Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о комнатных растениях.
Задачи:
- закрепить и расширить знания детей о комнатных растениях, показать необходимость ухода за ними;
- развивать интеллектуальные и творческие способности;
- воспитывать бережное отношение к растениям, учить заботиться о своём здоровье с помощью знаний народной медицины.
Подготовительная работа.
Заранее объявляется отборочный конкурс, в ходе которого дети находят сведения о лекарственных комнатных растениях, готовят рекламы, стихи, сценки, рисуют рисунки, готовят кроссворды и т. д. Организовывается выставка лекарственных растений “Аптека на подоконнике”.
Оборудование для игры: табло с заданиями, жетоны, сигнальные таблички с цифрами от 1 до 8, фотооткрытки, призы, диплом для победителя, ручки с листочками.
Участники: учащиеся 5-7 классов.
Число команд: 5-10.
Организаторы: учащиеся 8-10 классов.
Размещение станций-конкурсов: по принципу лабиринта.
Ход игры
I. Разминка
Вопросы для команд:
- Назовите лучшее время для пересадки растений? (Весна.)
- Какой водой нужно поливать комнатные растения? (Теплой, дождевой, отстоянной, дождевой.)
- Назовите растения, которые можно размножать листочками? (Фиалки, глоксинии.)
- Назовите растения, которые можно размножать частью листа? (Сансевьера, бегония Рекс.)
- Перечислите правила поливки комнатных растений. (Поливать растения нужно теплой отстоянной водой, носик лейки следует класть на край горшка. Поливать можно только тогда, когда верхний слой земли подсох.)
- Почему бальзамин называют ванькой-встанькой (в любом положении горшка это растение будет расти вверх.)
- В каком уходе, кроме поливки нуждаются комнатные растения? (В уборке сухих листьев, засохших цветков, в рыхлении, опрыскивании, мытье или очистки от пыли, в подкормке.)
II. Конкурс « Собери цветок»
Команда собирает разрезную картинку комнатного растения и называет его.
III. Конкурс «Загадочный»
(Командам предстоит разгадать загадки, по две загадки на команду)
-
Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ) -
На моем окошке поселился ежик.
Все глядит в окошко, а ходить не может.
Где же его лапки? Где у него рожица?
Может он без шапки от мороза ежится? (Кактус) -
Плоский, длинный, а не брус,
Полосат, а не арбуз. (Сансевьера) -
Стоит мокрый Ванек,
а в кудрях – огонек. (Бальзамин) -
Куст оконный и балконный,
лист пушистый и душистый. -
А цветки на окне,
словно шапка в огне. (Пеларгония – герань) -
Он зеленый, а не луг,
носит платье, а не пастух,
Он цепко висит, а не крюк,
на стену влез, а не паук. (Плющ)
IV. Конкурс «Двойное название растений»
Называют научное наименование растения, а дети вспоминают, как это растение называют в народе:
- бальзамин (огонек)
- традесканция (бабьи сплетни)
- сансевьера (щучий хвост)
- фуксия (фонарик)
- фикус (резиновое дерево)
- алоэ (столетник)
V. Конкурс любознательных
1. Цветы и листья этого растения имеют резкий характерный запах.
Пахнет стебель и цветочки,
Опушённые листочки.
Ты пораньше утром встань
И полей свою … (герань).
– Как ещё называют это растение? (Пеларгония) – дополнительный жетон*
2.
Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их всех удержать.
Вот так и висят те пучки-малолетки.
На нитях – зелёные растения-детки. (хлорофитум)
Это растение выделяет большое количество кислорода, очищая воздух.
3.
В нашей комнате растёт,
Никогда он не цветёт.
Листья у него, как перья,
А в народе есть поверье –
Где в лесу он зацветёт,
Человек там клад найдёт. (нефролепис, папоротник)
4.
Стебли древовидные,
Листья мечевидные.
Может он живёт сто лет?
Что вы скажете в ответ? (алоэ)
– Как его называют в народе? (Столетник, ранник, лечебник)
5. Второе название этого красивоцветущего растения – сенполия, можно размножать листочками. (фиалка)
Из листка на удивленье
Можно вырастить растение.
Я сорву цветок, не жалко,
Будет новая…. фиалка.
6.
Среди листьев – огоньки,
Ваньки мокрого цветки.
Так назвал его народ –
Много он водички пьёт.
А как правильно назвать,
Постарайся сам назвать! (бальзамин)
7. В народе это растение называют “щучий хвост”. Какое научное название этого растения? (сансевьера)
8. Это растение было названо в честь имени губернатора Сан Доминго. Родина – тропические леса Южной Америки, Африки, Азии. (бегония)
VI. Конкурс «Смекалистых»
– Отгадайте загадку.
У меня растёт лиана
В кадке около дивана.
Листья у неё резные –
В них окошечки сквозные. (Монстера)
Задание: за 2 мин. из этого слова составить как можно больше слов. (Болельщики тоже составляют, но не подсказывают)
(Сера, сон, нос, сор, мера, метр, рост, метро, сорт, сено, роса, мост, монстр, место, термос, тон, осетр, нота, море, ремонт…)
VII. Конкурс «Художественный»
Раздают конверты с рисунками непонятных растений. Задача детей – определить, из каких растений они составлены.
VIII. Конкурс «Исторический»
- В России были построены первые теплицы во времена правления... (Петра I)
- За счет каких выделяемых летучих веществ комнатные растения улучшают микроклимат в жилых помещениях? (фитонцидов)
- Назовите растение, лепестки которого идут на приготовление популярного чая каркаде. (гибискус)
- Какой цветок называют столетником из-за поверья, что он цветет один раз в сто лет? (алоэ)
- При разведении диффенбахии в первую очередь надо знать, что это растение... (очень ядовитое)
- Молодые побеги какого растения из семейства кактусовых пользуются наибольшей популярностью в кулинарии? (опунция)
- Листья этого растения имеют по форме сходство с листьями крапивы. (колеус)
- Способ выращивания в домашних условиях декоративных карликовых деревьев называется... (бонсай)
IX. Конкурс «Узнай комнатное растение»
Определить комнатные растения по иллюстрациям (набор открыток «Комнатные растения»)
X. Конкурс «Лекарственные и ядовитые растения»
Назовите 5 лекарственных и 5 ядовитых комнатных растений, определите по рисункам.
Подведение итогов: 1, 2, 3 места по результатам, и номинации. Побежденных нет!
Просмотр презентации учащихся о комнатных растениях.