Значимость химии постоянно растет, именно поэтому 2011 был год объявлен Организацией Объединенных Наций «Международным годом химии» – настолько важно дальнейшее развитие химии для роста качества жизни и благосостояния людей, для борьбы с болезнями, для поддержания экологического здоровья планеты.
Однако, начиная изучение химии в 8 классе, учащиеся с интересом проводят первые практические работы, а вот как только дело доходит до теоретической части химии, здесь возникают проблемы. Первоначальная хемофилия – «любовь к химии», постепенно превращается в хемофобию – «боязнь химии». Кроме того, учебники перегружены большим количеством информационного материала, а время на его изучение и закрепление очень ограниченно. Как показали результаты анкетирования, учащиеся обычно считают, что то, что мы учим в школе, никому в жизни не пригодится; от химии один вред. Результат изучения школьной химии в школе – зачастую, стойкая неприязнь к этому предмету, страх перед самой наукой химией.
Я предлагаю последний урок химии в году провести в виде мастерской (для учащихся 8, 9 или 11 классов). Предмет химии – конкретный предмет. Материал, который изучается на каждом уроке, четко определен рабочей программой и поэтому урок – мастерская хорош для проведения в конце четверти или в конце года, когда оценки уже выставлены, домашних заданий нет, и есть возможность осмыслить материал.
Педагогическая мастерская даёт возможность заглянуть внутрь себя, свой внутренний мир и задуматься над вечным, над тем, что нас окружает, что мы должны заронить в души юного поколения. Творческие задания позволяют учащимся познакомиться с достижениями учёных в науке «химия», увидеть красивые, изящные и яркие примеры работы творческой мысли.
Работая в «мастерской», учащиеся активно взаимодействуют друг с другом выполняя задания, которые приводят к осмыслению и «выстраиванию» нового знания.
И очень приятно, как учителю химии, услышать в конце мастерской такие слова:
О, химия – ты такова,
Что без тебя нам – грош цена!
И знаю, все твои пути
К успеху могут привести!
11 класс – 1-й вариант (работа с афоризмами знаменитых людей о химии); 8 и 9 класс – 2-й вариант (работа со стихотворением С. Щипачева «Читая Менделеева»)
Цели:
- формирование ценностных ориентаций (уважительного отношения учащихся к предмету химия);
- развитие творческого мышления, воображения;
- формирование коммуникативной компетенции у обучающихся.
- развитие учащихся, их мотивация к изучению химии, повышение интереса к предмету
Оборудование: мультимедийная презентация, видеоряд, посвященный высказываниям знаменитых людей о химии, карточки с высказываниями(11 класс), стихотворение С. Щипачева «Читая Менделеева»(8 класс).
Форма работы: групповая.
Тип урока: мастерская письма.
Ход мастерской
I. «Индуктор» (5-6 минут)
Учитель:
О, вы, счастливые науки!
Прилежно простирайте руки
И взор до самых дальних мест,
Пройдите землю и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И саму высоту небес.
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет…
В земные недра ты, химия,
Проникни взора остротой
И что содержит в нем Россия
Драги сокровища открой.
М.В. Ломоносов
Слайд 2
«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие! Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ее прилежания.» – написал Михаил Васильевич Ломоносов в своем труде «Слово о пользе химии» в 1751 г.
Учитель: Сегодня мы поразмышляем о значении химии в нашей жизни. При выполнении заданий вам дается полная свобода выбора пути, поступайте так, как вы чувствуете.
II. Самоконструкция (5 минут)
Слайд 3
Работа со словом «химия».
Учитель:
- Подберите однокоренные слова.
- Подберите ассоциации (опыты, вещества, пробирка, задача, реактив, мензурка и др.).
- Продолжите предложение: «Химия – это…».
- Напишите имя человека, рядом с которым можно смело написать слово «химия» (это могут быть великие ученые, знакомые, ребята, интересующиеся химией и т.д).
III. Работа с культурным аналогом.
Химия – это наука о веществах, превращениях веществ друг в друга и явлениях, сопровождающих эти превращения.
Хи́мия (от араб. کيمياء, произошедшего, предположительно, от египетского слова km.t (чёрный), откуда возникло также название Египта,чернозема», «влага», «вкус», др-греч. χυμα – «сплав (металлов)», «литье», «поток», др. – греч χυμευσις – «смешивание») – одна из важнейших и обширных областейестествознания, наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате химических реакций, а также фундаментальных законах, которым эти превращения подчиняются
Химия – органическая, химия – неорганическая, физическая химия, аналитическая химия, биохимия, геохимия, стереохимия, квантовая химия, предмет в школе – химия.
Учитель:Такой подход к рассмотрению роли химии в жизни человека, является, на мой взгляд, упрощённым, и я предлагаю Вам его углубить и расширить, перейдя в совершенно новую плоскость оценки химии и её влияния на человеческое общество.
IV. Социоконструкция и социализация.
Работа с высказываниями о химии (ВАРИАНТ УРОКА 1) для 11 класса
Учитель: Вы получили лист с высказываниями известных людей о химии и значении химии в жизни человека. Ознакомьтесь с этими высказываниями.
- Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. (М.В. Ломоносов)
- Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук, другая – умножение жизненных благ" (М.В. Ломоносов)
- Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». (М.В. Ломоносов)
- Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения. (Д.И. Менделеев)
- «Посев научный взойдёт для жатвы народной» (Д.И. Менделеев)
- Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М. Горький)
- Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно. (Георг Кристоф Лихтенберг)
- Всякий необходимо причиняет пользу, употребленный на своем месте. Напротив того: упражнения лучшего танцмейстера в химии неуместны; советы опытного астронома в танцах глупы. (Козьма Прутков)
- Химия озаряла меня величайшим наслаждением познания, ещё неразгаданных тайн природы… И я уверен, что он один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выберет эту науку в качестве своей специальности. (Н.Д. Зелинский)
- "Все мы связываем с химической наукой прогресс в познании окружающего мира, новые методы его перестройки и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который мог бы обойтись без знания химии." (Н.Н. Семенов)
- Своими знаниями я обязан только самому себе. Я сам себя научил химии (Р. Вудворд, лауреат Нобелевской премии)
- Химия создала свой предмет. Эта творческая способность, подобная искусству, коренным образом отличает химию от остальных естественных наук. (Марселен Бертло)
- "...Мы уверенны, что химия не остановится в своём дальнейшем развитии" (А.М. Бутлеров)
- Даже если вы ни черта не понимаете в химии, лежа в ванне, вы обязательно ПОЛНОСТЬЮ прочитаете состав шампуня на оборотной стороне. (Алексей Калинин)
Работа с текстом (для 11 класса)
- Какие высказывания произвели на вас наибольшее впечатление?
- С какими высказываниями вы согласны в большей степени?
- С какими высказываниями вы не согласны?
Работа со стихотворением (ВАРИАНТ УРОКА 2) для 8 и 9 класса
Семен Щипачев. Читая Менделеева.
Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все – от песчинок малых до планет –
из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой
строй Менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
входи в него, вдыхай, руками трогай.
Есть просто газ легчайший – водород,
есть просто кислород, а вместе это –
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
и темно-бурые растворы брома,
и кажется Вселенная сама
одной лабораторией огромной.
Тут мало оптикой поможешь глазу,
тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу –
глубины мирозданья скрыты в ней.
Будь то вода, что поле оросила,
будь то железо, медь или гранит –
все страшную космическую силу,
закованную в атомы, хранит.
Мы не отступим, мы пробьем дорогу
туда, где замкнут мирозданья круг,–
и что приписывалось раньше богу,
все будет делом наших грешных рук!
1948
Работа с текстом (для 8-9 класса)
- Каково впечатление от прочитанного?
- Что вы поняли?
- Как вы поняли выражение «Вселенная – огромная лаборатория»
- Как вы понимаете значимость предмета «химия»?
- Выпишите химические элементы и вещества, которые упоминаются в стихотворении (можно химическими знаками или формулами)
Стихотворение зачитывается еще один раз, чтобы учащиеся смогли выписать «химические термины»
V. Творческая работа (Химия – наука о прекрасном…)(8-10 минут)
Учитель: Объединитесь в группы по 4- 6 человек.
Напишите текст в любом жанре (письмо, рассказ, стихотворение и др.), посвящённый науке «химия» и предмету «химия», по возможности используя слова из тех слов, что вы выписали в течение урока.
Очень красиво и интересно, когда группы учащихся пишут «Оду химии».
Постарайтесь отразить своё настроение, ощущения в ходе проживания сегодняшней мастерской.
Учащиеся: зачитывают то, что они написали на уроке.
VI. Этап «рефлексии».
- Как вы чувствовали себя на уроке ?
- Как вы думаете, зачем нужны такие занятия?
- Скажем друг другу «спасибо» за общение.
VII. Фрагменты работ учащихся:
Стихотворения учащихся 8-х и 9-x классов:
Да здравствует химия школьная!
Да здравствует опыта свет!
Ты все же такая прикольная,
Мы пламенный шлем наш привет!
Она нас всюду окружает
И несомненно помогает:
Всю нашу жизнь сопровождает,
Здоровье наше укрепляет!
С нами она везде и всегда –
Мы не забудем ее никогда!
О, химия – ты такова,
Что без тебя нам – грош цена!
И знаю, все твои пути
К успеху могут привести!
Великая, могучая, красивая,
Всегда ты будешь справедливая!
И бром, и иод, и водород,
И осмий, радий, кислород,
Сульфат, хлорид, бромид, фосфат –
Ты самый лучший химикат!
О, Менделеев, как ты мог
Так поздно показать нам всем,
Что химию – не заменить ничем!
Тут серебро и водород,
Тут натрий, ртуть и кислород,
Вы человека исцелите,
А, если надо, и казните!
Варианты работ учащихся 11 класса:
«Химия – наука о прекрасном – об окружающем нас мире! Мы здесь сидим, а в нас происходят миллионы химических реакций, и такое же множество реакций происходит вокруг нас. Таков и человек. Он тоже вступает в «химическое взаимодействие» со многими людьми, и иногда результат этой химической реакции непредсказуем!»
«Химия – наука о прекрасном – о жизни! Жизнь современного человека невозможна без химии. Есть даже мнение, что самое возвышенное чувство человека, любовь, это набор определённых химических реакций в организме. Это – удивительно, иногда – грустно, но химия нам необходима!»