Творческий проект "Вышивка"

Разделы: Технология


Введение

У моей бабушки скоро будет день рождения, а я ещё не приготовила ей подарок! Что ей подарить? Одно я знаю точно, что подарок, выполненный своими руками в два раза приятней.

В России с давних времён женщины украшают свою одежду и свой дом вышивкой. Именно поэтому темой своего творческого проекта я выбрала выполнение изделия в технике вышивки крестом.

К тому же, моя бабушка настоящая рукодельница, она очень любит вышивать. В молодости она увлекалась этим видом рукоделия, вышивая подзорники, рубашки, салфетки и полотенца. Кроме того, у нее есть картины, выполненные в этой технике. И сейчас мы, приходя, к ней в гости любуемся ими. Я хочу пополнить её коллекцию своей работой. Мой подарок должен обязательно порадовать бабушку.

Творческое название: «Подарок на день рождения».

Учебные предметы:

  • Технология, для выполнения практической части проекта и написания правил техники безопасности.
  • Литература, для правильной формулировки фраз.
  • Русский язык, для грамотного написания текста.
  • История, для написания исторической справки.
  • Математика, для подсчета результатов анкетирования и расчета себестоимости изделия.
  • Информатика, для оформления творческого проекта и создания презентации.

Предполагаемый продукт проекта: картина в подарок.

Проблема: недостаток общения старшего поколения с младшим поколением.

Идея: объединение взрослых и детей через совместную деятельность.

Цели проекта:

  • развить творческий потенциал моей личности;
  • научиться планировать деятельность - время, ресурсы;
  • уметь выбирать лучшее решение;
  • оценивать результат своей деятельности;
  • учиться выступать перед аудиторией;

Задачи проекта:

  • изучить историю появления вышивки;
  • заинтересовать взрослых и детей занятиями вышивкой;
  • найти общее интересное дело;
  • сплотить семью;
  • сделать подарок любимому человеку;
  • сделать выводы, подвести итоги исследования.

Объект исследования: занятие рукоделием.

Предмет: вышивание крестиком.

Гипотеза: если найти общее интересное дело, например, вышивание крестиком, узнать о нём как можно больше и рассказать об этом одноклассникам, учителям, родственникам, то можно заинтересоваться этим видом рукоделия и через занятия вышивкой сплотить семью, классный коллектив.

Содержание

I. Теоретическая часть

1.1. Из истории вышивания

Вышивание — общеизвестное и распространенное декоративно-прикладное искусство. Это украшение при помощи иголки и нитки разнообразными узорами и орнаментами всевозможных тканей и материалов, от самых грубых и плотных, как, например, сукно, холст, кожа, береста, до тончайших материй, как батист, газ, тюль и т.п.

Так как вышивание производится при помощи иголки, то иголка, пока она не стала стальной и не дошла до современного усовершенствованного состояния, изготавливались в разные времена из самых разнородных материалов: из дерева, кости, колючек растений и животных, костей рыб.

У многих восточных народов для вышивки используют самые различные материалы: когти, зубы, мех животных, змеиную кожу. Индейские женщины вышивают своими собственными волосами, а также волосами различных животных. В Бразилии в вышивки вводят перья птиц. В Канаде некоторые индейские племена вышивают на бересте разными травами, окрашенными в самые яркие цвета. Желание украсить себя и свою одежду было свойственно человеку даже в первобытном состоянии. Индейцы с древнейших времен украшали свои одеяла различными вышивками. Лапландцы и чукчи покрывали свои одежды из оленьих шкур самыми разнообразными узорами.

Вышивание было известно в глубокой древности, а колыбелью его был Восток. В Азии это искусство широко процветало задолго до того, как стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве и Афине-Палладе. Легенда об Арахне, переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою учительницу и, вызвав ее на соревнование, победила в вышивании большой композиции, изображающей похождения богов.

Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богинею превращена в паука. В Одиссее упоминается о вышивании и рассказывается о богато украшенном золотым шитьем плаще Улисса. Так же у Гомера говорится, что Парисом были привезены в Трою красивые вышитые одежды из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена этим искусством, а в третьей песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани.

Более развитое искусство вышивания было заимствовано греками у персов, когда, во время походов Александра Македонского, они познакомились с роскошью азиатских народов.

Страбон описывает удивление греков при виде одежд, покрытых вышивками золотом и осыпанных драгоценными камнями, а также тонких индийских тканей, богато разукрашенных разноцветными вышивками. Александр Македонский пришел в восторг от своего трофея, когда увидел походный великолепно вышитый шатер Дария, и заказал для себя плащ вышивальщицам киприоткам.

У евреев вышивание также было сильно развито, но имело религиозный характер. Во времена Моисея особенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и его сыновей во время богослужений состояла из ткани, выделанной из полотна, вышитого разноцветными узорами. В книге «Исхода» мы видим, что занавес, скрывающий Святую Святых, был из льняной ткани, с вышитыми по нему ярко красными херувимами.

Царь Соломон заказал для своего храма вавилонянам голубую занавеску с вышитыми по ней пурпурными херувимами. Евреи и ассирийцы вероятно заимствовали искусство вышивания в Египте, где оно было значительно распространено в одеждах фараонов и знати.

Так как древние народы в основном занимались скотоводством, то и первые ткани и вышивки были из шерсти. Много позже, когда в Египте открыли волокнистые свойства некоторых растений, в основном пеньки и льна, из них стали выделывать ткани, которые благодаря своей белизне, стали использоваться во многих странах при проведении различных религиозных обрядов. Позднее в Индии нашли хлопок и там начали делать тончайшие ткани, которые украшались вышивками из шерстяных, хлопчатобумажных, золотых ниток.

Вышивание золотыми нитками было очень популярно в те времена. В Греции и Риме эта страсть иногда доходила до чудовищных размеров, и неоднократно принимались попытки запретить или несколько сократить безумную роскошь, но безрезультатно. Во времена Юлия Цезаря в Риме появился китайский шелк и вышитые изделия, но шелк был большой редкостью и стоил очень дорого.

Так как китайцы ревностно оберегали вывоз в другие страны шелковичных червей, то император Юстиниан, чтобы добыть их прибегнул к хитрости: два монаха доставили ему в Византию в своих бамбуковых посохах несколько червей, и с того времени производство шелка стало быстро распространяться сначала в Средней Азии, а затем и на юге Европы.

Вообще при византийских царях искусство вышивания достигло высокой степени совершенства, как по богатству, так и по технике исполнения. Вышивками покрывали не только одежду, но и конские сбруи и седла. При византийских царях были впервые введены в вышивание серебряные нитки. В VII в. быстро распространяющееся мусульманство стало наносить жестокие удары могуществу Византийской империи, но оно нисколько не повлияло на дальнейшее развитие и процветание искусства вышивания. Наоборот, роскошь халифов в этом отношении доходила до баснословных размеров: не только одежда, конская сбруя и седла, но и сапоги, и ножны сабель были богато покрыты вышивкой. В числе подарков, посланных Гарун-аль-Рашидом Карлу Великому, был роскошно вышитый шатер. Во Франции еще до этого, благодаря хорошим торговым отношениям с греческими колониями, искусство вышивания стало быстро распространяться, но первые сюжеты были заимствованы исключительно из Библии. Карл Великий, сам любивший роскошно одеваться, дал сильный толчок дальнейшему развитию этого искусства. При его дворе все женщины, начиная с его жены Берты и его дочерей, были искусными вышивальщицами. Его сестра Гизелла основала несколько монастырей в Провансе и Аквитании, где преподавалось различное рукоделие.

Талантливой вышивальщицей была Матильда, жена Вильгельма Завоевателя, вышившая все эпизоды завоевания Англии нормандским герцогом, но уже задолго до этого вышивание в Англии стояло на высокой степени совершенства и вскоре отсюда перешло в Германию, Венгрию. Широкому распространению образцов, приемов техники вышивания в Европе способствовали Крестовые походы. Трофеи, привозимые рыцарями из стран Востока, прежде всего скапливались в монастырях и при дворах королей. И естественно, что этим видом искусства стали заниматься в женских монастырях, а также знатные дамы в свободное время, когда их супруги были в походах или на рыцарских турнирах.

В эпоху Возрождения, когда при великолепии двора Лоренцо Медичи был дан толчок развитию всех искусств, вышивание наравне с другими достигло совершенства. Лучшие художники делали рисунки для вышивки, и даже Рафаэль интересовался этим искусством.

Следует заметить, что в то время только в Саксонии выполнялось вышивание белой нитью по белой ткани (белая гладь). В других государствах,.в основном, вышивали, по сукну или шелку золотыми, серебряными, шерстяными и шелковыми нитками.

Сначала узоры для вышивания переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что было довольно сложно. После изобретения книгопечатания узоры сделались более общедоступными, они собирались и издавались в специальных книгах. Первый сборник такого рода был издан в Кельне в 1527 г. Петром Квинти. В поисках новых вариантов вышивок художники старались быть ближе к природе и перенимать оттенки и цвета живых растений, цветов, птиц и животных.

В России больше всего в ходу было вышивание по полотну, а также выдергивание ниток - мережка. Уже в «Домострое» говорится о прозрачном вышивании по полотну (мережке), как о работе, требующей большой усидчивости и терпения и вырабатывающей характер женщины.

Наши первые царицы и царевны, боярыни и боярышни, заключенные в терема и окруженные сенными девушками, выполняли самые причудливые и богатые вышивки в византийском стиле шелком и золотом, дополняя их бисером, жемчугом. Особенно старались украсить кокошники и сарафаны.

Самый старинный шов в русских вышивках «крест». Он выполняется преимущественно на полотенцах, рубашках, передниках, простынях и т. п. по полотну, в основном красными хлопчатобумажными нитками, иногда в соединении с синими и черными. То, что русские вышивки восточного происхождения, ясно доказывают узоры с чисто персидскими, а иногда индийскими рисунками. Видимо византийский стиль ранних русских работ заимствован вследствие близких отношений Руси и Византийской империи, но так как и Византия заимствовала свои образцы с Востока, то можно сказать, что ранняя русская вышивка преимущественно персидского происхождения. [1, c. 145].

Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека.

Самым главным наши далекие предки считали голову, руки, сердце и ноги. Их нужно было защищать от беды в первую очередь, и, следовательно, символические знаки-обереги располагались ближе к ним. Шею опоясывал жерелок - воротник рубахи. Вот на нем-то и разместили оберегающие знаки. Получился воображаемый забор вокруг шеи, через который злу не добраться до головы, теперь голова надежно защищена. Вслед за головой подумали и о сердце. Слева от жерелка сверху вниз к сердцу косой узкой дорожкой спускается пазуха рубахи - планка. По ней также вышивали знаки. Божество, видя свой знак на планке, должно было защищать сердце. Чтобы человек мог жить на земле положенное ему время, он должен трудиться, добывая себе пропитание, а это делали руки. Поэтому они, как голова и сердце, были защищены знаками-оберегами, размещенными на узких полосках по концам рукавов рубахи. И, наконец, ноги. Они передвигали тело человеческое по земле, помогали ему преодолевать земное пространство. Их тоже должны были охранять боги, видя знаки, расположенные на широкой полосе подола рубахи. Таким образом, женская и особенно мужская рубахи сами превратились в главный и ценный оберег. Не все знаки-обереги дошли до нас. Многие безвозвратно утрачены, растеряны на огромном, трудном и сложном историческом пути русского народа. Отдельные элементы вышивки носили символическое значение. Вышила женщина ёлочки – значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.

Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти её ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной. Вышивка на одежде, её символические узоры связывали человека с окружающим его миром природы, добрым и злым, хорошо знакомым и всегда новым для него. «Язык» этих символов был понятен людям, они чувствовали его поэтичность и красоту. Играя роль оберега яркие, нарядные вышивки имели четко определенные места их расположения: "ошивки" ворота и запястья, плечо и низ рубахи, бёдра, поле рукавов. Вышивки делались также на поясе и на головных уборах. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. Например, крестьяне делали специальные вышивки на рукавах, чтобы урожай, посеянный и возделанный их руками, был богатым…

Когда умелица вышивала орнамент, она непременно произносила при этом заклинания. Заговор, молитву читали несколько раз, чтобы злые ветры не принесли с собой новую напасть. Для вышивки использовали лен, коноплю, шерсть, окрашенные отварами трав и кореньев, кроме того, разноцветные шелка, золотые и серебряные нити. Считалось, что и сама льняная нить, из которой ткалась рубаха, тоже непроницаема для духов зла.

Чаще всего использовались нитки красного, оранжевого и черного цветов, так как они «сжигали» злые помыслы и порчу, направленные на человека. Желтые и красные нитки символизировали солнце, которому поклонялись практически все язычники. Черный цвет – это цвет земли, признак плодородия. Для украшения рубах использовались и кусочки различных тканей, особенно кумачовые, которые тоже заполнялись вышивкой, как и основная ткань. Таким образом, узор вышивки и его цвет служили магическим защитным барьером от проникновения к телу всевозможной нечисти, они были призваны отгонять зло и призывать добро. [3].

У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты. В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов состоят фигуры людей, зверей и птиц, изображения растений. Они тоже геометризованы и стилизованы (упрощены).

В древности образное решение русской народной вышивки зачастую было связано с религиозными верованиями славян, главным культом которых в период становления и развития земледелия был культ богини земли плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.

Вышивки выполнялись различными нитками: льняными, шерстяными, шелковыми, реже - металлическими. Иногда вышивку дополняли блестками, бисером, жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом. [2, c. 85].

В начале XIX в. начались попытки механизировать ручную вышивку, было сделано несколько не совсем удачных машин, и только в 1854 г. на французской выставке была представлена машина, которая произвела переворот в производстве вышивок. За прошедшее время многое в технологии машинного вышивания претерпело изменение и усовершенствование, но многие до сих пор предпочитают ручное вышивание, находя, что оно и прочнее и красивее, так как фантазия вышивальщицы не стеснена узкими рамками машинного производства и имеет полный простор для творчества. [1, c. 149].

Полностью текст работы приведен в Приложении.

Презентация.