Первые представления ребёнка о себе, об окружающем его мире обычно очень разрозненны и бессистемны. Задача взрослых – помочь разобраться и осознать многообразие мира, Мы считаем, что ценностными ориентирами в наше время должны стать ненасилие, мир, где приоритетом выступают общечеловеческие ценности – жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, способности к межкультурному диалогу, к установлению культуры мира. Это является актуальной проблемой на сегодня.
Наши воспитанники, как и многие их сверстники, много путешествуют. Вместе со своими родителями дети путешествуют по памятным местам нашей родины, а также отдыхают во многих зарубежных странах, поэтому предпочтение в выборе стран для знакомства их с детьми мы отдали тем странам, где дети уже бывали. Это Россия, Греция, Белоруссия, Казахстан, Германия, Франция, Англия, Китай, Египет, Индия ( в нашем городе проживают семьи индийских моряков; подводные лодки ВМФ Индии ремонтируют и модернизируют в нашем городе, а дети моряков посещают наши детские сады и школы).
Знакомство детей со странами и народами мира необходимо было начать с организации предметно-развивающей среды. Для этого в дошкольном учреждении был начат сбор материалов на данную тему:
– подбор иллюстраций, картинок, фото
(национальный костюм, флаг и герб страны,
известные памятники, достопримечательности и
др.);
– подбор произведений мировой художественной
культуры (сказки, стихи, фольклёр народов мира);
– подбор подвижных игр разных стран;
– подбор интересной познавательной информации о
столицах государств, полезных ископаемых,
традициях народов, основных
достопримечательностях.
Также в помощь детям по данной проблеме можно считать организацию познавательно-исследовательского комплекса:
– музей «Русская изба»;
– создание в группах старших дошкольников
центров «Я живу в России»;
– создание познавательных журналов «Вокруг
света»;
– организация мастерской «Наши руки не для
скуки»;
– создание коллекций камней, игрушек, сувениров,
фото, привезённых из дальних путешествий;
– организация и проведение на заключительном
этапе работы музыкального фестиваля «Дружат
люди всей Земли».
Посещением музея «Русская изба» начинается знакомство детей с жизнью, традициями, бытом русских семей в прошлые времена. Тут детям предлагается увидеть простоту и красоту предметов домашнего обихода – посуду, охотничьи принадлежности, одежду, обувь, детские игрушки того времени (шаркунки, тряпичные куклы), дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, с лучшими образцами русского декоративно-прикладного искусства ( северная резьба по кости, мезенская роспись, предметы обихода из бересты – туеса, лукошки, каргопольская игрушка, лоскутное шитьё).
Создание в группах центров «Я живу в России» помогает детям познакомиться с символикой России, народами и народностями, проживающими на территории России, предметами народных и современных промыслов, с произведениями современных детских поэтов и писателей.
Создание журналов «Вокруг света» является совместной деятельностью педагогов, детей и родителей, так как размещённый здесь материал является результатом совместного поиска. Вся информация расположена по порядку: символика, национальный костюм, месторасположение на карте мира, климатические и ландшафтные особенности, полезные ископаемые, достопримечательности, традиции, произведения устного творчества и авторские. Усваивать ценности, значимые для всех людей, наши педагоги учат детей в процессе творческой деятельности, которая формирует мировоззренческую позицию – понимание добра и зла, справедливости; понятия «сходство» и «различие» вещей, животных, людей, единство и многообразие окружающего мира.
Работу по знакомству детей со странами и народами мира также можно проводить и в продуктивной деятельности: аппликации, конструировании, рисовании, используя все доступные средства изображения. Здесь детям предлагается создание работ с символичной тематикой: «Во поле берёзка стояла», «Индийский слон», «Египетские сандалии» и др.
Наш детский сад работает по программе «Радуга», поэтому создание коллекций камней, ракушек, сувениров, привезённых из дальних путешествий, помогает педагогам реализовывать программу. А заключительный музыкальный фестиваль «Дружат дети всей земли» является итогом всей работы по знакомству старших дошкольников со странами и народами мира. На фестивале дети исполняют песни и танцы народов мира, закрепляют полученные знания, играют на национальных инструментах.
Знакомство детей со странами и народами мира, мировой культурой и мировыми ценностями, лучшими литературными произведениями и достопримечательностями и приобщение к ним является важной образовательной задачей. Это может быть основой складывающейся картины мира у дошкольников и ляжет в основу будущих ценностных ориентиров личности: отношение к окружающему миру, к людям, к своей стране, к обычаям и ценностям других народов – тому, что взрослые называют уважением, терпимостью. И формировать эти качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте, так как у человечества на Земле есть только один способ жить – это жить в мире и согласии.
Далее мы предлагаем примерное перспективное планирование по теме «Знакомство детей старшего дошкольного возраста со странами и народами мира», которое предполагает деятельность в старшей и подготовительной группе. Образовательная деятельность проводится в течение двух недель в рамках данной проблемы с использованием изготовленного методического оборудования.
Примерное перспективное планирование по теме: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста со странами и народами мира».
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста со странами( Россия, Германия, Франция, Англия, Казахстан, Белоруссия, Греция, Египет, Индия, Китай и народами, их населяющими.
Общие задачи:
– вызвать интерес к жизни народов других стран,
– познакомить с элементарными представлениями о
стране,
– воспитывать уважение к народам различных
стран, их обычаям, устоям, особенностям.
Задачи (старшая группа):
– дать представление о стране и её природных
богатствах: реках, морях, горах, Познакомить с
флорой и фауной.
– познакомить с национальным костюмом.
– познакомить с литературой и устным народным
творчеством.
– развивать творческие способности в
продуктивной и музыкальной деятельности через
знакомство с народными промыслами.
– познакомить с подвижными играми народов мира.
Задачи (подготовительная группа):
– познакомить с традициями народов мира и
достопримечательностями стран.
– продолжать знакомить с устным народным
творчеством и произведениями писателей и поэтов
стран мира.
– продолжать развивать творческие способности
детей в продуктивной и музыкальной деятельности.
Продолжать знакомить с народными промыслами.
– продолжать знакомить с подвижными играми
различных народов.
– познакомить с символикой, геральдикой стран,
географическим положением на карте мира.
Старшая группа.
1 неделя.
Понедельник – Россия.
Вторник – Белоруссия.
Среда – Казахстан.
Четверг – Германия.
Пятница – Франция.
2 неделя.
Понедельник – Англия.
Вторник – Греция.
Среда – Египет.
Четверг – Индия.
Пятница – Китай.
(образовательная деятельность интегрируется со следующими образовательными областями: познание + физическая культура + чтение художественной литературы + музыка + художественное творчество).
Продуктивная деятельность.
1 неделя.
Понедельник – аппликация способом обрывания
«Во поле берёза стояла».
Вторник – аппликация «Рушник».
Среда – оригами «Тюбетейка».
Четверг – рисование «Моя семья».
Пятница – оригами «Галльский петушок».
2 неделя.
Понедельник – аппликация «Лондонский зоопарк»
(вырезывание зверей по шаблонам).
Вторник – лепка «Кувшин».
Среда – конструирование из бумаги «Египетские
сандалии».
Четверг – лепка «Слон».
Пятница – рисование путём смешивания красок
«Лотос».
Подготовительная группа
1 неделя
Понедельник – Россия.
Вторник – Белоруссия.
Среда – Казахстан.
Четверг – Германия.
Пятница – Франция.
2 неделя.
Понедельник – Англия.
Вторник – Греция.
Среда – Египет.
Четверг – Индия.
Пятница – Китай.
(образовательная деятельность также интегрируется со следующими областями: познание + музыка + чтение художественной литературы + художественное творчество + физическая культура).
Продуктивная деятельность.
1 неделя.
Понедельник – аппликация из геометрических
форм «Лоскутное одеяло».
Вторник – рисование «Зубры в Беловежской пуще».
Среда – аппликация «Поясок».
Четверг – рисование по сказкам «Кот в сапогах»,
«Бременские музыканты».
Пятница – художественное вырезывание
«Кружевной воротничок» (из гармошки).
2 неделя.
Понедельник – конструирование из бумаги
«Замок».
Вторник – конструирование из бросового
материала «Парусник».
Среда – конструирование из развёртки
«Пирамида».
Четверг – конструирование из бросового
материала « Браслеты».
Пятница – конструирование из бумаги и рисование
«Роспись веера».