Задачи урока:
- активизировать имеющиеся знания у учащихся; развивать орфографические умения;
- развивать у учащихся психических механизмов: памяти, внимания, мышления, воображения;
- пополнить словарный запас учащихся;
- формировать любознательность;
- учить решать творческие задачи.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями для учащихся, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок развития творческих способностей. Наш урок будет построен на основе знаний русского языка, математики, окружающего мира. Итак, с каким настроением вы пришли на урок (Пиктограмма)
II. Буквенный диктант
[Ф] – глухой согласный звук. Запишите парный
звук. ([в])
– Вторая буква в слове петух. (е )
На шесте висит дворец,
Во дворце живет певец.
Как зовут его? (Скворец)
– Запишите первую букву. Найдите лишний звук в
данном ряду звуков: [ о], [ы],[ н], [и],[ у]. ( н ) – ча-ща
пиши с буквой…(а)
– Прочитайте тему урока: Весна.
– Весна в Магадане продолжается до начала
цветения шиповника.
(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение А.Толстого)
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес в зеленый дым одетый
Теплых гроз не терпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет.
II. Интеллектуальная разминка
- Третий месяц у ворот – Это к солнцу поворот. (Март)
- Будущий цветок. (Бутон)
- Какие жуки носят название того месяца ,в котором появляются (Майские)
- Сколько ног у жука (6)
- Какой цветок с весной появляется из-под снега (Подснежник)
- Кто входит в окно, не ломая его (Солнечный луч
- Рыжие пятна на полянах, апрельские веснушки… (проталины)
- На солнце худеет и тает. (сосулька)
- Апрель! Апрель! На дворе звенит – (капель)
- 5 месяц года, который оканчивается на й. (Май)
III. Логически-поисковое задание
Идет Весна По городу!
Весна Мартовна Подснежникова,
Весна Апрелевна Скворечникова,
Весна Маевна Черешникова. Ю.Мориц.
– Почему у Весны три отчества?
– Найдите схему для имени каждого весеннего месяца.
( – соответствует одному звуку)
– Назовите их в нужном порядке.
– Запишите. Май, апрель, март.
– Что общего в этих словах? (Название месяцев,
все месяцы весенние, во всех словах есть буква а)
– Чем отличаются эти слова ? (Количеством букв)
– Какое слово может быть лишним? (Апрель – 2
слога, звуков меньше, чем букв.)
– Назовите слово, в котором все согласные
звонкие.
– Назовите слово, в котором все согласные
твердые.
– Прочитайте фамилии Весны и объясните, как они
образовались.
– Подснежникова, Скворечникова, Черешникова.
– В природе бывает три весны: весна света, весна
воды, весна травы.
IV. Гибкость мышления
– Ответ записывать цифрами.
– Сколько сторон у треугольника?
– Сколько хвостов у собаки?
– Цифра, похожая на букву З
– От любимой отметки ученика отнять 4 – cколько
останется?
– От количества цветов радуги отнимите
количество лап у кошки. Запишите сколько
осталось.
– Запишите цифру вроде буквы О.
– Из записанных цифр составьте двузначные числа.
(31, 30, 31)
– Как вы думаете, как эти числа связаны с темой
урока? (В марте и в мае 31 день, а в апреле – 30
дней.)
– Какой идет год? (2010)
– Кто может написать это число?
V. Внимание, быстрота реакции
У ребят индивидуальные карточки.
– Как можно быстрее запишите слова, которые кроются под следующими числами.
А | В | Г | Е | Б | К | О | Р | С | Ч | Ц | Й | Л |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
3 8 1 10 9 6 2 7 8 4 11 2 7 8 7 5 12 9 7 13 7 2 4 12
грач скворец воробей соловей
– Что общего в этих словах? (Обозначают
предмет, отвечают на вопрос кто, название птиц,
первая буква согласная) – Что различного? (Количество
слогов.)
– Кто лишний? (Воробей, зимующая птица.)
VI. Физминутка
Бабочка
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – Росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три качнулась и проснулась,
И к цветочкам полетела.
VII. Письмо по памяти
Птицы рады солнцу и весне. Орфографическая работа. Запись учащимися предложения. Проверка.
VIII. Развитие речи
Ребята дома подготовили пословицы, поговорки о
весне. Соревнования по группам. Кто больше
подготовил пословиц и поговорок.
Работа в группах. Придумайте сами загадки о
весне, о весенних цветах, о весенней капели,
ручейках. (Я от солнца плачу, не могу иначе.)
IX. Творческое задание
Работаем в рабочей тетради «Окружающий мир» с. 53.
– Ребята, раскрасьте картину так, чтобы зима на ней превратилась в весну.
Взаимопроверка.
X. Итог урока
– Все молодцы!
– Покажите, какое настроение у вас сейчас.
(Пиктограмма.)