Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения, и сопровождают юного читателя в течение многих лет его взросления. Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.
Необходимо помочь детям «открывать» для себя писателей, поэтов, находить и проходить свой путь навстречу тексту, научиться понимать и чувствовать слово и развивать свой вкус.
Цели:
- закрепить знание детьми сказок А.С. Пушкина;
- способствовать формированию эмоционального отношения к воспринимаемому;
- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях;
- воспитывать чуткость к художественному слову;
- развивать интерес детей к художественной литературе.
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики.
Ведущий обращает внимание детей на портрет А.С. Пушкина.
Ведущий: Дети, посмотрите на этот портрет. Вы знаете, кто это? (А.С. Пушкин) Правильно, это замечательный русский поэт А.С. Пушкин. Давно его нет с нами, но память о нем живет в народе. Его стихи, сказки с детства знают и любят.
Ребенок:
Сказки Пушкина мы знаем,
Любим очень и читаем.
Изучаем наизусть –
В них живет наш русский дух.
Ведущий: Сказки А.С.Пушкина учат добру, любви, послушанию. В его сказках всегда побеждает добро, а злые деяния, жадность, легкомыслие наказываются. Александр Сергеевич с детства сам слышал много сказок и песен от своей няни Арины Родионовны, которая очень любила маленького Сашеньку и заботилась о нем, и он ее очень любил и ласково называл «мамушкой».
В зал входит Арина Родионовна, кланяется всем.
Няня: Здравствуйте, мои разлюбезные! Расскажу я вам о тех временах, когда Александр Сергеевич был еще совсем малым дитятей. Поведу, бывало, Сашеньку гулять, да о каждой птичке, каждом деревце, цветочке ему рассказываю, радуюсь вместе с ним. Какая вокруг красота! А то и песенку ему спою, а он подпевает. Давайте и мы с вами споем русскую народную песню «А я по лугу».
Дети поют русскую народную песню «А я по лугу».
Няня: Хорошо мы с вами спели, молодцы. А как любил Сашенька сказки, слушает, не шелохнется, а когда вырос, сам стал сказки сочинять. Хотите послушать его сказки?
Дети: Хотим.
Няня: Ну что же, слушайте сказку и помогайте ее рассказывать.
Садится за прялку, зажигает на столе свечку.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1 девочка:
Кабы я было царица, –
Няня:
Говорит одна девица, –
1 девочка:
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир.
2 девочка:
Кабы я была царица, –
Няня:
Говорит ее сестрица, –
2 девочка:
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
3 девочка:
Кабы я была царица, –
Няня: Третья молвила сестрица, –
3 девочка:
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
Няня: (показывает жестом руки) Царь женился на меньшой, а сестрам сказал: «Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха». (Девицы садятся). Вскоре он уехал воевать, а ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой очень завидовали царице и решили ее погубить. Сколько они зла причинили ей! Бедную царицу посадили в бочку и бросили в море.
Звучит фрагмент «Море» (муз. Римского-Корсакова).
Царевич:
Ты, волна, моя волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Няня:
И послушалась волна:
Тут же на буя она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Царевич:
Вижу город я большой
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей.
Няня: много чудес было в том городе: Царевна – лебедь, 33 богатыря и Белка-затейница.
Ребенок:
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки непростые,
Все скорлупки золотые.
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Танец Белки.
Няня: Ай-да, белка, ай-да затейница! Узнали сказку? Как она называется?
Дети: Сказка о царе Салтане.
Няня: К каким только уловкам ни прибегали Ткачиха с Поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, но добро победило и царь Салтан все-таки встретился с сыном и своей женой царицей, а Ткачиха с Поварихой, с сватьей бабой Бабарихой разрыдались и во всем признались. Царь Салтан проявил милосердие и отпустил их домой. Не устали слушать сказку?
Дети: Нет.
Няня: Расскажу вам еще одну сказку Александра Сергеевича. Жил старик со своею старухой у самого синего моря… О какой сказке речь?
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.
Няня: Молодцы, узнали сказку. Вместе ее и расскажем. Старуха пряла пряжу, а старик рыбу ловил. (Выходит старик, берет невод).
На фоне звуков моря стихи с пантомимой.
Раз он в море закинул невод –
Пришел невод с одной тиной,
Он в другой раз закинул невод –
Пришел невод с травою морскою,
Закинул он невод в третий раз –
Пришел невод с одной рыбкой…
Импровизированный танец рыбки.
Рыбка:
Отпусти ты, старче,
Меня в море!
Дорогой за себя дам откуп,
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Старик:
Бог с тобой, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо,
Ступай себе в море.
Гуляй там себе на просторе.
(Уходит).
Няня: Воротился старик к старухе, рассказал ей о рыбке, а старуха разозлилась, и отругала его что не сумел взять выкуп с рыбки. Отправила она старика взять корыто, а потом новую избу, потом захотела быть то столбовою дворянкой, то вольною царицей. А рыбка ему отвечала: (выходит старик, выплывает рыбка).
Рыбка: Не печалься, ступай себе с богом!
Няня: И все желания старухи выполняла, а ей все мало. Захотела она быть владычицей морской, и чтобы служила ей рыбка золотая, и была бы у нее на посылках. Вот идет старик к синему морю (идет старик), видит на море черная буря. Стал он кликать золотую рыбку, приплыла к нему рыбка, спросила…
Рыбка: Чего тебе надобно, старче.
Старик:
Смилуйся, государыня рыбка!
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою.
Чтоб ты сама ей служила
И была бы у нее на посылках.
Няня: Ничего не сказала рыбка… и ушла в глубокое море. Долго ждал старик ответа, не дождался, к старухе воротился – глядь, перед ним старая землянка.
Старик:
На пороге сидит моя старуха,
А перед ней разбитое корыто.
(Сидит старуха у разбитого корыта). Герои садятся на стульчики.
Ведущая: Ребята, почему старуха осталась с разбитым корытом?
Дети: Она жадная, грубая, злая… была наказана за это.
Ведущая: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Алчешь чужого – потеряешь все! (Не желай чужого).
Няня: Ну что, детишки милые, понравились вам сказки? А теперь мне пора в путь-дорожку, до свидания, спасибо за сердечный прием. (Выходит).
Ведущая: Да, удивительные сказки писал А.С. Пушкин, мы с вами читали. Узнаете ли вы эту сказку? (Видеоотрывок). Как называется сказка? А счастливый ли конец у этой сказки? Да, и в этой сказке победило добро, великая сила любви, желание помочь человеку, попавшему в беду, вера в светлое, доброе. Конечно, мы побывали не во всех сказках А.С. Пушкина, но ваше путешествие может продолжиться с помощью вот этой книги. (Показывает книгу).
Ребенок:
Сказки сердце согревают,
На душе от них светло!
Там печали не бывает,
Победит всегда добро!
Ведущая: С добрым, светлым чувством и настроением мы закончим нашу встречу со сказками А.С. Пушкина русским народным хороводом.
Хоровод, который заканчивается построением полукруга и поклоном.
Ведущая: Поблагодарим гостей за то, что они разделили с нами радость встречи с волшебными сказками великого русского поэта А.С. Пушкина и пойдем в группу.
Дети: Спасибо!
Выходят.