Занятие "Мы выбираем здоровье"

Разделы: Внеклассная работа


Занятие проводится с детьми второго класса (9 лет).

Методическая цель: показать присутствующим оптимальное сочетание форм, методов и приемов в воспитательной работе с детьми с ОВЗ.

Задачи:

  • Приобщать детей к наблюдению за развитием своего организма, за состоянием здоровья.
  • Обобщить и расширить их знания о правильном питании с учетом возраста, о полезной и вредной пищи и витаминах.
  • Формировать желание соблюдать личную гигиену.
  • Обогащать словарный запас речи.
  • Формировать умение слушать другого человека, делать выводы и умозаключения.

Формы работы:

  • Коллективная;
  • Фронтальная;
  • Индивидуальная.

Методы:

  • Словесный: беседа.
  • Практический: задания, опыт.
  • Наглядный: картинки продуктов питания, спортивных принадлежностей и предметов ухода за собой, фото из энциклопедий о строении организма.

Предварительная работа:

  • Беседы по темам: «Мой организм – целая планета», «Питание – главное условие для жизни человека. В гостях у Доктора Пищи», ««Рабочие инструменты человека», «Почему мы болеем».
  • За две недели до занятия необходимо провести опыт с веточкой дерева.

Для чего необходимо взять веточку дерева, желательно тополя (она более гибкая). Совместно с детьми на веточку подвязывается груз. Для того, чтобы не акцентировать внимание детей ветка убирается в «укромное» место. Непосредственно перед занятием ветка с грузом заносится в группу. По ходу занятия, в момент разговора о строении человека и о важности сохранения осанки (см. ход занятия), внимание детей обращается на веточку, снимается груз и проводится ассоциация с осанкой ребенка.

  • Подготовить наглядный материал.

Материал: Цветные карточки по количеству детей (красные и зеленые), карточки со смайликами и обозначениями витаминов: A, B, C, D. Картинки с изображением предметов по уходу за собой, спортивных принадлежностей, продуктов питания, докторов страны Здоровячков: Доктора Пищи, Доктора Спорта и Доктора Гигиены. Мяч. Фото скелета человека, фото с изображением мышц и «бесформенного» тела.

Ход занятия

Дети заходят в группу, здороваются с гостями, встают вокруг стола.

– Ребята, то, о чем мы с вами будем сегодня говорить, нужно отгадать. Вот здесь, на столе, рассыпаны буквы, из которых надо составить слово. (Дети делятся на две подгруппы. Одна оставляет слово – здоровый, другая – человек). Молодцы! Здоровый человек, какой он? Сутулый, хилый, …? (Ответы детей). Итак, здоровый человек, это – сильный, стройный, ловкий, статный, ….

А какими хотите стать вы, когда вырастите? (Ответы детей). Все правильно, хороший, выбор. У меня есть замечательная пословица, только вот незадача все слова перепутались, давайте ее соберем (Я здоровье сберегу – сам себе я помогу). Ребята, а почему так говорят? Действительно ли, здоровье человека, зависит от него самого? (Ответы детей).

Вот об этом мы с вами и поговорим: как можно сберечь свое здоровье и что необходимо для этого делать. Помогать мне будут доктора страны Здоровячков: Доктор Пища, Доктор Спорт и Доктор Гигиена, с которыми вы уже знакомы. Все Доктора подготовили для нас задания и испытания. Готовы к ним? Давайте наберемся сил! (дети выходят из-за стола, встают на ковер и выполняется упражнение «Гора»).

Упражнение «Гора» (приложение 5).

– Доктор Пища, вот какой он у нас важный (выставляется картинкаприложение 4), очень любит повторять (ребенок):

Человеку нужно есть, чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и развиваться и при этом не болеть
Нужно правильно питаться с самых юных лет уметь!

– Велика роль пищи в жизни человека. Пища служит для нас источником энергии, необходимой для роста и жизни. В пище содержится шесть основных питательных веществ: углеводы, жиры, белки, клетчатка, витамины и минералы. Чтобы быть здоровым необходимо получать их все в нужных количествах.

– Вот посмотрите, сколько много у нас на столе картинок. Как можно одним словом сказать, что это? (Продукты питанияприложение 1). Давайте их рассмотрим. Ой, смотрите, какие то знаки странные. Что это? (Дети рассуждают. Если нет правильных версий, то обращается внимание на конверт). Что это за конверт? Ребята, а это ведь письмо. Знаете, от кого? От самого Карлсона! Сейчас мы его прочтем: «3драствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье, болит голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров. Ваш Карлсон».

– Ребята, верно ли Карлсон составил меню? Быстро ли он вылечится, если будет питаться такими продуктами? Попадет ли он в страну Здоровичков? (Ответы детей)

– Получается, что не всякая пища полезна для здоровья. В чем разница между вкусной и здоровой пищей? (ответы детей)

Посмотрите на наши продукты, и на знаки, значение и смысл которых мы не смогли отгадать. Быть может, они обозначают полезность или вредность продуктов. Как вы думаете, этот знак, что нам говорит? А этот? ( Дети рассуждают о пользе тех или иных продуктов и раскладывают на столе картинки с их изображениями под соответствующими смайликами).

– В продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества витамины. Как вы думаете, для чего они нужны? (ответы детей)

– Основными источниками витаминов являются ягоды, овощи и фрукты. Обозначаются витамины буквами А, В, С, D.

Ребенок.

Витамины – просто чудо!
Столько радости несут:
Все болезни и простуды
Перед ними упадут.

Витамин А.

Помни истину простую:
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.

– Витамин А – это витамин роста, помогает нашим глазам сохранить зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зеленом луке, помидорах, сливочном масле.

Витамин В.

Очень важно спозаранку
Съесть за завтраком овсянку.

– Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему. Он есть в молоке, мясе, хлебе и орехах.

Витамин D.

Рыбий жир всего полезней,
Хоть его противно пить,
Он спасает от болезней,
Без болезней лучше жить!

             – Витамин D делает наши ноги и руки крепкими, сохраняет наши зубы (полезен для костей). Есть в яйце, сыре, молоке, рыбе.

Витамин С.

От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.

– Витамин С помогает бороться с болезнями. Есть в картофеле, чесноке, луке, капусте, во всех ягодах и фруктах.

Все.

Всю азбуку здоровья нужно крепко знать
И в жизни эти знания повсюду применять!

Игра «Да, нет» (приложение 5).

– Мы с вами повторили правила питания.

– Для чего они нужны? (чтобы пища хорошо усваивалась и приносила пользу).

– Если правильно питаться, то организм будет получать все необходимые для жизни человека вещества. Это, как мы уже говорили, особенно важно для детей. Почему? (Потому, что дети растут). Конечно, ведь у ребенка, организм еще неокрепший. Из наших бесед, вы знаете, что внутри каждого человека есть каркас, как у любого здания. Называется он… (демонстрация – приложение 3, дети отвечают). Кто может сказать, какую функцию выполняет скелет? (Служит опорой и защищает все наши органы – приложение 3). Совершенно верно! Скелет человека состоит из множества костей – больших, средних и маленьких. Всего в нашем теле более 200 различных костей. У детей кости еще гибкие и неокрепшие, они похожи на молодые веточки дерева. А у взрослых – кости крепкие, прочные, но не такие гибкие. Помните, мы с вами когда-то взяли веточку дерева и повесили на нее груз. Давайте посмотрим, что же произошло с этой веточкой. Мы снимаем груз и видим: (ответы детей: веточка согнулась под тяжестью груза и стала похожа на клюку Бабы Яги). А может ли подобное произойти с костями у детей, если они будут носить тяжелые сумки, поднимать тяжелые предметы (ответы детей). Кости могут также искривиться, если дети будут сидеть с согнутой спиной во время чтения, рисования, письма или игры. Спина должна быть всегда прямой и ровной: и на занятиях, и за обедом, и в игре, и даже во время сна. Об этом необходимо помнить всегда.

– Ребята, а давайте с вами поразмышляем о том, что произойдет с человеком, его организмом и косточками (скелетом), если он будет постоянно питаться не правильно, употреблять в пищу вредные продукты (рассуждения детей). А, представляете, если все косточки будут болеть, слабеть и, в итоге…….разрушатся! Это как же человек тогда будет выглядеть? А хотите посмотреть? (демонстрация – приложение 3). Так вот, чтобы такого не произошло, чтобы наши кости были крепкими, а наш скелет надежно защищал все наши здоровые внутренние органы, надо стараться употреблять в пищу только полезные продукты. … Пока мы растем, растут и наши кости. Для того чтобы они выросли крепкими, костям необходимы фосфор и кальций. Но где, же нам найти их, чтобы доставить костям? Все очень просто: нужно есть творог, и пить молоко, подружиться с овсяной кашей, орехами, капустой, рыбой, морковью, огурцами, а изюм – это вообще кладовая с большими запасами столь необходимого нашим костям кальция. Если же кальция и фосфора в организме недостаточно, об этом нам сразу расскажут зубы. Они станут желтоватого цвета, начнут крошиться и разрушаться, болеть. Те же изменения произойдут в костях, хотя видеть этого мы не можем. Однако мы должны знать, что такие кости легко ломаются, даже при легком ушибе или ударе. Об этом всегда необходимо помнить и беречь себя и свои косточки. 

– А вот наш следующий доктор – Доктор Спорт (приложение 4), и он нам задает вопрос: почему, если все люди состоят из костей, то они совсем не похожи на костяных человечков? (Отвечает ребенок)

Потому, что скелет прячется, под мышцами, которые защищают наши кости от всего, что происходит снаружи. (Демонстрация – приложение 3). Мышцы – наши главные силачи, благодаря которым человек может двигаться: подпрыгивать и переворачиваться, размахивать руками и крутить головой, шевелить пальцами и кувыркаться. Мышцы прикрепляются к скелету и заставляют его двигаться (сгибает и разгибает руку, показывая, как это происходит). Мышц очень много, они разные: мы умеем смеяться, жмуриться, хмуриться и даже строить рожицы только благодаря мышцам. Но это еще не все мышцы проталкивают пищу из полости рта к внутренним органам, обеспечивают дыхание, прохождение крови по нашему организму. И наше сердце – это тоже мышца. Вот они какие, вездесущие и всемогущие наши мышцы.

Скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движения человека становятся совершеннее и разнообразнее. Чтобы стать красивым, сильным, здоровым и выносливым человеком, нужно тренировать мышцы потому, что у них есть интересная особенность – они очень послушные и одновременно ленивые. Если человек не делает зарядку, не занимается спортом, мало двигается, то его мышцы становятся вялыми, мягкими, слабыми – ленивыми. Человек быстро устает, становится неповоротливым, неуклюжим, слабым. Но если тренироваться, бегать, прыгать, делать зарядку – то есть двигаться, сразу можно почувствовать прилив сил и энергии. Это натренированные мышцы позволяют чувствовать нам себя сильными, ловкими, выносливыми.

– Что поможет это сделать? (Физкультура и спорт.) Конечно, и об этом никогда не надо забывать.

Игра малой подвижности «Как говорят части тела» (приложение 5).

– Итак, чтобы быть здоровым человеком, необходимо: знать свой организм, правильно питаться, т.е. употреблять в пищу полезные продукты, соблюдать правила питания, заниматься спортом.

– Ребята, а я знаю одного мальчика, который очень любит кушать овощи. Как вы думаете, это хорошо? Верно, ведь овощи очень полезны – ел он огурец, и огуречное семечко застряло между зубов. Потом помидорное семечко застряло. И тыквенное. И арбузное. И стал у мальчика не рот, а целый огород (демонстрация – приложение 4).

– Почему у мальчика во рту вырос огород? (Потому что он не чистил зубы).

Правильно, ребята, и Доктор Гигиена (демонстрация – приложение 4) всегда говорит, что с раннего детства важно беречь свои зубы, правильно ухаживать за полостью рта. Зубы покрыты эмалью, которая защищает их от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес). Дырка в зубе всегда больно, а еще больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам …. Поэтому необходимо ухаживать за полостью рта. Ответьте мне.

Игра с мячом «Скажи правильный ответ» (приложение 5). 

Молодцы! А полезно или вредно грызть зубами твердые предметы (орехи, косточки)? Одновременно есть слишком горячую и слишком холодную пищу?

– Умнички, все верно! А еще два раза в год надо посещать зубного врача – стоматолога.

Процедура ухаживания за зубами относится к личной гигиене. Ребята, а только ли во рту могут поселиться микробы (ответы детей).

Все верно. Очень важно как можно быстрее смыть грязь, попавшую на кожу. Иначе через поры внутрь проникнут микробы, и на коже появятся прыщики и трещины Неухоженная, грязная кожа не только опасна для всего организма, но и неприятна самому человеку и окружающим людям своим серым цветом и неприятным запахом.

– Какие предметы помогают нам справиться с грязью и микробами? (вода, мыло и чистое полотенце). Вот посмотрите, что изображено на картинках (приложение 2). Что это? Как, одним словом можно назвать эти предметы? (Предметы гигиены, или по уходу за собой). Сейчас я дам каждому один предмет, буду загадывать загадку, а тот, у кого в руках будет отгадка, поднимет эту картинку и назовет предмет.

Игра «Отгадай» (приложение 5).

После прогулки мы моем с мылом руки и умываем лицо, тем самым освобождаем нашу кожу от мелких, почти незаметных, но вредных и неприятных частичек грязи и пыли. Теперь кожа в безопасности. Посмотрите на свои кисти рук. Вы заметили те укромные уголки, где легко может спрятаться грязь? (Это пальцы, а точнее ногти.) Поэтому, когда моете руки, не забывайте особенно тщательно вычистить грязь из-под ногтей. Ваши ноготки должны быть всегда чистыми, подстриженными, должны заканчиваться наравне с подушечками пальцев. Это красиво и удобно.

– Когда следует мыть руки?

– Как надо правильно мыть руки? (Сильно намочить руки. Взять мыло. Намылить руки с обеих сторон, между пальцев и ополоснуть их чистой водой. Затем взять полотенце и насухо вытереть)

От простой воды и мыла
У микробов тают силы.

Какие советы Доктора Гигиены вы знаете?

  • Каждую неделю мой тело горячей водой с мылом.
  • Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.
  • Каждый день мой ноги и руки перед сном.
  • Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.
  • Закаляйся (обтирания, душ).

– Итак, о каких секретах здоровья мы сегодня с вами говорили? (правильное питание, занятие спортом, соблюдение личной гигиены). Ребята, а я хочу добавить еще один секрет, это внимательное и уважительное отношение ко всем окружающим. Тем самым, мы будем дарить людям радость, хорошее настроение и…здоровье! Согласны? Ведь и правда хорошее доброе слово, забота, внимание, любовь, помогают нам скорее выздороветь, когда мы плохо себя чувствуем. Я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки. (Проводится рефлексия по занятию: что понравилось, детям больше всего, что им запомнилось). Мне очень приятно было с вами сегодня работать. Вы все умнички и молодцы. Спасибо вам.

Игра «Комплимент» (приложение 5).

– Спасибо, ребята, мне было сегодня с вами очень тепло и радостно. Совсем скоро мы с вами, по совету Доктора Свежий Воздух, пойдем на прогулку. А сейчас я дам задание, которые вы должны выполнить (приложение 6).

Использованная литература:

  1. Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность. – В.: Учитель, 2010.
  2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. – М.: ВАКО, 2004.
  3. Павлова М.А. Формирование ЗОЖ у младших школьников. – В.: Учитель, 2009.
  4. Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5-8 лет. – Я.: Академия развития, 2003.
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика под ред. Буянова М.И. – М.: Просвещение, 1995.