Цели урока:
- развивать умение различать предлоги и приставки;
- формировать умения отличать предлоги от приставок;
- дать понятие о единообразном написании приставок;
- формировать орфографическую зоркость;
- развивать речь, память, мышление.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Вступление в тему урока.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова правила пришли,
Чтоб порядок навести.
– Дружно встали. Улыбнулись друг другу!
Садитесь!
– Чтобы чему-то научиться, надо быть дружными,
активными и внимательными.
2. Постановка учебной цели
На доске ряд букв: ПЗРИМСТРАВФКИОПРЖЕДЯЛОГИ.
Прочитайте тему урока. «Приставки и предлоги».
– Сегодня на уроке мы вновь займёмся
словообразованием. Как вы думаете, что мы имеем
ввиду под словом «словообразование»?
3. Упражнение в чистописании
– Начнём с чистописания, для того, чтобы размять руку и настроиться на работу.
Знайка дорожкой бежит, незнайка на печке лежит.
4. Повторение пройденного
Учитель: Что вы уже знаете о приставках?
Ученик: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
– Подберите к словам однокоренные слова с приставками. Выделите приставки.
Бегать, лежать, писать.
У: Для чего служат предлоги?
Ученик: Предлоги служат для связи слов в предложении.
У: Как отличить приставку от предлога?
Ученик: Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос.
У: В каких случаях написание приставки вызывает затруднение?
– Вспомним, какие части речи обычно
употребляются с предлогами, какие с приставками.
– Что мы знаем о написании приставки и корня?
– Как определяем приставку в корне? (Методом
подбора однокоренных слов.)
– Пользуясь правилами, мы сейчас выполним
следующее задание: Спишите, раскрывая скобки.
Выделите приставки. Подчеркните предлоги.
(От)тащил (от) лужи), (с)лез (с)дерева, (за)шло
(за)тучу, (по)ехали (по)дороге,
(под)прыгнул (под)потолок, (во)шёл (во)двор,
(при)грелся (при)кухне, (до)тащил (до)города,
(в)полз (в)щель, (на)брёл (на)избушку, (над)строил
(над)чердаком.
ВЗАИМОПРОВЕРКА
У: Если задание выполнено, верно, поставьте +зелёной ручкой на полях. (Один ученик комментирует на оценку! )
5. Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в сторону развёл,
Повернулся и пошёл.
6. Выборочное письмо
– Я повторю слова физкультминутки, а вы запишите лишь слова с приставками.(Потянулся, нагнулся, развёл, повернулся, пошёл)
7. Закрепление
– Спишите пословицы, раскрывая скобки. Выделите приставки. Подчеркните предлоги и слова, с которыми они связаны.
(Без)донную бочку водой не (на)полнишь. Труд и (на)кормит и (на)учит. (На)говорил столько, что (в)шапку не (со)берёшь. Хорошее слово (до)сердца дойдёт. (С)лодырем (по)ведёшься , горя (на)берёшься. (Со)счастьем хорошо и по грибы ходить.
8. Итог урока
У: Домашнее задание: Записать
словарное слово берёза с разными предлогами.
У: Чему учились на уроке? Какие задания
вызвали у вас затруднения?
– Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте на
полях нужный значок.
– Молодцы! Урок окончен. Спасибо за урок.