Внеклассное мероприятие "Культурное наследие Кубани". 3–4-е классы

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • воспитывать уважение к культурным и национальным традициям;
  • приобщать детей к историческим и духовным ценностям родного края;
  • прививать учащимся любовь к родному краю, к традиционному народному искусству;
  • развивать интерес к народным песням и песням кубанских композиторов;
  • расширять и уточнять знания учащихся о народных промыслах;
  • расширять кругозор учащихся, воспитывать интерес к кубанскому народному творчеству.

Ход мероприятия

Под мелодию «С чего начинается родина» дети читают стихи о Земле, России, Краснодарском крае.)

1 ученик.

Летит земля
С восхода до восхода,
Из года в год
Со скоростью мгновений.
Великая –
В ногах у пешехода,
И капельная точка –
Во Вселенной.

2 ученик.

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга
За тебя в нужде
Сложить голову.

3 ученик.

Я не рос среди берез, (Приложение 1, слайд 2)
Я не рос под елями, (слайд 3)
Мне не пел седой мороз
Вьюгами – метелями, (слайд 4)
Я черемух не ломал
Ночью под окошками,
Сок березы не пивал, (слайд 5)
И грибов не собирал (слайд 6)
Целыми лукошками.
На Кубани вырос я,
Мне родней, понятнее, (слайд 7)
Наши южные края:
Степи необъятные, (слайд 8)
Горы хлеба до небес, (слайд 9)
Ветки вишни алые, (слайд 10)
Если лес –
Так южный лес
Перед перевалами. (слайд 11)
И понятен мне прибой, (слайд 12)
Дикий ли задумчивый…
Разговор волны с волной
Я как стих заучивал. (слайд 13)
Я запомнил у крыльца
Тополя зеленые ТОПОЛЯ
Черномазого скворца
Песни немудреные,
В завитушках виноград, (слайд 14)
Горы седовласые (слайд 15)
И поток,
Что вечно рад
Меж
Отплясывать. (слайд 16)

Кубань песенная (слайд 17)

4 ученик.

Над Кубанью
Над Кубанью утро раннее встает,
Над Кубанью
Над Кубанью просыпается народ.
Над Кубанью
Над Кубанью солнца вешнего краса,
Над Кубанью
Над Кубанью льются счастья голоса.

Ведущий 1. Столетиями летят над краем, над кубанскими хуторами и станицами прекрасные народные песни. Они как, бессмертные души наших славных пращуров, живут среди нас, напоминая, что вечность – это память народная. Народные песни – это река времени. Река полноводная, могучая, своей духовностью питающая наши души, нашу добрую память. А у того человека, который забывает о песне, душа чахнет, сердце черствеет.

(Старинная казачья песня «Ехали казаченьки»в исполнении Кубанского казачьего хора прослушивание, ) (слайд 18)

Учащиеся. В России трудно найти более песенный край, чем Кубань. На южных рубежах великой державы переплелись песни различных народов – адыгов, татар, черкесов, русских, украинцев.

5 ученик

Кто огонь в гулком сердце погасит?
Кто в нем ветры уймет и громы?
Кто Кубань мою песней украсит,
Если это не сделаем мы?!

Песня о родной Земле «Ой, да на Кубани…» исполняют учащиеся

Кубань промысловая. (слайд 19)

Фонограмма «Эх полным полна моя коробушка» Выходит мальчик – коробейник, нахваливает свой товар.

Коробейник.

У нашего Якова – товару всякого!
Нитки, катушки, селедочные кадушки,
Красивые платочки, мелкие гвоздочки.
Посуда наша – для щей и каши!
Не бьется, не ломается,
Порчи никакой не подвергается!

Ведущий 2. Эй паренек, что это ты там нахваливаешь?

Ведущий 1. Это что же у тебя за товар? (подходят) Да хороши вещички! Да мы и сами можем сделать не хуже. А мастериц у нас видимо – не видимо! Кубанская земля богата мастерами. Окажись в его руках кость – получилась фигура животного, солома – сплел коня, дерево – выточил петуха.

Учащиеся 1. Игрушку сделать можем из любого материала (показывает)

Учащиеся 2. Кубанский умелец построит избу, обязательно украсит резьбой наличники окон, ворота. Крышу украсит деревянным коньком, так как конь был первым помощником и вспахать, боронить, сено возить.(Показ резьбы по дереву)

Учащиеся 3. И главную помощницу в доме – прялку тоже украшали резьбой, причудливой росписью.

Ведущий 2. А какие у нас мастерицы – вышивальщицы. Вот посмотри (подводит к девчатам, они сидят и что – то вышивают)

Коробейник. Ой, да молодцы, красота – то какая. А почему только черными, да красными нитками вышиваете?

Ведущий 1. Красный цвет – цвет любви, жизни, черный цвет – цвет земли нашей кубанской.

Коробейник. Почему узор только тут, да такой странный.

Ведущий 2. Так как каждому узору свое место, каждый узор имеет свою символику: цветочки с бутонами – символ крепкой семьи, цветы – родители, бутоны – дети, а стебельки, корни – дедушки, бабушки. И этот узор не абы как тут поле засеяно, даже речка, а для всходов дождик идет.

Учащиеся. А посмотри еще что есть! Тут тебе и обработка соломы, и вязание крючком, и вязание спицами, и лоскутовая техника и т. д. (показ)

Коробейник. Да, с таким многообразием народных ремесел трудно тягаться.

Убедили вы меня, что мастеров у вас много. Пойду, расскажу всем о славных умельцах Кубани (уходит).

Кубань танцевальная (слайд 20)

Звучит плавная музыка тихо, потом громче

Учащиеся.

Ото всех дверей
Ото всех ворот
Выходи скорей,
Торопись народ
Слышишь музыка зовет
Станем дружно в хоровод.

(Под мелодию песни «Ой, цветёт калина» дети исполняют танец «Хоровод»)

Кубань фольклёрная(слайд 21)

Учащиеся.

Давай-ка припомним былое, казак,
Развеем над морем туманы.
Кто первый по – братски нам путь показал
На добрые земли Кубани.
Кто первый сказал:
«Тут нам жить начинать!
Казачье уменье приложим,
А ворог нагрянет –
Мы вынем опять
Каленые шашки из ножен»

Ведущий 1. Необыкновенная судьба наших предков, известных и не очень. Жили. Родине служили: защищали от врагов, растили хлеб. Детей воспитывали в строгости, внушали, чтобы пуще всего на свете хранили свою честь и доброе имя. Не посрамите своей фамилии – предки не простят! Будь честен, отважен, одним словом – казак!

Ведущий 2. Нелегка была жизнь казака! Сегодня пашет землю, а завтра идет защищать свое жилище от врага.

Учащиеся. О мужестве, чести, отваги казаков мы узнаем из песен, сказок, пословиц, поговорок, все то, что мы называем устным народным творчеством.

Недаром говорят в народе,
Чтоб мудрость всю его понять
Пословицу и поговорку
Ты непременно должен знать.

В ней искрометность и богатство,
Накопленное за века
И ход времен в ней отраженье
Они как речка глубока.

(Каждый ученик говорит по пословице)

Пословицы

  • Казака в степи только пуля догонит.
  • Не хвались, в поход собираючись, а хвались с похода едучи.
  • Всяк свистнет, да не по – казацки.
  • И шашка остра, да дух сильней.
  • Казака даже герб боится.
  • Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.
  • Слава предков не стареет.
  • Кровь казачья не водица.
  • Казак без коня – ведущий сирота.

Ведущий 1. Для казака конь был верным другом, товарищем, опорой во всех делах. Конь и оружие были составной частью казачьей справы. Даже в загадках эта тема нашла свое отражение.

Загадки

Крепка, звонка да отточена
Кого поцелует, тот и с ног долой. (сабля)

Летит птица крылата
Без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама бьет. (стрела)

Мал мужичок – костяная ручка. (нож)

На чужой спине едет,
На своей груз везет. (седло)

Шесть ног, две головы, один хвост. (всадник)

Какая обувь в огне изготавливается
И с ног не снимается. (подкова)

Погоны желты, шашки остры,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями,
Искать царю честь, а себе славы. (казаки)

Учащиеся.

Сказка мудростью богата,
Скажем сказки: «Приходи!»
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.

Ведущий 2. Да, вы правы, когда садилось вечером солнце и в каждой хате загоралась свеча, собирался и стар и млад послушать сказки и легенды о земле Кубанской, о народе трудолюбивом, об отваге и чести казаков. Подсаживайтесь ко мне скорей, поведаю и вам я одну сказку (легенду)

Ведущий рассказывает сказку «Тройная благодарность»

Сказка ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок.

Ведущий 1. На Кубани весомо заявило о себе возрождающееся казачество, воскресли забытые было национальные традиции. Новый – 21 век многонациональный Краснодарский край встречает как успешно развивающийся регион России.

Учащиеся.

Люблю тебя, мой край степной
За широту земли,
За то, что ты передо мной
Дороги расстелил.
За все сады и тополя,
Что снились много лет.
За то, что черная земля
Рожает белый хлеб.
Люблю тебя, мой край морской,
Твой ласковый приют,
Где чаек взлет
Над синевой
Как праздничный салют.
Люблю за эту синь и даль
За солнце на волне.
За то, что ты
Хранишь печаль
О павших на войне.
Люблю тебя, мой горный край,
Орлиная страна.
С твоих вершин посмотришь в даль –
Вся Родина видна…

Гимн Кубани

Учащиеся.

Желаем дней побольше ясных,
Побольше света и тепла,
Здоровья, радости, успехов,
Покоя, счастья и тепла.

Учащиеся.

Приходите снова к нам,
Будем рады мы гостям. (слайд 29 )