Открытый урок окружающего мира на тему "Про воду". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами;
  • прививать навыки здорового образа жизни;
  • учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков,  «Тесты к учебнику для 2 класса» А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова; схемы: загрязнение воздуха, три состояния воды; диаграммы: состав воздуха, соотношение соленой и пресной воды на Земле; карточки со словами для составления предложения; фотографии с изображением красоты воды, запись на аудиокассете: шум ручья,  моря.

ХОД УРОКА

– Каждый из нас получает в дар от природы удивительную вещь – организм, который хорошо умеет приспосабливаться к окружающей среде. Люди, порой, не ценят то, что дается даром. Например, здоровье. Сама мать природа позаботилась о нас, создав бесплатных докторов, помогающих сохранить наше здоровье. Об одном из таких докторов мы говорили на прошлом уроке. Что это за доктор? (Доктор Воздух)
Чистый воздух – одно из главных богатств природы. Может ли человек прожить без него?
(Человек не может прожить без воздуха и трех минут.)

Проверим домашнее задание в тетрадях.

Тест № 37. (Ответ: воздух – часть неживой природы.)
Тест №  39 (Ответ: воздух нельзя увидеть)

Продолжите мое высказывания:

  • «Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер это движение воздуха.)
  • Невидимку можно услышать, если … (взять игрушку с пищалкой, нажать на нее. Из игрушки выходит воздух через маленькое отверстие, вот и раздается писк)

– Перечислите свойства воздуха. Какой он? (Бесцветный, прозрачный, занимает все пространство,  упруг и сжимаем)
– Что входит в состав воздуха? (Азот, углекислый газ, кислород, пары воды)

Во время ответа ученика учитель выстраивает диаграмму на доске:

– Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания? (Кислород)
– Человек вдыхает… (кислород), а выдыхает … (углекислый газ)
– Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать?
– Вспомним стихотворение, которое мы выучили на прошлом уроке.

Чтоб здоровье было в норме
Надо воздух освежать.
И проветривать почаще,
Пыль почаще протирать.

На доске схемы: проветривание, влажная уборка

– Какие советы давал  нам доктор Воздух   для укрепления здоровья? (Нужно больше гулять на свежем воздухе, спать с открытой форточкой, закаляться, принимая воздушные ванны)

– Сегодня для вас приготовил вопросы Почемучки Максим.

  • Что находится в стакане? (в руках держит стакан) (Воздух)
  • Что такое сквозняк и надо ли его бояться? (Если дети не могут самостоятельно ответить, то Максим дает правильный ответ: Если в помещении открыта одновременно форточка и дверь, то возникает сильное движение воздуха. Его обычно называют сквозняком. При сильном сквозняке очень быстро отводится тепло с поверхности тела. Это приводит к быстрому переохлаждению и может вызвать простуду.)
  • Когда мы устраиваем сквозняк, проветривая комнату, чтобы не простудиться, что необходимо сделать? (Выйти из комнаты)

– Дышать загрязненным воздухом вредно. Там, где воздух загрязнен, люди чаще болеют. Слово экологам.

Всему живому нужен чистый воздух. К сожалению из труб заводов и фабрик в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется / прикрепляется схема/
Необходимо, чтобы на заводах и фабриках работали специальные установки, которые улавливают вредные вещества
Воздух отравляется выхлопными газами автомобилей /схема/
В машинах вместо бензина нужно использовать газ или электричество. Лучше для здоровья – ездить на велосипеде /схема/
Вредный дым попадает в воздух при сжигании мусора /схема/
Мусор надо не сжигать, а перерабатывать на специальных заводах /схема/

                     

– Ребята, а эта схема что обозначает?

(Надо сажать деревья, потому что они забирают углекислый газ, а дают кислород)

– Спасибо экологам за информацию.
– Как называется наше предприятие в деревне Губино, где изготавливают воздухоочистительные установки? (Эковент)
– Молодцы, многое вы уже знаете о воздухе.

Физминутка

Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
Раз, два, три, четыре, пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

– Сегодня мы познакомимся с еще одним доктором, который помогает нам сохранить свое здоровье. Это доктор Вода. Может ли человек, животное, растение прожить без воды? Слово биологу.

Человек без воды может прожить не больше 5 дней. Организм человека, в том числе мозг, кровь, больше на половину состоит из воды. Если человек весит 70 килограммов, то в нем 50 килограммов воды, или 4 ведра.
Чтобы хорошо себя чувствовать, человек в сутки должен выпивать около трех литров воды.
Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов.
Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

На доске  карточка со словами 

Вода – это

– Значит, вода – это жизнь.

Выставляется карточка со словом

жизнь

– Вы, наверное, догадались, что у меня в стакане? (Вода)
– Воду можно перелить в банку и обратно. (Учитель демонстрирует.)
– Почему? (Она текуча. Вода – жидкость.)
– Всегда ли она жидкая?
– Вода может находиться в трех состояниях и первое из них – жидкое.
– Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет? (Замерзнет, превратится в лед) Лед – это вода в твердом состоянии.
– Летом вы наверняка наблюдали картину: прошел дождь, образовались лужи. Выглянуло солнце, и лужи высохли. Куда делась вода? (Испарилась) Мы говорим,  испарилась, то есть превратилась в пар – крохотные капельки, такие маленькие. Что их и не видно. Это газообразное состояние воды.

В процессе объяснения  учитель на доске выстраивает схему:

– Повторим три состояния воды (Твердое, жидкое, газообразное)
– Вода в природе – это море, река… Продолжите (океан, лужа, ручей, родник, дождь)

Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки:

  • Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)

  • Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)

  • Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)

  • В огне не горит, и в воде не тонет. (Лед)

  • Похож я с виду на горох,

  • Где я пройду – переполох. (Град.)
    И не снег, и не лед,

  • А серебром деревья уберет. (Иней)

  • Заря-зареница
    По миру ходила,
    Слезу уронила.
    Месяц видел,
    Солнце скрыло. (Роса)

  • Молоко над речкой плыло,
    Ничего не видно было,
    Растворилось молоко,
    Стало видно далеко. (Туман)

  • Белая простыня
    По небу плыла. (Облако)

Вопрос Почемучки: Что общего и в чем разница между облаками и туманом? (И облака, и туман состоят из мельчайших капелек воды. Разница между ними заключается в том, что облака образуются высоко над землей, а туман – над поверхностью земли)

– Воды на земном шаре много, об этом мы говорили, рассматривая глобус. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.

Большая часть на нашей планете – соленая вода, и совсем небольшая часть – пресная вода. Поэтому с водой нужно обращаться бережно, не тратить напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.
– Можно пить воду сразу из под крана? (Нет, она не совсем чистая, надо пить отфильтрованную воду или отстоявшуюся  и кипяченую)

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым, трубочистам
Стыд и срам,
Стыд и срам.

– Из какого произведения этот отрывок? (К.И.Чуковский « Мой до Дыр»)
– Для чего моется человек? (Вода очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы)
– Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются глисты)
– Правильно, чистота – залог здоровья.
– Повторяйте за учителем все хором стихотворение, которое возможно слышали от мамы в детстве:

Водичка, водичка.
Умой мое личико.
Чтоб глазки блестели.
Чтоб щечки краснели.
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок.

– Послушаем советы доктора Вода. (Ребенок перечисляет советы)

  • Раз в неделю мойся основательно.
  • Утром после сна мой руки, лицо, шею, уши.
  • Каждый день мой ноги, руки перед сном.
  • Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета,  игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездке в транспорте.
  • Если хочешь быть здоров – закаляйся.

– Закаливание водой можно начать с обтирания или обливания. Для первого обливания температура воды должна быть 33 градуса. Через день снижай температуру на один градус. После обливания хорошо разотри тело сухим полотенцем. А обтирание проводят смоченным полотенцем. Полезен для организма контрастный душ, то есть поочередное обливание то теплой, то холодной водой. Летом закаливает купание в реке, море.

Физминутка

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.

– Зачем мы должны мыться, закаляться? (Чтобы быть здоровым). Значит вода – это здоровье. (Учитель устанавливает карточку)

здоровье

– А еще вода – это помощник.

помощник

– Об этом расскажет нам Ульяна.

Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. Без воды не могут работать заводы и фабрики. Например, для изготовления одного килограмма бумаги нужно 250 килограммов воды. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество.

– Откройте учебник на странице 42, на последней картинке изображена гидроэлектростанция. Рассмотрите схему, которую нарисовал Сережа  на странице 43. Прочитайте первое задание под схемой. (Объясни, что хотел показать Сережа своей схемой? – Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку. Нельзя это делать.)
– Чтобы вредные вещества с заводов и фабрик не попадали в воду необходимо строить очистные сооружения.
– Как еще человек загрязняет воду? (Бросает мусор, моет машины)
– Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашей Размывке? (Не бросать мусор, собрать мусор на берегу) Надеюсь, вы так и будете поступать.
– А вы знаете, что с повышением температуры в воде резко уменьшается содержание кислорода, а без него не могут жить ни рыбы, ни растения. Вот почему так важно следить за тем, чтобы в реки не попадала теплая вода с фабрик, заводов, теплоэлектростанций.
– Послушаем стихотворение-загадку, где вы должны досказать последнее словечко.

Ученица читает стихотворение.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо
Человеку умирать.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели;
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без … (воды)

– Ребята, а вы любите отдыхать у воды? Почему? (Учитель раскрывает фотографии, на которых запечатлены ручей, озеро, водопад, море…)
– Все воды прекрасны. Тихие пруды и озера, реки и заводи. Они ласкают взор,
умиротворяют, несут живительную прохладу. Можно часами любоваться многоцветием, изменчивостью воды.  Воды не только видимы, но и слышимы. Они создают музыку планеты.

(Звучит шум ручья, моря)

Вода – это красота.

красота

– Многое мы сегодня говорили о воде. Давайте сделаем вывод из всего сказанного. (Учитель  обращает внимание детей на предложение, которое было составлено в течение урока.)

Вода – это жизнь, здоровье, помощник, красота.

– Поэтому как надо обращаться с водой? (Воду надо беречь.)

Выставление оценок.

Домашнее задание: страницы учебника «Про воду» 42-45, тесты № 41,42; по желанию составить рассказ о красоте воды (по своим наблюдениям)