Классный час по теме "Искусство общения". 10–11-е классы

Разделы: Русский язык, Классное руководство


Цель: обсуждение проблем коммуникации в современном мире, определение путей их решения с помощью «советов от авторитетов».

Форма проведения – сочетание беседы и практической работы учащихся в группах.

Оборудование: телевизор и ДВД-проигрыватель, фильм 2006 года «Дьявол носит «Прада» (реж. Дэвид Фрэнкел), фильм 1977 года «Двенадцать стульев» (реж. М.Захаров) (диски с фильмами общедоступны), распечатки материалов из приложений.

Этапы проведения классного часа

1. Вступительное слово учителя.

21 ноября отмечается Международный день приветствий. Возможно, что особое внимание к этому празднику в современном мире объясняется просто: люди обратили внимание на проблемы коммуникации, общения. С одной стороны – нас радует сближение стран на международной арене, а с другой – мы наблюдаем разъединение людей в повседневной жизни. А не способствуют ли этому разъединению в человеческом плане в том числе и достижения технические – мобильные телефоны, социальные сети, так называемые «аськи» и т.п.? Неумение общаться создает проблемы в отношениях внутри семьи, с близкими и друзьями, на работе – в любых сферах нашей жизни.

Предлагаю обсудить данную проблему и попробовать определить, можно ли её преодолеть и с чего можно начать.

2. Обратим внимание на экран ТВ.

Перед нами фрагмент популярного фильма 2006 года «Дьявол носит «Прада» (реж. Дэвид Фрэнкел). В эпизоде (см. начало фильма, продолжительность эпизода 3 минуты) к знаменитому редактору журнала мод «Подиум» Миранде Пристли приходит искать место ассистентки другая героиня фильма – Энди. Собеседование окончилось неудачно.

Смотрим фрагмент – ищем ответ на вопрос: «Почему собеседование не удалось? Какие ошибки совершили обе героини?»

Примерный вариант рассуждений:

Миранда Энди
  • Демонстративно занимается другими делами;
  • Прерывает Энди, почти оскорбляет её: «Это не вопрос!» (говоря о моде и чувстве стиля).
  • Демонстрирует незнание о Миранде;
  • Ничего не знает о моде;
  • Не читала «Подиум», хотя пришла искать работу в редакцию модного журнала.

Итак, договориться в данном эпизоде не удалось (не берем во внимание дальнейшее содержание фильма).

Можно ли было этого избежать?

3. Как ни странно, многими заинтересованными людьми давно уже сформулированы правила, которые могут помочь сделать общение более эффективным.

Например, в начале 90-х годов 20 века большую популярность приобрели 3 книги американского бизнесмена и психолога Дейла Карнеги (они написаны около ста лет назад). В них в доступной форме автор рассказывает, как приобрести друзей, как добиться признания и успеха, как сберечь нервы.

Обратимся к одной из них – «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».

Попробуем освоить правила Дейла Карнеги, которые с полным правом можно назвать азами искусства общения.

4. Работа в группах (6). Задание:

    • Прочитать примеры, приведенные автором.
    • Дать краткий комментарий к примерам.
    • Попробовать сформулировать на основании выводов из данных примеров правила поведения, правила беседы, которые помогут сделать общение эффективным.

Правило № 1 «Искренне интересуйтесь другими людьми»

Правило № 2 «Улыбайтесь»

Правило № 3 «Имя человека – самый важный для него звук на любом языке»

Правило № 4 «Поощряйте других говорить о самих себе»

Правило № 5 «Говорите больше о том, что интересует вашего собеседника»

Правило № 6 «Внушайте собеседнику сознание его значительности»

5. Обсуждение результатов работы в группах

(как итог – вывесить таблички с правилами, оформленные ребятами в группах или заранее подготовленные учителем. См. Приложение 7)

Как видим, Д.Карнеги считает (и с ним нельзя не согласиться!), что эти правила выполнять довольно легко.

6. Давайте посмотрим и проанализируем,

как легко можно добиться успеха при их соблюдении. Перед нами фрагмент из художественного фильма 1977 года «Двенадцать стульев» по одноименному роману И.Ильфа и Е.Петрова (реж. М.Захаров) – эпизод, в котором Остап Бендер забирает стул у Эллочки Щукиной (продолжительность эпизода 7 минут).

  • Чем привлекателен Остап?
  • Почему ему удалось добиться своей цели?
  • При оценке его действий используйте правила Д.Карнеги.

Возможные выводы:

  • Остап осмотрелся, понял, как себя вести;
  • Эллочке поцеловал руку, а Фиме пожал, то есть показал свою заинтересованность хозяйкой;
  • Сделал комплимент о мехе, «возвысил» личность Эллочки, упомянул о «коконах»;
  • Остап постоянно подчеркивает значительность Эллочки («Солнышко!», «Только вы!»);
  • Понял, что её интересует больше всего (когда рассмотрел комнату), снял со стены наклейку + сигареты + ситечко + знакомый дипломат из Вены.
  • В результате Остап очаровал девушек и забрал стул, то есть добился своей цели.

7. Подведем итоги.

Чтобы быть успешным, чтобы отношения с близкими и окружающими были такими, что приносят радость, нужно совсем немного усилий. И если некоторые правила надо усвоить подробнее, надо тренироваться, то одно из них выполнять не составит труда – «Улыбайтесь!» (см. в Приложении 8). Подарите ребятам листочки с текстом про улыбку.

Спасибо за внимание.