ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
В общих чертах закономерности психического развития детей нормы и детей с отклонениями в развитии совпадают. Однако развитие координации двигательной системы у детей с ЗПР отягощается нескоординированностью психических процессов между собой: сосредоточения и распределения внимания, анализа и обобщения в мышлении, мышления и внешнего действия. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности, и как следствие, появляются трудности в овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность, благодаря её доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.
Лепка может являться одним из основополагающих видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников с задержкой психического развития, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ними. Аппликация предоставляет широкие возможности для развития моторики рук через работу с ножницами и кисточкой, разнообразными действиями с бумагой, с тканью, с яичной скорлупой, соломкой, засушенными растениями, тополиным пухом и т.п., за счёт разглаживания и придавливания заготовок пальцами, удаления излишек клея салфеткой. В процессе рисования развивается ручная умелость при использовании разных техник изображения и соответствующим им способам держания карандаша или кисти, рациональным приёмам их использования, в зависимости от плавности и непрерывности движений, а так же их направления, что благоприятно способствует развитию мелкой моторики. В процессе работы с различными инструментами и материалами развивается координация, дифференцированность, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет большое значение для подготовки руки к письму.
Доказано, что развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность и зависит не только от физической зрелости коры головного мозга, но и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают, следовательно, необходимо проведение коррекционно-развивающей работы направленной на устранение недоразвития мелкой моторики.
Разработанная серия коррекционно-развивающих занятий по изобразительной деятельности, в наибольшей степени отвечает особенностям познавательной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития и оказывает эффективность на развитие моторики детей.
Изобразительная деятельность: лепка, аппликация, рисование, в процессе которых ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, позволят преодолеть имеющиеся трудности и обеспечат подготовку руки ребёнка с задержкой психического развития к обучению в школе.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель программы: Коррекция и развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в разных видах изобразительной деятельности.
Задачи:
- Воспитывать у детей с ЗПР интерес к разным видам изобразительной деятельность с использованием нетрадиционных технологий. Учить применять их на практике.
- Развивать мелкую моторику и речь детей с ЗПР, умение выразить своё отношение к увиденному или сделанному словами. Обогащать и активизировать словарь.
- Формировать художественный вкус, разнообразные сенсорные эталоны, адекватную самооценку своих способностей, уверенность в своих возможностях.
- Содействовать творческому развитию личности ребенка, его свободному творческому самовыражению, способствовать развитию любознательности и познавательной активности.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ
Наглядные методы:
– показ способов действия с инструментами и
материалами;
– предъявление наглядных пособий.
Словесные методы:
– анализ выполненных работ;
– объяснение способов действия с инструментами
и материалами;
– использование художественного слова.
Практические методы:
– обучение способам лепки, аппликации и
рисования;
– индивидуальный подход к детям с ЗПР с учетом
особенностей их психики, эмоционального и
интеллектуального развития;
Игровые методы:
– сюрпризные моменты, игровые ситуации;
– пальчиковые игры, динамические упражнения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из 3 разделов, работа по которым продолжается в течение года с детьми старшего дошкольного возраста.
1 раздел:«Чудо лепка» – знакомит детей
с пластичными материалами, с различными
способами и приёмами работы с ними. Дети с ЗПР
закрепляют умение действовать со стекой.
Продолжается работа по формированию умения
воспринимать красоту пластичной формы
предметов, соотношение их частей. Работая с
пластичными материалами (глиной, пластилином,
фольгой, солёным, бумажным и опилочным тестом)
дети используют различные приёмы: скатывание,
раскатывание, сплющивание, вдавливание,
оттягивание, прищипывание и т.д.
При этом у них развивается мелкая моторика,
гибкость кончиков пальцев. Для раскрашивания и
росписи изделий дети используют краски:
акварель, гуашь, акрил, темперу.
2 раздел: «Бумажная фантазия» – предоставляет широкие возможности для развития мелкой моторики через разнообразные действия с бумагой в процессе аппликации. Дети с ЗПР знакомятся с разными техниками работы с бумагой: сминание, скатывание, разрывание, скручивание, сгибание, разрезание. Работа по этому разделу развивает умение выделять целое и его части, детали, их пространственное расположение.
3 раздел: «Магия красок» – направлен на формирование у детей с ЗПР устойчивого интереса к изобразительной деятельности. Он способствует обогащению сенсорного опыта и развитию мелкой моторики. Дети знакомятся с доступными нетрадиционными изобразительными технологиями, с необычными орудиями и средствами рисования (рука, палец, печатки из овощей, поролона и т.д.), а так же с декоративной росписью. На занятиях продолжается работа с детьми по развитию чувства формы, цвета, пропорции и художественного вкуса.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
- Занятия проводятся 1 раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
- Продолжительность занятия – 30 минут.
- Занятие проводится по подгруппам (до 5 детей в одной подгруппе).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате занятий по программе «Умелые ручки» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР предполагаются следующие результаты:
- Развитие мелкой моторики и речи детей.
- Расширение и закрепление у детей ЗПР знаний и представлений об окружающем мире.
- Совершенствование у детей ЗПР умений и навыков работы с различными инструментами и материалами (карандашами, кистями, ножницами, глиной, пластилином, солёным тестом, бумагой, фольгой и т.п.).
- Формирование художественного вкуса.
- Развитие творческих способностей у дошкольников с ЗПР.
- Улучшение всех психических процессов у дошкольников с ЗПР: восприятия, памяти, мышления, воображения.
- Повышение самооценки.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Диагностика проводится два раза в год – первая неделя сентября, а также четвертая неделя мая индивидуально с каждым ребёнком, используются диагностические методики для определения уровня развития мелкой моторики и координации рук: «Домики» Н.И. Гуткиной, «Дорожки» Л.А. Венгера, «Узоры» и «Линии», «Стежки», «Фигуры» В. Мытацина. Уровень сформированности навыков и умений рисования, лепки и аппликации определяется на специально разработанных занятиях (Приложение 1).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ДИАГНОСТИКИ
для выявления уровня сформированности навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Время проведения |
Раздел программы. Тема занятий |
Сентябрь. Первая неделя месяца. |
1 раздел «Чудо лепка» Тема: «Весёлое солнышко» (лепка из соленого теста). 2 раздел «Бумажные фантазии» Тема: «Букет цветов» (аппликация: обрывание + сгибание + скатывание) 3 раздел «Магия красок» Тема: «Сказочные цветы, необычной красоты» (рисование пальчиками). |
Май. Последняя неделя месяца. |
1 раздел «Чудо лепка» Тема: «Мой портрет» (барельеф из соленого теста). 2 раздел «Бумажные фантазии» Тема: «Ваза с цветами» (аппликация: обрывание + сгибание + скатывание) 3 раздел «Магия красок» Тема: «Потерялись кисти» (использование знакомых способов). |
Навыки и умения определяются по разработанным для каждого раздела критериям (Приложение 2).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Сентябрь | Диагностика (3 часа) | 1. Рисование узоров хохломы «Цветочки, ягодки» | 2. Предметная аппликация «Дары осени» | 3. Горельеф из полимерной глины «Фрукты на блюде» |
Октябрь | 4. Аппликация «Ветка с осенними листьями». | 5. Лепка из солёного теста «Яблонька» | 6. Рисование-печать листьями «Осенний пейзаж». | 7. Лепка из глины. Дымковская игрушка «Барышня» |
Ноябрь | 8. Роспись дымковской игрушки «Барышня» | 9. Аппликация из бумажных шариков «Кошечка» | 10. Лепка из бумажного теста «Уточка» | 11. Рисование пластилином на стекле «Бельчонок» |
Декабрь | 12. Аппликация обрыванием «Зима в лесу» | 13. Лепка по мотивам Тверской игрушки «Жар-птица» (пластилин) | 14. Рисование + нетрадиционные технологии «Снегурочка» | 15. Рисование руками + аппликация«Новогодняя ёлка» |
Январь | 16. Лепка из фольги «Снежинки» | 17. Лепка Тесто из опилок «Белый медведь» | 18. Рисование по трафарету «Животные жарких стран» | |
Февраль | 19. Ленточная аппликация «Аленький цветочек» | 20. Рисование. Городецкие узоры на разделочной доске | 21. Тестопластика «Полкан-Кентавр» | 22. Роспись Каргопольской игрушки |
Март | 23. Рисование по сырой бумаге «Весна» | 24. Декоративное рисование «Гжель» | 25. Лепка из солёного теста «Корзиночка с завтраком» | 26. Аппликация из ткани «Платья для кукол» |
Апрель | 27. Рисование свечой «Вечерний город» | 28. Лепка из глины. Филимоновская игрушка «Козлик» | 29. Роспись Филимоновской игрушки | 30. Аппликация из соломки «Золотая рыбка» |
Май | 31. Рисование Узелковый батик «Весенние цветы» | 32. Декоративное рисование «Тюльпаны» | 33. Аппликация из яичной скорлупы «Бабочка» | Диагностика (3 часа) |
Итого: 105 часов
Примерный учебный план занятий представлен в Приложении 3;
Динамические паузы в Приложении
4;
Конспекты занятий в Приложении
5.
Список литературы – Приложение
6;
Презентация – Приложение 7