Цель: создание условий для
- сопоставления образа Снегурочки в разные времена,
- развития речи и образного мышления,
- эстетического воспитания детей.
Задачи:
- совершенствовать знания о композиции рассказа;
- совершенствовать умение составлять рассказ на заданную тему;
- предложить для просмотра фрагмент мультфильма «Снегурка»;
- предложить для прослушивания фрагмент «Лебединого озера» П.И.Чайковского»;
- рассмотреть мифологическую сущность Снегурочки;
- обогащать словарный запас учащихся;
- расширить знания учащихся об образе Снегурочки в русской культуре;
- воспитывать любовь и интерес к народной культуре;
- развивать творческие способности детей.
Оформление урока:
– М/ф «Снегурочка» по мотивам рус. нар.
сказки «Снегурка» – отрывок;
– видеомагнитофон,
– «Лебединое озеро. Сцена» – П.И.Чайковский;
– магнитофон,
– портрет Васнецова;
– репродукция с картины В. Васнецова
«Снегурочка», 1899;
– репродукции с картин М. Врубеля, Н.Рериха, О.
Канищевой, А.Савина, Н. Базарова, К. Адрианова;
– тексты о Снегурочке,
– мультимедийная Презентация,
компьютер, проектор.
Тип урока: урок развития речи, урок творчества с использованием ИКТ.
Компетенции: учебно-познавательная, языковая, коммуникативная, культурологическая.
Содержание урока:
1. Оргмомент. Мотивация
Звучит негромкая медленная инструментальная музыка.
- За окном зима. Ребята, представьте, что мы с
вами снежинки. Вот пошел снег, снежинки весело
кружатся в воздухе, постепенно опускаясь на
землю. Вот опустились хрупкие, нежные снежинки (садятся
девочки), за ними сильные и побольше (садятся
мальчики).
Все снежинки оказались на земле и заснули.
Тихо все вокруг, наступила звездная ночь. Но с
восходом зимнего солнца снежинки начали
просыпаться, они обрадовались морозному утру,
улыбнулись солнышку и друг другу и сказали:
«Доброе утро!»
– Вот и я рада вас видеть , ваши улыбки, и, надеюсь,
сегодняшний день принесет нам всем радость
общения друг с другом. Удачи вам!
2. Определение темы. Целеполагание
– Сегодня мы продолжаем тему, которую
изучали на предыдущем уроке развития речи:
«Рассказ на основе картины». Внимательно
посмотрите на тему. Что вы можете сказать о ней?
Какие задачи мы поставим перед собой?
– Кто же станет героем нашего урока?
Просмотр фрагмента из м/ф «Снегурка» – видеозапись.
– О ком эта сказка? Как сформулируем тему урока? «Снегурочка вчера и сегодня».
3. Сообщение цели:
Слайд 1
– Сегодня мы попробуем разобраться в отношениях наших предков к Снегурочке и в своем собственном ее понимании.
4. «Лови ошибку» (Cлайд 2)
(Cстук в дверь, входит Снегурочка):
Как приятно, малыши, когда ждут вас от души!
Мой маршрут над городами, над Москвой, над хуторами.
Вместе с бабушкой Ягой я являюсь к вам с весной,
С далью голубою, с талою водою,
С золотистым гребнем, с изумрудным стеблем,
С раскатистыми грозами, с зелеными березами.
С Бабой Ежкой мы дружны,
Но только мы на вид просты.
Любим мы гостей встречать,
Шуткой злою развлекать.
У вас бываю я зимой
В шубке теплой меховой,
С Новым Годом поздравляю,
Счастья, радости желаю.
Но когда откружится Новогодний этот вихрь,
Останется лишь лужица от радостей моих...
Ой, спешу я, извините... (уходит)
Учитель: Что-то происходит со Снегурочкой, что-то тут не так. Не заметили ли вы путаницы в ее речах?
Ошибки: пришла с Бабой Ягой, пришла с весной, с Бабой-Ягой дружны, злая шутка.
– Насколько мы были правы, узнаем к концу урока, вернувшись к нашим записям.
5. Словарная работа (Cлайд 3)
– Кто же такая Снегурочка?
Снегурочка – сказочная снежная девушка, растаявшая весной. (Словарь Ожегова).
– Как ласково называют еще Снегурочку? (Слайд 4)
Снегурочка – Снегурка – Снегурушка
– Каков характер этого слова? (+)
6. Работа с текстами (Cлайд 5)
– Какой представляли Снегурочку наши предки? Это мы можем узнать из сказок, разных мифологических статей.
Последовательно работая с текстами, оформляем запись. (Слайды 6-8)
(У детей на столах – напечатанные тексты)
СНЕГУРОЧКА: вместе с детьми составляем схему, затем проверяем, дополняем по слайду 9.
- Сказочный персонаж
- Сожаление о Зиме
- Из снега
- Полна прохладной прелести
- Красивая Печальная
- Боится солнца
- Дочь Мороза
- Холодная
- Тает от огня
- Радуется снегу и холоду
7. Работа с репродукциями и муз. записями. (Слайд 10)
– Какие изображения близки Снегурочке из сказок и мифов? (1, 2, 8, 9 – Канищева, Васнецов, Рерих, Врубель)
– Какие чувства вызывает образ Снегурочки?
(Слайд 13)
В 1873 году А. Н. Островский написал пьесу «Снегурочка. Весенняя сказка». В 1881 году композитор Римский-Корсаков создал по этой пьесе оперу «Снегурочка». Героиня погибает от огня любви.
(Слайды 11, 12)
– Каким настроением проникнуты эти сцены?
8. Какой мы видим Снегурочку сегодня?
– Какие изображения Снегурочки соответствуют
нашим сегодняшним представлениям о ней?
– Какая на них Снегурочка? (Веселая)
(Слайды 13, 14)
Снегурочка
- С Дедом Морозом
- Ласковая
- Добрая
- Поздравляет с праздником
- Вестница радости
9. Возвращение к этапу «Лови ошибку»
– Правильно ли мы указали ошибки, допущенные нашей гостьей?
10. Прослушивание отрывка из а/з «Лебединое озеро. Сцена» (Слайд 15)
– Что объединяет этот танец с темой урока? (Хрупкость, нежность)
(Слайд 16)
– Что мы видим на репродукции картины? (Снегурочка скорее похожа на обыкновенного человека)
(Слайд 17)
– Вспомните композицию рассказа. Какому разделу композиции может соответствовать данная сцена? (Любому)
11. Творческая работа (Слайд 18)
Слушая музыку, опишите свои впечатления, то, что
вы себе представляете в этот момент.
Какой мы видим Снегурочку на картине Васнецова?
Опишите ее. Как вы думаете, что предшествовало
моменту, запечатленному на полотне? Что
произойдет позже?
(Распечатка задания и репродукция картины на
каждой парте)
Обратите внимание на требования к работе
по картине. Вашу работу будет сопровождать
музыка.
12. Озвучивание работ
13. Итог урока. Рефлексия.
Закончите предложение. (Слайд 19)
ТЕКСТЫ К УРОКУ
Снегурочка – милый, трогательный персонаж
народных сказок. В них она предстает красивой и
немного печальной. Ее радует снег и холод, и
пугает Солнце, от горячих лучей которого она
тает. Снегурочка вызывает жалость и симпатию. В
ее образе воплотилось сожаление народа об
уходящей Зиме, которая хоть и сурова, но несет в
себе много радости и веселья.
Энциклопедия обрядов и обычаев
Снегурочка – дочь Мороза. Иногда живет летом у людей. В ночь на Ивана Купалу прыгает через костер и тает.
Словарь «Мифологические существа»
История девочки Снегурочки, вылепленной из
снега и любившей только дождь да град, которому
она радуется, «будто меньшему брату»,
закачивается печально: прыгнула она через костер
– и растаяла, как тает снег под солнцем: «только
эхо в лесу откликнулось!»
Сказки всегда рисуют Снегурочку печальной
белолицей красавицей, полной неизъяснимой
прохладной прелести.
Словарь славянской мифологии