Цель: создать условия для совершенствования культуры нравственного поведения учащихся.
Задачи:
- Способствовать формированию дружеского отношения друг к другу.
- Расширить представления о добре, любви к ближнему.
Оборудование:
- Выставка творческих работ на тему: «Мой друг».
- «Чудо своими руками» (работы, изготовленные руками детей).
- Выставка рисунков «Друзья».
Дети приветствуют гостей. Они берутся за руки, показывают «цветок дружбы». На лице каждого ребёнка появилась улыбка, т.к. от ладошки одноклассника добавилось чувство теплоты. Дети выбирают жетоны разного цвета и садятся за парты с шариком определённого цвета.
Учитель:
- Улыбнемся солнышку,
Дадим друг другу руку –
Поднимем настроение
Себе и другу. (дети «пускают по кругу» искорку хорошего настроения)
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и обязательно возьмём с собой хорошее настроение и еще одно чудодейственное средство. С его помощью улучшается настроение, легко добиться успеха в любом деле, улучшить своё здоровье и окружающую нас жизнь. а самое главное - можно приобрести друзей.
- А ещё, с «этого» начинается дружба.
-Что же это за чудодейственное средство?
(Дети отвечают)
- Да, улыбка. Наше с вами солнышко потеряло улыбку. А как это случилось, я вам сейчас расскажу!
Учитель: Жила-была Улыбка! Она была такая добрая, ласковая, приветливая, что все люди были рады видеть ее. Улыбку приглашали в гости и старались подружиться с ней. Она охотно приходила, помогала взрослым в их делах, помогала детям находить друзей, старалась никого не обидеть - ни старенького, ни маленького.
Но однажды...Ох, уж это «однажды». В классе, где жила Улыбка, появились Завидка и Недобрик. Они были всем недовольны, сердились по каждому поводу: сахар им был не сладким, молоко - не белым, солнце не ярким, а дети казались им невежливыми и невоспитанными. Завидка и Недобрик хмурились и злились. Поэтому солнышко перестало улыбаться.
- Ребята, вспомните, владели ли вами похожие чувства? Можете представить, где внутри себя вы ощущали кипение злости, гнева, обиды или других чувств?
- Да, где-то в груди, что привычнее назвать - в душе, в сердце, верно?
- Внутри каждого из нас есть так называемая кастрюлька, в которую «сливаются эти чувства». Вспомните, пожалуйста, случаи из своей жизни, когда вы на кого-то злились или обижались, и мы посмотрим механизм работы такой кастрюльки.
Дети приводят примеры, а учитель, взяв небольшую прозрачную кастрюльку, после каждой истории, которую рассказывают дети, подливает в неё подкрашенной воды, пока кастрюля не наполнится, приговаривая: «...обида фыркает, ...булькает, .. .злость закипает...»
- Посмотрите, кастрюлька полна. Что же теперь может произойти?
- Злость и обида закипят и начнут выплескиваться наружу. Что же произойдет, если в душу выплеснется гадкая, кипящая злость?
- Да, от этого может заболеть сердце или другие органы человека. Но этого допускать нельзя, кастрюльку следует вовремя освобождать. Как же избавиться от негативных чувств?
Ответы детей: Это можно сделать по-разному. Например, выплеснуть свою злость на другого человека, т. е. тоже обидеть, ударить в ответ. А можно так «почистить кастрюльку» чтобы никто не пострадал, а самому стало легче, светлее и веселее.
Учитель: Что вы выбираете?
Дети вспоминают как можно освободиться от негативных эмоций:
- Посчитать до 30
- Потопать ногами
- Высказать свои чувства кому-либо
- Надуть шарик злостью и отпустить, наблюдать за ним, пока не скроется из виду.
- Совершить прогулку
- Послушать любимую песню или спеть
- Придумать что-нибудь веселое, какую-нибудь игру.
(Учитель включает спокойную музыку, дети слушают музыку, а учитель заменяет Недобрика и Завидку на Улыбчика и Радушика, меняет грустное солнышко на улыбающееся)
-Я предлагаю каждому из вас увидеть в себе такую кастрюльку. Загляните в неё и мысленно отметьте, сколько злости в ней накопилось к сегодняшнему дню. Мы освобождаемся от обиды, злости, от всех негативных эмоций слушая приятную, спокойную музыку.
(Дети открывают глаза)
Учитель: Посмотрите, солнышко улыбается, Недобрик с Завидкой покинули нас, а путешествие с нами продолжат Улыбчик и Радушик.
- Как вы думаете, Улыбчик (от какого слова? - улыбка) , Радушик (от какого слова? -радость) и солнышко (тепло). А ведь улыбчивость, радушие и теплота очень помогают нам в дружбе. Только у нашего солнышка нет лучиков! Пусть каждый из вас станет лучиком! Возьмите на столе лучик, напишите на одной стороне доброе волшебное слово, которое вы хотели бы подарить другу, однокласснику, нашим гостям .
Дети, с помощью магнитов, веером прикрепляют свои лучики к доске таким образом, чтобы запись была видна. Учитель вслух читает все добрые слова, которые написали дети.
Учитель: Замечательные слова, от которых стало в классе ещё теплее. Теплый ветер подогнал наш парусник к острову с грустной обезьянкой. Из её шкатулки мудрости ветер унес умные, мудрые мысли. Поможем обезьянке собрать пословицы и она нам непременно подарит теплую и светлую улыбку.
Дети берут конверты, достают слова пословицы и восстанавливают предложение в группах. Один человек должен объяснить краткое изречение.
«Нет друга – ищи, а нашёл – береги».
-Друг – это особый человек, который нас всегда поймет, поддержит, протянет руку помощи.
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
-Вы по настоящему счастливыми будете себя чувствовать, когда у вас будет сто рублей или сто друзей? Материальные блага – не самое главное.
«Старый друг, лучше новых двух».
-Старый друг – это человек, проверенный временем. Он проверен радостями и горестями, Это очень надежный человек.
«Конь узнается при горе, а друг при беде».
- Когда конь идет в гору, то большую тяжесть он перекладывает на свои плечи, облегчая путь своему хозяину. Так же и друг – в трудную минуту старается помочь, тяжесть забот переложив на себя.
Можно предложить другие пословицы.
«Дружба как стекло: разобьёшь – не сложишь».
«Человек без дружбы – что дерево без корня».
«Крепкую дружбу и топором не разрубишь».
«Хочешь дружбы – будь другом».
«Маленькая дружба лучше большой ссоры».
Дети добавляют мудрые мысли в шкатулку.
Учитель: Мы обезьянке помогли наполнить шкатулку, она обрадовалась и на её мордочке появилась очаровательная улыбка . А мы добрались ещё до одного острова, на котором сидит задумчивый крошка Енот, который не знает как помочь своим друзьям в трудной ситуации. Мы должны будем помочь крошке Еноту.
Учитель раздает каждой группе учащихся листок, на котором записана жизненная ситуация. Ученики в группах обсуждают ситуацию и обыгрывают ее.
Учитель: Хотелось бы увидеть и услышать от вас, как улыбка и доброе слово помогли улучшить настроение или примириться, найти новых друзей и не потерять старых.
Ситуация №1. Вы приходите домой. Дома бабушка грустная и уставшая. Вам захотелось улучшить её настроение, потому что очень хочется видеть бабушку улыбающейся! Как вы поступите?
Ситуация №2. Утром одноклассник заходит утром в класс расстроенный, в плохом настроении. Вы замечаете это. Как вы поступите?
Ситуация №3. Вы увидели на улице маленького котёнка. Он выглядел таким несчастным, что вы , не раздумывая, принесли его домой, зная, что мама будет против. Какие слова вы найдете, чтобы убедить маму оставить котенка?
Ситуация №4. Ваш друг заболел и не пришел в школу. В гости к нему пока приходить нельзя. Когда вы позвонили ему, он пожаловался, что ему одному очень скучно. Что вы предпримете, чтобы поднять другу настроение?
Учитель: Так что же помогает нам в дружбе, ребята?
- Да, улыбка. Улыбка идёт от сердца и пропитана любовью. Она бывает приветливая, ласковая, дружеская; улыбка одобрения, согласия, восхищения, успокоения, сомнения, сочувствия, сострадания. Видишь, как много видов улыбки! А еще улыбка обладает огромной положительной энергией, которая поднимает настроение тому, кто улыбается, и тому, кому улыбается человек; усиливает доверие людей друг к другу, способное перерасти в крепкую дружбу; гасит злобу вражду, неприязнь, ненависть. Улыбка делает жизнь людей красивой и радостной. Согласны?
- Вы хотите, чтобы наша жизнь была красивой и радостной? Давайте вместе с крошкой Енотом и его друзьями подарим всем эту песню, которая так и называется «Улыбка». (Ученики исполняют один куплет песни из кинофильма «Крошка Енот» под фонограмму)учитель: Вот мы добрались до волшебного острова, на котором выросла пальма. Давайте нарядим её радостью, улыбками и сердечным теплом.
На столе у каждого ребенка лежит 3 фигурки (сердечко, солнышко, улыбка). Дети выбирают по желанию определенного цвета фигурку и украшают пальму. Учитель отмечает каких фигур больше.
Учитель: А теперь, ребята, посмотрите друг на друга, положите правую руку на сердце, а второй рукой накройте правую руку так, чтобы не упускать тепло своего сердца и улыбнитесь. Я хочу, чтобы каждый из вас делился теплом своего сердца с окружающими и всегда улыбался.
Учитель:
Тому в жизни все удается,
Кто улыбается и смеется.
Тот болезням не поддается,
Кто улыбается и смеется.
На того дождик счастья льется,
Кто улыбается и смеется.
Так будьте счастливы!