Мастерская "Химия – наука о прекрасном". Тема: "Значение химии в жизни человека". 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11


Значимость химии постоянно растет, именно поэтому 2011 был год объявлен Организацией Объединенных Наций «Международным годом химии» – настолько важно дальнейшее развитие химии для роста качества жизни и благосостояния людей, для борьбы с болезнями, для поддержания экологического здоровья планеты.

Однако, начиная изучение химии в 8 классе, учащиеся с интересом проводят первые практические работы, а вот как только дело доходит до теоретической части химии, здесь возникают проблемы. Первоначальная хемофилия – «любовь к химии», постепенно превращается в хемофобию – «боязнь химии». Кроме того, учебники перегружены большим количеством информационного материала, а время на его изучение и закрепление очень ограниченно. Как показали результаты анкетирования, учащиеся обычно считают, что то, что мы учим в школе, никому в жизни не пригодится; от химии один вред. Результат изучения школьной химии в школе – зачастую, стойкая неприязнь к этому предмету, страх перед самой наукой химией.

Я предлагаю последний урок химии в году провести в виде мастерской (для учащихся 8, 9 или 11 классов). Предмет химии – конкретный предмет. Материал, который изучается на каждом уроке, четко определен рабочей программой и поэтому урок – мастерская хорош для проведения в конце четверти или в конце года, когда оценки уже выставлены, домашних заданий нет, и есть возможность осмыслить материал.

Педагогическая мастерская даёт возможность заглянуть внутрь себя, свой внутренний мир и задуматься над вечным, над тем, что нас окружает, что мы должны заронить в души юного поколения. Творческие задания позволяют учащимся познакомиться с достижениями учёных в науке «химия», увидеть красивые, изящные и яркие примеры работы творческой мысли.

Работая в «мастерской», учащиеся активно взаимодействуют друг с другом выполняя задания, которые приводят к осмыслению и «выстраиванию» нового знания.

И очень приятно, как учителю химии, услышать в конце мастерской такие слова:

О, химия – ты такова,
Что без тебя нам – грош цена!
И знаю, все твои пути
К успеху могут привести!

11 класс – 1-й вариант (работа с афоризмами знаменитых людей о химии); 8 и 9 класс – 2-й вариант (работа со стихотворением С. Щипачева «Читая Менделеева»)

Цели:

  1. формирование ценностных ориентаций (уважительного отношения учащихся к предмету химия);
  2. развитие творческого мышления, воображения;           
  3. формирование коммуникативной компетенции у обучающихся.
  4. развитие учащихся, их мотивация к изучению химии, повышение интереса к предмету

Оборудование: мультимедийная презентация, видеоряд, посвященный высказываниям знаменитых людей о химии, карточки с высказываниями(11 класс), стихотворение С. Щипачева «Читая Менделеева»(8 класс).

Форма работы: групповая.

Тип урока: мастерская письма.

Ход мастерской

I. «Индуктор» (5-6 минут)

Учитель:

О, вы, счастливые науки!
Прилежно простирайте руки
И взор до самых дальних мест,
Пройдите землю и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И саму высоту небес.
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет…
В земные недра ты, химия,
Проникни взора остротой
И что содержит в нем Россия
Драги сокровища открой.
М.В. Ломоносов

Слайд 2

«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие! Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ее прилежания.» – написал Михаил Васильевич Ломоносов в своем труде «Слово о пользе химии» в 1751 г.

Учитель: Сегодня мы поразмышляем о значении химии в нашей жизни. При выполнении заданий вам дается полная свобода выбора пути, поступайте так, как вы чувствуете.

II. Самоконструкция (5 минут)

Слайд 3

Работа со словом «химия».

Учитель:

  1. Подберите однокоренные слова.
  2. Подберите ассоциации (опыты, вещества, пробирка, задача, реактив, мензурка и др.).
  3. Продолжите предложение: «Химия – это…».
  4. Напишите имя человека, рядом с которым можно смело написать слово «химия» (это могут быть великие ученые, знакомые, ребята, интересующиеся химией и т.д).

III. Работа с культурным аналогом.

Химия – это наука о веществах, превращениях веществ друг в друга и явлениях, сопровождающих эти превращения.

Хи́мия (от араб. کيمياء‎‎, произошедшего, предположительно, от египетского слова km.t (чёрный), откуда возникло также название Египта,чернозема», «влага», «вкус», др-греч. χυμα – «сплав (металлов)», «литье», «поток», др. – греч χυμευσις – «смешивание») – одна из важнейших и обширных областейестествознания, наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате химических реакций, а также фундаментальных законах, которым эти превращения подчиняются

Химия – органическая, химия – неорганическая, физическая химия, аналитическая химия, биохимия, геохимия, стереохимия, квантовая химия, предмет в школе – химия.

Учитель:Такой подход к рассмотрению роли химии в жизни человека, является, на мой взгляд, упрощённым, и я предлагаю Вам его углубить и расширить, перейдя в совершенно новую плоскость оценки химии и её влияния на человеческое общество.

IV. Социоконструкция и социализация.

Работа с высказываниями о химии (ВАРИАНТ УРОКА 1) для 11 класса

Учитель: Вы получили лист с высказываниями известных людей о химии и значении химии в жизни человека. Ознакомьтесь с этими высказываниями.

  1. Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. (М.В. Ломоносов)
  2. Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук, другая – умножение жизненных благ" (М.В. Ломоносов)
  3. Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». (М.В. Ломоносов)
  4. Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения. (Д.И. Менделеев)
  5. «Посев научный взойдёт для жатвы народной» (Д.И. Менделеев)
  6. Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М. Горький)
  7. Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно. (Георг Кристоф Лихтенберг)
  8. Всякий необходимо причиняет пользу, употребленный на своем месте. Напротив того: упражнения лучшего танцмейстера в химии неуместны; советы опытного астронома в танцах глупы. (Козьма Прутков)
  9. Химия озаряла меня величайшим наслаждением познания, ещё неразгаданных тайн природы… И я уверен, что он один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выберет эту науку в качестве своей специальности. (Н.Д. Зелинский)
  10. "Все мы связываем с химической наукой прогресс в познании окружающего мира, новые методы его перестройки и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который мог бы обойтись без знания химии." (Н.Н. Семенов)
  11. Своими знаниями я обязан только самому себе. Я сам себя научил химии (Р. Вудворд, лауреат Нобелевской премии)
  12. Химия создала свой предмет. Эта творческая способность, подобная искусству, коренным образом отличает химию от остальных естественных наук. (Марселен Бертло)
  13. "...Мы уверенны, что химия не остановится в своём дальнейшем развитии" (А.М. Бутлеров)
  14. Даже если вы ни черта не понимаете в химии, лежа в ванне, вы обязательно ПОЛНОСТЬЮ прочитаете состав шампуня на оборотной стороне. (Алексей Калинин)

Работа с текстом (для 11 класса)

  1. Какие высказывания произвели на вас наибольшее впечатление?
  2. С какими высказываниями вы согласны в большей степени?
  3. С какими высказываниями вы не согласны?

Работа со стихотворением (ВАРИАНТ УРОКА 2) для 8 и 9 класса

Семен Щипачев. Читая Менделеева.

Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все – от песчинок малых до планет –
из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой
строй Менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
входи в него, вдыхай, руками трогай.

Есть просто газ легчайший – водород,
есть просто кислород, а вместе это –
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма
и темно-бурые растворы брома,
и кажется Вселенная сама
одной лабораторией огромной.

Тут мало оптикой поможешь глазу,
тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу –
глубины мирозданья скрыты в ней.

Будь то вода, что поле оросила,
будь то железо, медь или гранит –
все страшную космическую силу,
закованную в атомы, хранит.

Мы не отступим, мы пробьем дорогу
туда, где замкнут мирозданья круг,–
и что приписывалось раньше богу,
все будет делом наших грешных рук!
1948

Работа с текстом (для 8-9 класса)

  1. Каково впечатление от прочитанного?
  2. Что вы поняли?
  3. Как вы поняли выражение «Вселенная – огромная лаборатория»
  4. Как вы понимаете значимость предмета «химия»?
  5. Выпишите химические элементы и вещества, которые упоминаются в стихотворении (можно химическими знаками или формулами)

Стихотворение зачитывается еще один раз, чтобы учащиеся смогли выписать «химические термины»

V. Творческая работа (Химия – наука о прекрасном…)(8-10 минут)

Учитель: Объединитесь в группы по 4- 6 человек.

Напишите текст в любом жанре (письмо, рассказ, стихотворение и др.), посвящённый науке «химия» и предмету «химия», по возможности используя слова из тех слов, что вы выписали в течение урока.

Очень красиво и интересно, когда группы учащихся пишут «Оду химии».

Постарайтесь отразить своё настроение, ощущения в ходе проживания сегодняшней мастерской.

Учащиеся: зачитывают то, что они написали на уроке.

VI. Этап «рефлексии».

  • Как вы чувствовали себя на уроке ?
  • Как вы думаете, зачем нужны такие занятия?
  • Скажем друг другу «спасибо» за общение.

VII. Фрагменты работ учащихся:

Стихотворения учащихся 8-х и 9-x классов:

Да здравствует химия школьная!
Да здравствует опыта свет!
Ты все же такая прикольная,
Мы пламенный шлем наш привет!
Она нас всюду окружает
И несомненно помогает:
Всю нашу жизнь сопровождает,
Здоровье наше укрепляет!
С нами она везде и всегда –
Мы не забудем ее никогда!

О, химия – ты такова,
Что без тебя нам – грош цена!
И знаю, все твои пути
К успеху могут привести!
Великая, могучая, красивая,
Всегда ты будешь справедливая!
И бром, и иод, и водород,
И осмий, радий, кислород,
Сульфат, хлорид, бромид, фосфат –
Ты самый лучший химикат!
О, Менделеев, как ты мог
Так поздно показать нам всем,
Что химию – не заменить ничем!
Тут серебро и водород,
Тут натрий, ртуть и кислород,
Вы человека исцелите,
А, если надо, и казните!

Варианты работ учащихся 11 класса:

«Химия – наука о прекрасном – об окружающем нас мире! Мы здесь сидим, а в нас происходят миллионы химических реакций, и такое же множество реакций происходит вокруг нас. Таков и человек. Он тоже вступает в «химическое взаимодействие» со многими людьми, и иногда результат этой химической реакции непредсказуем!»

«Химия – наука о прекрасном – о жизни! Жизнь современного человека невозможна без химии. Есть даже мнение, что самое возвышенное чувство человека, любовь, это набор определённых химических реакций в организме. Это – удивительно, иногда – грустно, но химия нам необходима!»