“Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией”
Бенджамин Дизраэли.
Одной из ключевых тенденций развития современного общества является повсеместное возрастание роли информации. Человек является социальным существом; и уже с давних времён сбор, систематизация определённых сведений об окружающем мире помогали человеку выжить в трудных жизненных ситуациях. Из поколения в поколение человеку приходится передавать всё нажитое и усвоенное. Постоянное обновление и дополнения информации в конечном итоге приводит к её накоплению…
Последняя треть XX века ознаменуется переходом целого ряда стран к постиндустриальному обществу, где главной ценностью, продуктом и товаром является сама информация. Слово “информация” происходит от латинского слова “informatio”, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. При этом необходимо отметить важную роль информации в современном обществе, так как именно информация является важнейшим источником получения необходимых сведений о жизни и развитии изучаемого общества. Селевко Г.К. предлагает наиболее оптимальное определение информации для образовательного про-цесса: “информация чаще всего воспринимается интуитивно и связывается с получением сведений о чём или о ком-либо”.
С возрастающей роли информации в современном социуме учёные говорят о переходе от индустриального к постиндустриальному и информационному обществу. Так уже в 1970-е гг. такие ведущие учёные, как Дэниел Белл, Джон Кеннет Гэлбрейт констатировали начало глу-боких и качественных изменений в западноевропейском обществе.
Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы – знаний.
Как мы видим, начало XXI века характеризуется наличием постоянно увеличивающейся информации, а также возникновением мировых информационных и социальных сетей. Причём обучающиеся современных образовательных учреждений активно пользуются и информационными, и социальными сетями.
Что же касается преподавателя истории?.. Как показывают результаты взаимопосещений уроков педагогов – предметников, преподаватели в целом ведут образовательный процесс хорошо, к подготовке уроков относятся ответственно и серьёзно. Однако можно отметить ряд недостатков: однообразные виды деятельности обучающихся и педагога, отсутствие личностно – ориентированного подхода, интереса обучающихся к изучаемой дисциплине, теме урока, не использование на уроках современных информационных технологий.
Пассивность студентов на уроках истории – это одна из главных проблем современного исторического образования. Причём, многие обучающиеся и не скрывают своего пренебрежительного отношения к историческим дисциплинам. В результате проведённых опросов большинство обучающихся мотивируют своё нежелание изучать историю отсутствием полного интереса и не пониманием того, что говорит учитель.
При этом выделяется парадокс: с одной стороны образование является одним из главных источников приобретения знания (а значит информации), а с другой стороны современная система российского образования нуждается в модернизации по причине отсутствия заинтересованности обучающихся в получении этой информации. Следует отметить, что современном мире образование является важнейшим фактором формирования экономически благосостоятельного, политически правового государства. Внутренняя политика любого государства отра-жает тенденции развития социума, его интересы, возможности, стремления. Так происходит и с политикой России, которая выражается в первую очередь в социально – экономическом направлении.
Сегодня уже никто не отрицает формирование и в нашем государстве информационного общества, главная суть которого выражается в производстве, хранении, переработки и реализации информации большинством граждан российского общества. При этом многие отмечают, что ПК им необходим и дома как для работы (обучения), так и досуга.
Серьёзные экономические преобразования в России, переход на рыночную экономику, построение демократического общества и правового государства обусловили необходимость реформировать всю систему образования. Конечным итогом такой модернизации должно стать соответствие российского образования международным стандартам и формирование совместно с российскими образовательными учреждениями единого образовательного европейского пространства. Конечный итог должен быть достигнут до 2020 года. При этом важной особенностью модернизации системы образования является внедрение ИКТ в образовательный процесс, оснащение современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением.
Сегодня в системе образования компьютер используется не только на уроках информатики вычислительной техники как предмет изучения, но и как средство повышения эффективности образовательного процесса. В домашних же условиях ПК даёт возможность каждому обучающемуся самостоятельно добывать знания, увеличивать информационный запас и многое другое. Использование персонального компьютера на уроках истории решает некоторое множество важнейших вопросов – помогает формировать устойчивый интерес к изучению не столько учебной дисциплины, сколько внутреннюю мотивацию изучать свой родной край, родную с детства куль-туру, язык…, активизацию познавательной деятельности обучающихся как на уроке, так и во внеурочное время, а также способность к критическому мышлению. Где как ни на уроках истории обучающийся сможет воочию познакомиться с культурой, бытом, одеждой своих предков; рассмотреть особенности прохождения военных действий; увидеть политиков, глав государств, учёных, и просто представителей народа… Да, многие иллюстрации представлены уже в учебнике, но в маленьком формате, в неполном объёме.
К тому же использование информационных технологий на уроках истории делает любую форму работы обучающихся захватывающей, увлекательной, производительной. При этом реализуется возможность использования педагогом на каждом уроке необходимых карт, иллюстраций, видео- и аудиоматериалов, схем, таблиц, диаграмм.
Особенности перехода на модульно – компетентностный подход в современном образовании также отразились на составлении конспектов, подборе дополнительного материала, использовании тех или иных форм, методов и приёмов обучения, так как в своей работе я использую проблемно – модульный подход. Использование ИКТ – технологий при проблемно – модульном подходе имеет ряд преимуществ, среди которых можно выделить такие, как расширенное использование информационных потоков и самой информации, увеличение объема выполненной работы обучающимися, использование как индивидуальных, так и групповых форм работы обучающимися, и самое важное освоение мною, как педагогом, современных информационных технологий.
Как показала практика, положительные результаты и преподавателю, и обучающемуся даёт использование на уроках истории информационных технологий обучения, которые представлены всеми технологиями в сфере образования, использующими специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.
При этом использование информационных технологий обучения стало возможным буквально в последнее десятилетие, когда изменилась коренным образом роль персональных компью-теров. К тому же учитываются с каждым годом повышающиеся требования, предъявляемые к выпускникам образовательных учреждений, а также особенности перехода российской системы образования на Болонский процесс, её модернизация и иные аспекты. Причём эффективность под-готовки будущих выпускников полностью зависит от выбранной технологии обучения. Именно поэтому перед преподавателями истории стоят две главные задачи: учить обучающегося исполь-зовать имеющуюся информацию, выделять в ней главные и важные моменты, использовать эту информацию в повседневной и профессиональной жизнедеятельности, а также сделать процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся. При этом реализация и первой, и второй задач необходимо реализовать, используя модульно – компетентностный подход и различные технологии обучения.
Информационные технологии и компьютеризация вносят много нового в работу препода-вателя, влияют на особенности обработки информации, на форму изложения её на уроках. При этом наблюдается активность обучающихся, которая создаётся и поддерживается за счёт использования в процессе обучения и проблемности, и познавательности, и наличия поисковых заданий. А объединение в компьютере текстовой, графической, аудио -, видеоинформации, повышает уровень и качество преподносимой информации. Для успешного обучения появляются неограниченные возможности индивидуализации, дифференциации учебного процесса, развивается мышление, воображение.
Самой простой, творческой, креативной работой преподавателя с использованием информационных технологий является создание компьютерных презентаций (слайд – фильмов). Презентации являются максимально информативными, помогают освоить базовые знания по предмету; красочность нравиться студентам, что формирует некоторый интерес. А использование презентации во время урока изучения нового материала делает рассказ преподавателя более доступным и запоминающимся.
Как мы видим, реализуется главная проблема в преподавании истории – использование на уроках наглядного материала, такого как карты, схемы, иллюстрации, появляется возможность использования различных исторических источников, виртуальных экскурсий и мн.др.
Однако более сложным является внедрение презентаций в иные технологии обучения, использующихся при модульно–компетентностном подходе. Данная работа преподавателя является очень сложной, требует от него большой подготовки, наличия профессионализма, т.к. здесь используются различные методы, приёмы, средства обучения. Среди которых возможно использование учебных аудио-, видеоматериалов, документальных видео-пособий, мультимедийного материала, что происходит в разрезе с самостоятельным изучением материала обучающимися. Ведь учителю надо так распланировать урок, чтобы обучающиеся успели сами изучить материал, продемонстрировать им наглядность, провести анализ, всего изученного, решить проблему.
Современный урок – это такой урок, на котором обучающиеся имеют возможность использовать различные источники, самостоятельно исследовать факты, добывать из этих фактов знания, делать выводы. При этом на протяжении всего урока наблюдается активность обучающихся, их заинтересованность в исследуемом объекте. Для меня современный урок не возможно уже представить без использования каких – либо интерактивных средств обучения (аудио -, видеоматериалы, слайды).
Использование преподавателем нестандартных приёмов на своих уроках активизирует познавательный интерес и деятельность обучающихся, формирует интерес к изучаемой дисциплине. Применение современных информационных технологий в процессе обучения, и в особенности на уроках истории, создаёт прекрасные условия для поддержания постоянной работоспособности обучающихся, формирует профессионально значимые качества. И в конечном итоге, что является наиболее важным, и преподаватель, и обучающиеся получают удовлетворение от проведённого урока и изученного материала.