Сценарий литературной гостиной "Верь в великую силу любви…" 9–10-е классы

Разделы: Внеклассная работа


ЦЕЛЬ:

  1. Показать на литературных примерах, что любовь – великое чувство, которое движет миром.
  2. Воспитать трепетное отношение у учащихся к чувству любви.

Эпиграф:

Верь в великую силу любви!..
Свято верь в её крест побеждающий,
В её свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!..
С.Я.Надсон

Оформление: презентация; декорации: балкон, перо, свечи, цветы, стол, костюмы.

Под музыку звучит стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь» ( «Мело, мело по всей земле…»).

Я рада приветствовать вас в литературной гостиной. Сегодня мы говорим о любви. Именно любовь вдохновляет человека на самые невероятные, прекрасные, благородные и добродетельные поступки. Именно любовь движет миром, делает человека чище, пробуждая в нём лучшие чувства. Любовь не зависит от условий жизни, от существующего окружения и состояния общества. Она делает человека счастливым.

Мы обратимся сегодня к разным литературным эпохам: от Шекспира до наших дней – и увидим, что для любви не существует временных границ.

Сегодня вы все примете активное участие в организации нашей литературной гостиной.

  • Актёры помогут создать особую творческую атмосферу.
  • Литературоведы дадут нужную информацию, которую им удалось разыскать.
  • Журналисты напишут небольшие сочинения-статьи, в которых поделятся своими впечатлениями об увиденном.

Театрализованное представление.

ПОЭТ сидит за столом с пером в руке, пишет стихи. У него ничего не выходит. Он комкает листы бумаги, бросает их на пол, собирается уйти.

Неожиданно появляется ЛЮБОВЬ.

Л.--- Постой!

П.--- Ты кто? Я никого не хочу видеть!

Л.--- Я Любовь, я хочу тебе помочь!

П.--- О, Боже! Муза, ещё куда бы ни шло, но Любовь?.. Что от тебя толку?

Л.--- Ты не прав! Я могу помочь тебе. Я знаю, почему ты не можешь творить.

П.--- Почему же?

Л.--- Ты не веришь в любовь и не умеешь любить, а ведь именно любовь движет душами людей и пером поэтов.

П.--- Что за бред? Я сегодня просто не в форме и не желаю слушать старые, как мир, речи о том, что любовь неповторима и вечна.

Л.--- Не веришь? Сядь и смотри, я покажу тебе настоящую любовь!

Перенесёмся в эпоху Возрождения. Представим себе, что удалось попасть на спектакль в театре «Глобус». Публики много, декорации почти отсутствуют, их заменяют 2-3 предмета. Сегодня дают «Ромео и Джульетту».

Но сначала предоставим слово ЛИТЕРАТУРОВЕДАМ.

Что же им удалось узнать о сюжете этой трагедии?

Трагедия «Ромео и Джульетта» в своём первоначальном виде возникла, вероятно, примерно в 1591. При этом сюжет не отличался новизной.

  1. Данный сюжет был рассказан в 1476г. неким Масуччио из Салерно.
  2. В 1530г. Этим сюжетом воспользовался Луиджи ла Порта в истории «О двух влюблённых».
  3. Затем появился Банделло со своей новеллой «Несчастная смерть двух несчастных влюблённых».
  4. В 1562г. Некий англичанин, чьё имя утеряно, написал трагедию «Ромео и Юлия».
  5. Артур Брун позднее пишет поэму «Трагическая история Ромео и Юлии».

Этой поэмой и воспользовался Шекспир. Первое издание , относящееся к 1597г.,носило подзаголовок Прекрасно придуманная трагедия о Ромео и Джульетте, часто игранная публично с большим успехом».

- Отрывок из трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». «Сцена на балконе». Инсценировка.

Л.--- Ну, что скажешь?

П.--- Что тут скажешь? Они погибнут. Если любовь и смерть стоят так близко, то это слишком трагично.

Л--- Смотри дальше. Тебе будет интересна история пушкинской Татьяны.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ:

Трудно говорить о романе, о котором сказано и так немало. Это уникальное, не имеющее аналогов по жанру в русской и мировой литературе, произведение.

В открывающем роман посвящении П.А.Плетнёву Пушкин писал, что его произведение – это плод «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Фабула охватывает события с 1819 по 1825г.: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов.

Это время правления Александра 1, годы подъёма русского общества.

Все прекрасно помнят, что Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни», что Евгений Онегин – «тип лишнего человека», а Татьяна – «милый идеал» поэта.

Но помимо глубокого идейного содержания в «Евгении Онегине» есть нечто большее, что делает его читаемым до сих пор, - это трогательная история любви.

Инсценировка отрывка (разговор татьяны с няней) из романа Пушкина «Евгений Онегин».

Л --- Что скажешь?

П --- Каждый школьник знает, что Татьяна так и осталась несчастной. Выходит, что счастье в любви – довольно относительное понятие.

Л -- - Ты прав, любовь нередко бывает несчастной. Но человек счастлив уже тем, что наделён способностью любить. Уже многие столетия светлейшие умы человечества пытаются разгадать и объяснить это странное и великое чувство – любовь. Но боюсь, что это невозможно.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: А.Вампилов родился в селе Кутулик Иркутской области в 1937г. После окончания школы учился в Иркутском университете. 5 лет после окончания университета работал работал в иркутской областной газете «Советская молодёжь». Трагически погиб, переплывая реку, - не выдержало сердце.

Особую известность Вампилову принесли пьесы: «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске» и многие другие. Но свой творческий путь он начинал с рассказов. Ещё студентом он написал юмористические рассказы, составившие его первую книгу «Стечение обстоятельств».

В его произведениях нашли отражение истины старые, но вечные, не знающие во времени ни морального, ни физического износа. И одна из этих истин – любовь неповторима и вечна.

Художественное чтение рассказа А.Вампилова «Тополя» учеником.

П --- Пожалуй, ты права. Любовь действительно существует.

Л --- А чтобы у тебя не осталось сомнений, послушай это…

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Иногда о поэте узнаёшь по одному стихотворению, которое – случайно или неслучайно – ставится во главу всего творчества. Таким стихотворением для А.Кочеткова стала «Баллада о прокуренном вагоне». Это редкая удача поэта, но, к счастью, не единственная. История появления «Баллады…» достойна внимания. Лето 1932 г. Кочетков провёл вместе с женой в Ставрополе. Он должен был уехать раньше, купили билет на прямой поезд Сочи – Москва. Но очень хотелось отсрочить отъезд, поэтому билет сдали, провели ещё три дня вместе с женой. Отсрочка кончилась, опять купили билет. В Москве, у друзей, которых Кочетков извещал о первом дне приезда, его появление было принято как чудо воскрешения, так как его считали погибшим в страшном крушении, которое произошло с сочинским поездом на станции Москва-товарная.

Убережённый судьбой от происшедшего накануне крушения поезда, поэт не мог не задуматься над природой случайности в жизни человека, над смыслом встречи и разлуки, над судьбой любящих друг друга существ. Так появилась «Баллада о прокуренном вагоне».  

Чтение стихотворения А.Кочетков «Баллада о прокуренном вагоне».

П --- Пожалуй, я даже несколько ошеломлён… Но ведь в поэзии можно обойтись без любви!

Л --- Ты не прав. Поэтами всех времён и народов написаны десятки тысяч строк, продиктованных чистым, глубоким. Нежным чувством любви. Многие из них положены на музыку. Послушай сам, а я больше тебе ничего не скажу.

(звучит романс С.Трофимова «Я скучаю по тебе»)

Стихи ученицы 11 класса Новиченко Ю.

Сколько много было ошибок,
Сколько раз я ругалась с тобой.
Не могу я жить без ушибов,
Не могу я бороться с судьбой.
Помоги мне пройти все преграды,
Ощутить я попробую жизнь.
Не хочу никакой я награды,
Тем, что есть, я хочу дорожить…

Не думай только о себе,
Не забывай про то, что было.
Когда пророчили судьбе,
Когда тебя я полюбила.
Не думай только о себе,
Взгляни на снег-
Как он прекрасен!
И как сверкает при луне,
Как яркий блеск его опасен.
Он может разбудить любовь,
Он может ненависть разрушить,
Воздать влюбленным встречу вновь,
Он может разбудить любовь…

Завершает вечер чтение учителем стихотворения В.С Высоцкого «Баллада о любви».

Группе «журналистов» предлагается написать заметки о вечере в школьную газету.

Презентация.