1. Пояснительная записка
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным требованиям.
Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи:
- способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
- познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
- приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
- формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
- создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
- формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.
Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
- прямое обучение;
- показ;
- упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
- систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного
гигиенического воспитания – единство
требований со стороны взрослых. Ребенок
приобретает гигиенические навыки в общении с
воспитателем, медицинским работником, няней и,
конечно, в семье. Обязанность родителей –
постоянно закреплять гигиенические навыки,
воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно,
чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами
всегда их соблюдали.
Содержание программы представлено циклом
игровых тематических занятий (9 занятий на
учебный год) – 1 занятие в месяц, занятия включены
в серию познавательных, проводятся в I половине
дня. Работа, проводимая на специально
организованных занятиях, продолжается в
совместной деятельности взрослых и детей, и
самостоятельной деятельности детей, где педагог
создаёт и предлагает игровые проблемные
ситуации, совместно с детьми проживает
события и, в то же время, решает свои
педагогические задачи. В
календарно-тематическом планировании
представлена система работы с детьми и
родителями по вопросам воспитания к.г.н. у детей
второй младшей группы. В приложении представлены
примеры дидактических игр на формирование
гигиенических навыков, вопросы для
анкетирования родителей, подборка потешек,
используемых в режимных моментах.
Календарно-тематический план
Период | Собственно образовательная деятельность | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями |
Сентябрь | Познавательное развитие. Тема
«Наша группа». Задачи: |
Дидактические игры: «Что ты можешь о них
сказать?» Цель: познакомиться с предметами
гигиены и их использованием. Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком. Празднование дней рождения в группе. |
Игровые ситуации для сюжетной игры: – кукла Таня у нас в гостях; Ситуации для обсуждения: – как шапка поссорилась с курткой в шкафу. |
Анкетирование родителей <Приложение 1> |
Октябрь | Познавательное развитие. Тема
«Доброе утро, расчёска!» Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней. |
Дидактические игры: «Перемешанные
картинки». Цель: закрепить и проверить
культурно-гигиенические навыки. Празднование дней рождения в группе (регулярно). |
Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: – внесение игровой ситуации (куклы Таня и Маша собираются на праздник). |
Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?» |
Ноябрь | Познавательное развитие. Тема «Как
мы кормим Хрюшу и Степашку» Цель: – формировать умение сервировать стол,
умение действовать по алгоритму; |
Чтение сказки К. Чуковского «Федорино
горе». Просмотр м/ф «Федорино горе». Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе». |
Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу». | Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых». |
Декабрь | Познавательное развитие. Тема
«Умывание каждый день» Цель: закрепить
навыки детей в умывании, в знании предметов
туалета и их назначении; |
Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», просмотр м/ф «Мойдодыр», инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета). | Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: –
внесение игровой ситуации «К нам пришла
Замарашка». Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек. |
Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!» <Приложение 3> |
Январь | Познавательное развитие. Тема
«Купаться любят все» Цель: вызвать интерес к выполнению к.г.н., побуждать детей к постоянному их соблюдению. |
Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел». | Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?» <Приложение 3> | |
Февраль | Познавательное развитие. Тема
«Приглашаем куклу на чай» Цель: формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом. |
Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. <Приложение 2>. | Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости». | Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!» |
Март | Познавательно развитие. Тема
«Вместе с куклой на прогулку» Цель: – закрепить выполнение алгоритма одевания
одежды; |
Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года). | Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место». | Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). <Приложение 4>. Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать». |
Апрель | Познавательное развитие. Тема
«Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…» Цель: – развивать умения свободно
пользоваться предметами постельного белья,
применять их по назначению, называть правильно; |
Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки. | Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать». | Мастер-класс для родителей «Изготовление народной куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал». |
Май | Познавательное развитие. Тема
«Водичка, водичка…». Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки. |
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». | Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях» | Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра». |
3. Планируемые результаты
Дети
При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:
– ребёнок способен самостоятельно выполнять
доступные возрасту гигиенические процедуры и в
детском саду и дома;
– самостоятельно или после напоминания
взрослого соблюдает элементарные правила
поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о
необходимости соблюдения правил гигиены в
повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять
его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием и интересом принимает
участие в играх, направленных на формирование
культурно-гигиенических навыков.
Родители
– родители готовы и способны активно
взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам
воспитания культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни
группы;
– проявляют личную заинтересованность в
согласовании требований к воспитательному
процессу; высказывают рекомендации, идеи по
обеспечению эффективности воспитательного
процесса;
– проявляют живой интерес к результатам
достижений ребенка в освоении
культурно-гигиенических навыков;
– осознают особенности организации
образовательного процесса и их влияние на
развитие компетенций ребёнка, его личностных
качеств.
4. Способы и формы оценки результата
Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения рабочей программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков).
Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей.
Методы изучения результативности
- Наблюдение за детьми.
- Анкетирование родителей.
- Беседы.
Способы фиксации данных обследования
- Протоколы наблюдений.
Способы обработки результатов
- Обобщение результатов в таблицы.
Периодичность мониторинга: 2 раза в года (на начало и конец года).
Таблица. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей.
Имя, фамилия ребёнка | Сформированность навыка мытья рук (в баллах) | Кол- во баллов | Сформированность навыка
опрятной еды (в баллах) |
Кол-во баллов | Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах) | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
Примечание.
Навыки мытья рук и личной гигиены включают
умение:
1. Мыть лицо, уши, руки
2. Закатать рукава;
3. Смочить руки;
4. Взять мыло, намыливать до
появления пены;
5. Смыть мыло;
6. Сухо вытереть руки,
аккуратно сложить полотенце и повесить в свою
ячейку;
7. Пользоваться расческой.
Навыки опрятной еды включают умение:
1. Правильное пользование
столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с
закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным
ртом;
5. Тихо выходить по окончании
еды из-за стола;
6. Благодарить;
7. Пользоваться только своим
прибором.
Навыки снимания и надевания одежды в
определенном порядке включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
4. Снять рубашку и аккуратно
её повесить на брюки;
5. Снять обувь;
6. Снять колготки, повесить на
рубашку (платье);
7. Надеть в обратной
последовательности.
Критерии оценки:
3 балла – правильно выполненное действие;
2 балла – действие выполненное с небольшими
неточностями;
1 балл – неумение выполнять действие.
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков
Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки
сформированы прочно;
Средний уровень (62-40 баллов) – один и более
навыков, находятся в стадии становления;
Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков
не сформированы.
5. Список используемой литературы
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
- Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Пашкевич Т.Д. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
- Пашкевич Т.Д. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к математике: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.