Цели и задачи урока:
- повторить и обобщить изученный материал
- продолжить работу по развитию устной речи и географического мышления
- развивать умение работать в коллективе
- повысить интерес к изучению географии.
Оборудование: настенные карты Австралии, атласы, настенная контурная карта Австралии.
Ход урока.
Вступительное слово учителя
Ребята! В течение нескольких уроков мы знакомились с Австралией. Сегодня у нас заключительный урок и мы совершим еще одно путешествие на этот материк. Во время путешествия мы повторим то, что вы уже узнали на уроках и, может быть, откроем для себя что-то новое.
Чтобы оценить работу каждого на уроке вам выдается оценочный лист, в который внесены виды работ на уроке. Вам предстоит оценить свою работу самостоятельно, выслушать мнение команды и получить оценку учителя.
(каждому учащимся выдается оценочный лист)
Оценочный лист
№ п/п | Содержание работы | Самооценка | Оценка команды |
1 | Географические названия на карте | ||
2 | Путешественники исследователи | ||
3 | Рельеф материка | ||
4 | Остановка (характеристика природной зоны) | ||
5 | Кто это что это? | ||
6 | Записки Врунгеля | ||
7 | Итог |
Учитель:
Путешествовать мы с вами будем на кораблях, поэтому вам сейчас нужно разбиться на команды, выбрать капитана и придумать название своему кораблю.
(учащиеся делятся на команды, выбирают капитана, садятся группам)
Учитель:
Хороший путешественник перед дальней дорогой всегда знакомится с картой местности, в которую он отправляется. У нас, к сожалению, есть только контурная карта, на которую нам необходимо нанести элементы береговой линии, острова, проливы, и другие географические объекты.
(учащиеся по очереди выходят к доске и наносят на контурную карту географические названия объектов, которые учитель заранее приготовил на карточках)
Географические названия:
Индийский океан, залив Карпентария, Коралловое море, Тихий океан, Тасманово море, о. Тасмания, Бассов пролив, Большой Австралийский залив, Индийский океан, м.Йорк, Большая Песчаная пустыня, , Большая пустыня Виктория, р.Муррей, р.Дарлинг, г.Косцюшко, Большой Водораздельный хребет, м.Байрон, м. Стип-Пойнт, м. Юго-Восточный, остров Тасмания, оз. Эйр.
Учитель:
Давайте сравним полученную карту с физической картой Австралии (вывешивается карта). Ну что ж, получилось неплохо.
Для выхода на берег Австралии командам необходимо найти удобную бухту для своего корабля и обосновать свой выбор. Приступайте к работе.
(учащиеся работают с картами атласа, выбирают место для причала корабля и обосновывают свое мнение перед классом)
Учитель:
Австралия была открыта позже других материков. Имена каких путешественников мы не можем не вспомнить, говоря об Австралии?
(Учащиеся обязательно называют имена А. Тасмана, Д. Кука и получают задание рассказать об исследованиях и открытиях этих путешественников)
Учитель:
Знаете ли вы имена других путешественников, которые изучали материк?
(если учащиеся не могут ответить на вопрос, то предлагается «домашняя заготовка»: один из учеников кратко рассказывает об исследованиях Басса, Митчела, Эйра, Стюарта)
Учитель:
Расскажите о рельефе, геологическом строении и полезных ископаемых материка.
(Одной из команд предлагается рассказать о рельефе западной части материка, а другой – о горах востока)
Учитель:
Следующими остановками на материке будут берег озера Эйр и среднее течение реки Дарлинг. В какую из природных зон попала ваша команда? Что вы увидели вокруг? Подготовьте рассказ.
(Учащиеся работают в команде с картами атласа, готовят характеристику природной зоны, один из учащихся выступает с докладом)
Учитель:
А теперь каждой команде предлагается карточка с заданием «Кто это? Что это?» После трех минут работы с карточками команде предстоит ответь на предложенные вопросы.
«Кто это? Что это?»
Задание первой команде | Задание второй команде |
Карпентария | Мельбурн |
Сидней | Косцюшко |
Гондвана | Йорк |
Джеймс Кук | Дарлинг |
Тасмания | эвкалипт |
Муррей | казуарины |
эндемики | коала |
кенгуру | ехидна |
бутылочное дерево | эму |
вомбаты | варан |
утконос | лиана |
казуары | термиты |
динго | опоссум |
Учитель:
Подходит к концу наше путешествие. Перед вами письмо, которое написал Врунгель после своего путешествия по Австралии. Познакомитесь с этим письмом и найдите в нем ошибки, если такие имеются.
(Командам раздается письмо Врунгеля, в котором они ищут ошибки и озвучивают их)
Рассказ Врунгеля.
Австралия была открыта раньше других материков. Открытие материка связано с именем английского мореплавателя Давида Левингстона. Местные жители материка относятся к австралийской ветви монголоидной расы и внешне напоминают жителей Северной Африки. До прихода европейцев основными видами деятельности населения были земледелие и скотоводство. Люди разводили овец и кроликов, выращивали кукурузу и пшеницу, а с приходом европейцев стали добывать полезные ископаемые. Местные жители приветливо встретили европейцев, европейцы ответили им взаимностью. Эта дружба между людьми разных национальностей существует до сих пор. Население в Австралии размещено неравномерно: большая часть населения сосредоточена в центре материка, где мягкий и теплый климат, который способствует развитию сельского хозяйства. Столица государства – город Сидней, один из красивейших городов Австралии. Он расположен в нижнем течении р. Муррей на побережье залива Карпентария. Государственный язык в Австралии – австралийский.
Подведение итогов урока.
Учитель:
Ребята! Возьмите оценочные листы и оцените свою работу, поставив плюсы и минусы по каждому виду работы в графе «самооценка». Далее команда оценивает работу каждого участника команды на уроке по пятибалльной системе и заполняет графу в оценочном листе. Капитаны отчитываются по результатам выставленных оценок.
Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки в журнал и дневники.