Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Воспитанник должен сам на основе традиционных ценностей формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
С учетом такого подхода вырисовывается ряд
общих положений, которые могут быть основой
организации воспитательной работы в условиях
коррекционного класса. Среди них наиболее
актуальными являются понятие о «социализации»
как процессе вхождения ребенка в социальную
среду, усвоения им социального опыта, освоение и
приобретение системы социальных связей.
Ориентируясь на положение Л.С. Выготского о том,
что «ребенок усваивает только тот опыт, который
был им воспринят», в процессе социализации можно
выделить два аспекта:
а) усвоение ребенком
социального опыта, форм, способов, моделей
поведения;
б) воспроизведение системы
социальных связей, форм, моделей поведения в
активной деятельности ребенка в социальной
среде.
Однако учащиеся коррекционного класса
развиваются в условиях деформированного
процесса социализации:
– в ситуации ограниченной социальной
активности, недостаточного включения ребенка в
различные виды практической деятельности;
– в условиях ограниченных сфер реализации
усвоенных социальных норм и социального опыта и
пр.
Все это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка.
Кроме названных, имеется и ряд других факторов,
которые также отрицательно сказываются на
усвоении детьми социального опыта. К ним
относятся следующие:
– у большинства учащихся есть отклонения в
состоянии здоровья и психическом развитии:
задержка психического развития (ЗПР) или
интеллектуальная недостаточность разной
степени выраженности;
– односторонность, бедность мотивационной
сферы; агрессивность, стремление обвинить в
своих бедах окружающих; неумение и нежелание
признать свою вину (А. Прихожан, Н. Толстых);
– поверхностность, поспешность, нервозность
контактов; неумение общаться (то домогается
внимания, то отторгает его, переходя к агрессии
или пассивному отчуждению); эмоциональная
нестабильность, искаженная потребность в любви
(B.C. Мухина);
– неразвитость механизмов управления своим
поведением в соответствии с меняющимися
обстоятельствами, формирование различного рода
«защитных образований», когда вместо умения
самому справиться с трудной ситуацией возникает
аффективное реагирование, обида, перекладывание
ответственности на других (А. Прихожан);
– иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»),
отсутствие бережливости, инфантилизм,
замедленное самоопределение, незнание и
неприятие самого себя как личности,
неспособность к самостоятельному выбору своей
судьбы;
– «перегруженность» отрицательным опытом,
негативными ценностями и образцами поведения.
Все эти черты — своего рода защита ребенка от мира взрослых, неумелая попытка школьника противостоять тем ситуациям, в которые он попадает. Исследования показывают, что при условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребенка.
Ребенок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учета его возрастных интересов — вот почему в основу разрабатываемого проекта были положены два момента: мотивы и ведущие виды деятельности.
Для старшего школьного возраста (14-16 лет) основными
мотивами являются:
– желание занять свое место в мире взрослых;
– утвердиться в компании сверстников;
– чувствовать себя уверенно в своей компании и
т.п.
Ведущие виды деятельности:
– интимно-личное общение (друг с другом, с
друзьями – через позицию своих настроений и
желаний);
– учебно-профессиональная деятельность (в
большой степени ориентирована на помощь
подростку в его профессиональном
самоопределении).
Учитывая вышесказанное, была проведена диагностика уровня сформированности навыков общения (Приложение 1).
Результат исследования:
Результаты исследования показали, что у большинства учащихся сформированность навыков общения с окружающими людьми находятся на низком уровне. Таким образом, одной из основных составляющих воспитательной работы с классом становится развитие навыков общения, на которое направлен данный проект.
Цель проекта: усвоение учащимися, обучающихся по программе VIII вида, новых социальных норм через отработку навыков общения для более успешного протекания процесса социализации и коррекции отрицательных наслоений в личности ребенка.
Задачи проекта:
1. Развитие умения общаться в разных социальных
группах
2. Развитие навыков речевого общения
3. Развитие навыков жестового общения
4. Развитие умения слушать
5. Развитие адекватного эмоционального
реагирования
6. Поведение в конфликте
Сроки реализации проекта: 1 год
Перечень критериев сформированности навыков общения с окружающими людьми:
– знает свои «сильные» и «слабые» стороны;
– умеет общаться в разных социальных группах;
– имеет навыки речевого, жестового общения;
– владеет своим настроением, мимикой лица;
– знает правила взаимоотношений между людьми;
– умеет слушать и быть интересным другом;
– может расположить к себе человека; умеет
улыбаться, спорить, избегать драки, конфликта;
– умеет работать сообща, сотрудничать, учитывать
интересы и желания других.
Таким образом, основными итогами воспитательной работы в плане социализации школьников подросткового возраста являются: становление и развитие системы социальной идентичности, осознание своего места в обществе, формирование «чувства взрослости».
Предполагаемый результат проекта
Приложения:
- Диагностика уровня сформированности навыков общения (Приложение 1)
- План-карта действий по реализации проекта. (Приложение 2)
- Коррекционно-развивающее занятие «Правила поведения и формы общения» (Приложение 3)
- Комплексное занятие «Я – друг, Я – подруга» (Приложение 4)
- Коррекционно-развивающее занятие «Эмоции и наше поведение» (Приложение 5)
- Практикум «Проигрывание конфликтных ситуаций из жизни класса» (Приложение 6)
- Лист для индивидуальной работы (Приложение 7)
Список литературы
- Выготский. Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней шкоды (2-е изд.)/ Серия «Справочники». – Ростов н/Дону: «Феникс», 2004г.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной шкоды (2-е изд.)/ Серия «Справочники». – Ростов н/Дону: «Феникс», 2004г.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, 1994
- Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. – М.: Издательство «Книголюб», 2007
- Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 2. Кто Я? Методическое руководство. – М.: Издательство «Книголюб», 2007
- Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Творческая тетрадь. – М.: Издательство «Книголюб», 2007
- Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 2. Кто Я? Творческая тетрадь. – М.: Издательство «Книголюб», 2007
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000
- Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – 4- е изд. – М.: АРКТИ, 2008-10-26