Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста в условиях специального коррекционного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Ежегодно на дорогах нашего города происходит свыше 10 тыс. дорожно-транспортных  происшествий. В них погибают более 20 человек. В нашем городе ситуация с ДТП с участием детей остается сложной. Если обратить внимание на возраст детей попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Анализ статистических данных, проведенных совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:

  • незнание дошкольниками элементарных правил дорожного движения;
  • неумение адекватно оценить свои силы и возможности;
  • безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, то обстоятельство, что дошкольное образование является самой первой ступенью в системе образования, педагогическим коллективом детского сада № 8 особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

Наш детский сад является специализированным учреждением для детей с ДЦП и двигательным нарушением. Нарушение двигательной функции и речи детей отражаются на уровне их психического развития. Независимо от степени двигательных дефектов у детей встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта, которые проявляются в повышенной возбудимости ребенка. У детей с ДЦП осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Это приводит к тому, что у ребенка задерживается формирование целостного представления о предметах, их свойствах, что ведет к недостаточному запасу знаний и представлений об окружающем мире.

Мы разработали перспективный план о ПДД (Приложение 1), потому что считаем эту тему наиболее актуальной. Важно, как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах, дороге и в общественном транспорте. Знакомить с «азами» дорожного движения надо еще со школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир. Он способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о ПДД. В перспективный план включены разделы программы воспитания  и другие разделы программы воспитания (продуктивная деятельность, худ. литература, физ. культура). Это дает желаемый результат. Представления о ПДД, полученные на целевых прогулках и беседах закрепляются на занятиях лепки, аппликации, ручного труда, рисования, конструирования, при рассматривании картин, иллюстраций.

Работая над планом, учитывали:

  • Программные указания под ред. Васильевой;
  • Интересы детей;
  • Рекомендации ГИБДД;
  • Возрастные особенности детей;
  • Особенности развития детей.

Ребенок – это тот «живой материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому наш план по пропаганде правил безопасного поведения на дорогах – это план на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будут неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Этот план нацелен на формирование целостной системы знаний, на обеспечение психологического и интеллектуального развития ребенка. Каждое занятие, мероприятие помогает детям успешно усвоить ПДД.

В группе созданы специальные условия для реализации программы, способствующие развитию определенных знаний и навыков по правилам поведения на дорогах и в общественном транспорте: наглядные пособия, атрибуты, картины, художественная литература, подборка игр и упражнений (Приложение 2).