.В. Образцова. В этом театре есть даже музей кукол.
Оксана: А какие еще театры есть в Москве?
(ответы детей)
Воспитатель: Ну, вот и подошла к концу наша прогулка по Москве.
Оксана: Спасибо вам за интересную прогулку, мне пора уезжать.
Воспитатель: А нам пора возвращаться домой. Давайте опять сядем в метро и поедем домой.
(На мольберт выставляются фотографии детского сада.)
Воспитатель: Вот мы и приехали в свой детский сад «Надежда». Вам понравилась наша прогулка? Что мы увидели сегодня? Что понравилось больше всего?
(Звучит песня «Москва» в исполнении Газманова. Дети под марш выходят из зала)