Цель: ознакомить детей с родовыми окончаниями имен существительных, развитие умения определять род имен существительных, закрепление умения находить в предложении существительные в косвенной форме, развитие речи, обороты словообразования; воспитание интереса и уважения к русскому языку.
Оборудование: таблица родов имён сущ., карточки, тетрадь по чистописанию, круги (красный, желтый, зеленый), ребус.
Ход урока
1. О. м.
– Сегодня урок хочу начать со слов А. Куприна.
(Слайд 1) «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.»
Русский язык- язык общения не только для нашей многонациональной страны, но и является языком общения для содружественных государств, об этом мы с вами говорили на классном часе.
– На каждом уроке русского языка мы думаем, пишем и делаем интересные открытия. Тема нашего урока : «Родовые окончания имен существительных.» А теперь, закрыли глаза, мысленно желаем себе любви, добра и удачи.
II. Чистописание (соединение букв).
пш щп
Пр рп
– Упражнение для кисти рук
– запись 1 строчки, 2 строчки
– На полях оцените свою работу.
III. Работа в тетради.
– Упражнение на глаза.
– Записываем число, классная работа.
(Слайд 2) – Выписать выделенные слова.
Крупная пшеница, добрая женщина, чистая совесть, тяжелый рюкзак, учебный предмет, живая природа.
Что за слова записали? (словарные)
– Подчерните опасные места, поставьте ударение.
(Слайд 3) Проверяем.
– На какой вопрос отвечают?
– Какой части речи относятся? Что вы знаете об именах существительных?
– Составьте предложение с любым из этих словосочетаний.
(Слайд 4) Снежинки, на крыше, опускались, домов, легкие, медленно.
– Прочитайте про себя.
– составьте предложение.
(Слайд 5) Проверяем.
– комментированное письмо.
– главные члены, второстепенные члены.
– какой частью речи выражено подлежащее?
– Снежинка – что? и.с., неодуш, ж.р.
– Что знаете о роде имен сущ.? (Рассказывают стихотворение о роде имён сущ.)
– Как правильно сказать: «Имеет род или изменяется по родам»?
IV. Выборочн. письмо.
(Слайд 6)
- Ласковое слово рубля дороже.
- Книга поможет в труде, выручит в беде.
- Ищи ветра в поле.
- Ваньку валять.
– Прочитайте. Как понимаете? Находим имена существительные, определяем род.
(Записывается в столбик на доске. Выделяются окончания. )
М.р. | Ж.р. | С.р. |
рубль | книга | слово |
ветер | беда | поле |
дядя | семья | жильё |
Слава | осень |
– Отгадайте ребус: 7я (семья)
– Какое время года перед зимой?(осень)
– Назовите имена существительные в предложении:
Дядя Слава подарил мне интересную книгу.
(Слайд 7)
М.р. | Ж. р | С.р. |
_ | _ | о |
а | а | е |
я | я | ё |
– Мы составили таблицу родовых окончаний имён существительных.
– Вывод: какие окончания имён существительных в м.р.? ж.р.? с.р.?
– Открываем учебники с.21, читаем правило и сравниваем с нашим выводом.
V. Физ. минутка.
VI. Работа по учебнику.
Вып. упр. 247 (находят имена сущест., определяют род устно, работают по цепочке).
Вып. упр. 248
– Какие слова называются синонимами?
(Дети подбирают синонимы. Записывают в тетрадь.)
– Всегда ли одного рода слова-синонимы?
VII. Работа по карточкам.
(выделяются окончания, записывают род)
1 вариант | 2 вариант |
окно | земля |
суша | котёнок |
верблюд | лодка |
задача | солнце |
ружьё | бельё |
буря | метель |
лось | медведь |
поле | пшено |
утро | плот |
корабль | друг |
VIII. Итог урока.
Что нового открыли и узнали на уроке? Д/з упр. 238.
– Оцените свою работу на уроке. (показывают круги: отлично – зеленый, хорошо – жёлтый, удовл. – красный)
(Слайд 8) – Спасибо!
После урока непременно
нужна ребятам (перемена).